Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека.




Воображение как процесс преобразования представлений.

Воображаемые образы только кажутся полностью оторванными от действительности. Они не возникают «из ничего». Источником воображаемых образов является реальная действительность, жизненный опыт человека, его общая культура и индивидуальность.

Образы воображения, представляющие собой нечто несуществующее, неявное, необычное, возникают на основе преобразования имеющихся у человека образов памяти и представлений. Правда, воображение не задает строгой программы самой деятельности, хотя порой и заменяет эту деятельность.

Влюбом случае формирование образа воображения включает мыслительные операции анализа, абстрагирования и синтеза. Анализ позволяет выделить в образе воображения отдельные элементы объекта.

Абстрагирование, отделяя и освобождая образы этих частей или самого объекта от всего, что их окружает, способствует возникновению процесса воображения.

Врезультате синтеза порождаются разнообразные связи между образами элементов объекта, в совокупности приводящие к совершенно

новому образу нового объекта, не имеющего аналога в реальной жизни. При этом используются следующие приемы (способы) преобразования представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация и типизация.

Агглютинация – это соединение («склеивание») в одном образе различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, пегас, сфинкс, избушка на курьих ножках и др.), а также многие технические конструкции (гидросамолет, современная стиральная машина, современный многофункциональный мобильный телефон и др.).

Гиперболизация – это увеличение или уменьшение предмета или изменение количества частей и их смещение (например, гном, великан, дракон с семью головами и др.).

Заострение – это подчеркиваниекаких-либопризнаков объекта. Например, хитрость у лисы, трусость у зайца в сказках. Этот прием широко используют художники, создавая дружеские шаржи и злые карикатуры.

Схематизация – это сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Таким путем созданы такие сказочные персонажи как богатырь или ведьма. Его же используют художники, создающие орнамент, элементы которого взяты из растительного мира.

Типизация – это выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. Данный прием широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи (например, Онегин и Печорин в литературе).

 

Связь воображения с деятельностью, поведением и органическими процессами человека.

Физиологический механизм воображения до сих пор считается плохо изученным. На основе физиологических процессов воображение представляет собой системную, интегративную психическую деятельность мозга, направленную на установление новых сложных ассоциативных связей между различными «следами», сохранившимися в памяти. Считается, что образы воображения возникают в результате образования новых временных нервных связей, таких их комбинаций, которые ранее не образовывались. Конечно, в этот процесс вовлечены непосредственно мышление, речь и другие психические процессы. В процесс воображения включены обе сигнальные системы человека. При этом вторая сигнальная система через слово является главным источником воображения.

Воображение играет в жизни человека значительно большую роль, чем иногда это осознается. Без воображения немыслима никакая творческая деятельность. Современные автомобили, лазеры, компьютеры, телевидение, мобильная связь, космические ракеты – всего этого у человечества не было бы, если бы человечество не было способно к воображению. Модернизм в искусстве, разыгрываемые военными на штабных картах баталии, угроза надвигающейся экологической планетарной катастрофе – все это плоды человеческой способности к воображению. «То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении», - подметил английский поэт и художник У.Блейк.

Ситуативное поведение человека также в значительной мере подвержено влиянию его воображения.

Воображение может придать человеку дополнительные силы и направить его на героические поступки, а может и толкнуть его на преступные действия (например, ревность, возникшая у Отелло на основе его воображения, вылившаяся в трагедию).

Большую помощь оказывает воображение в деловой и межличностных сферах взаимодействия людей. Способность вообразить реакцию на свое поведение, вообразить себя на месте собеседника дает возможность адаптироваться в социальной среде, избегать неконструктивных конфликтов в трудовых коллективах, влиять на людей в период предвыборных компаний и т.п.

Иногда воображение играет роль своеобразного механизма

психологической самозащиты человека. Так, эмоциональные негативные переживания человека могут быть ослаблены за счет воображаемых образов

 

будущей позитивной обстановки. Мечты о желанной профессии или карьере удержат подростка от курения, употребления алкоголя, совершения асоциальных поступков. В последнем случае воображение выступает в качестве регулятора воли человека.

Связь воли с воображением значительно существеннее, чем это кажется на первый взгляд. Воображение иногда так захватывает творческого человека, что опередив свое время, он вынужден противопоставлять свою волю и мужество нападкам и критике оппонентов. Примеры: Н. Коперник, Г. Галилей, Леонардо да Винчи, Циолковский, изобретатель вертолета И. Сикорский, офтальмолог С. Федоров, хирург Г. Илизарьев и др.

Воображение оказывает регулирующее действие и на процессы, происходящие в организме человека, т.е. на органические процессы. Каждому знакомо состояние, когда образ воображаемой ситуации вызывает чувство стыда, страха, учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, обильное потоотделение и др.

Есть лица, способные силой воображения вызвать у себя повышение температуры, учащенное сердцебиение или даже болезнь, реальные ожоги кожи. Еще в средние века были известны поразительные факты: у некоторых глубоко верующих людей, после размышлений о муках, которые претерпел на кресте Иисус Христос, появлялись знаки распятия на ладонях и ступнях в виде кровоподтеков и даже язв.

Связь образов воображения с органическими процессами используется в технике аутогенной тренировки, йоге и медитации.

Виды воображения.

Учеловека присутствуют различные виды воображения, которые можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру активности выделяют активное и пассивное воображение, последнее, в свою очередь, может быть как преднамеренным (произвольным), так и непреднамеренным (непроизвольным).

По результатам воображение может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим.

По виду деятельности различают художественное, техническое, музыкальное, литературное и др. воображение.

Рисунок 7.5 – Классификация видов воображения

Активное воображение формирует образы по желанию субъекта, связанные с какими-тонереализованными потребностями человека. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего. Оно направлено в будущее и связано с волевым решением творческих и личностных проблем. В качестве примеров можно привести:

-воображение художника, обдумывающего в своей мастерской проекты будущих работ;

-воображение конструктора, создающего новый летательный аппарат;

- групповую процедуру «мозгового штурма» при поиске и разработке идеи в научной лаборатории, когда из совокупности процессов воображения участников вырисовывается то, что может быть осуществимо.

Пассивное воображение формирует образы, которые не предназначены для их воплощения в жизнь. Оно может проявляться в грезах, фантазиях, сновидениях, галлюцинациях. Чаще всего этот вид воображения ориентирован на психологическое вытеснение негативных эмоций или сохранение положительных, т.е. играет роль психологической самозащиты. Человек как бы компенсирует ту часть своего повседневного бытия, которая оказалась нереализованной покаким-топричинам(из-засобственной нерешительности, противодействия оппонентов, отсутствия необходимой информации). Пассивное воображение в большинстве случаев заменяет человеку необходимость действовать. Такое воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.

Непреднамеренное воображение возникает, главным образом, при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Человек может вызывать пассивное воображение и преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на их воплощение в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-торадостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов воображения (фантазии) c потребностями личности.

Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, который свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая его жизнь трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время в реальной жизни.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение проявляется в ситуациях воссоздания образа объекта, существующего реально, но представленного в словесных описаниях, схемах, чертежах, эскизах. Оно широко задействовано в учебной деятельности, когда по имеющимся описаниям исторических событий, географических мест, процессов работы над изобретениями или открытиями учащийся может живо вообразить (представить в виде яркого образа) работу ученого, историческую ситуацию,

конкретный географический объект и т.п. Такое воображение обеспечивает более глубокое и полное восприятие читаемой художественной литературы.

Творческое воображение формирует образы, не имеющие прообразов в реальном мире. Это самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т.е. деятельности, создающей новые, оригинальные продукты. Его результатом является создание образов объектов, ранее не существовавших в действительности.

Репродуктивное и творческое воображение тесно связаны. В любом виде творческой деятельности они всегда присутствуют вместе.

Формы воображения.

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

Мысленный эксперимент – это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью – образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям. Эта форма воображения часто используется на ранних стадиях проектирования организационных, технических и экономических систем, когда реальные эксперименты невозможныиз-задефицита времени, ограниченности материальных средств или связаны с опасностью для жизни людей, участвующих в разработке систем.

Фантазия – это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной

всознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом – инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность. Она порождает творческую активность человека, приближает будущее. Яркий пример – научно-техническаяфантазия Ж.Верна, который предсказал появление телевидения, подводных лодок и многого другого.

Фантазия в психологии может исполнять и чисто прагматическую роль. Так, «продукты» фантазии используются в диагностике личности. Например,

втесте проективного типа «несуществующее животное» от испытуемого требуется придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему оригинальное имя. Анализ результатов выполненного теста позволяет выдвигать гипотезы о психических особенностях личности, ее творческой потенции, возможных нарушениях психических процессов и др.

Фантазия иногда используется как средство стимуляции мышечной активности, средство повышения физической и умственной работоспособности. Например, неоднократный чемпион мира по плаванию С. Холанд (Австралия) признался, что в процессе заплыва он воображает, что спасается от акулы-людоеда,которая гонится за ним.

Мечта – это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время. Между мечтой и ее воплощением в жизнь

располагаются воля, решительность и целеустремленность. Эти личностные качества составляют силу мечты, дают ей крылья для полета.

Мечта, как и фантазия, способна преобразить мир и самого человека. Без мечты человек не использует даже половины своих возможностей. Он становиться скучным придатком того, к чему его «приспособила» жизнь (к ремеслу, стереотипному образу жизни и т.п.). Мечта дает возможность человеку жить настоящим и будущим, жить за себя и за других людей, т.е. одновременно жить несколькими жизнями. Мечта определяет судьбу человека, его характер, его личность.

Грезы – это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир. В грезах отсутствует воля индивида. Считается, что грезы свидетельствуют о наличии у него некоторых дефектов развития личности: безволия, плохой социальной адаптируемости, иждивенчества, крайней нерешительности, пассивности, неуверенности в себе, замкнутости. Такой индивид ищет в грезах тишины, уюта, защищенности от чуждого ему внешнего мира. Грезы заменяют ему реальность, от которой он стремится убежать. Они отвлекают его от несбывшихся надежд, перенесенных жизненных потрясений, смягчают повседневный гнет тяжелых мыслей.

Сновидения – это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным отношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формирования которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований. Осознание и субъективное переживание сновидения происходит, как правило, сразу (или в течение нескольких минут) после пробуждения человека из фазы быстрого сна. В образах сновидения объекты различной природы (события, процессы, предметы, люди, животные), относящиеся как к давно ушедшим годам, так и событиям пережитого дня. И все это сопровождается чувственными и эмоциональными переживаниями.

Установлено, что «тематика» сновидений обусловлена в значительной степени индивидуально-личностнымиособенностями человека, его стилем жизни, профессиональными занятиями и, что особенно важно, состоянием его психического и физического здоровья.

Последний фактор позволил З.Фрейду утверждать, что в бодрствующем состоянии человек не может осознать себя, так как этому

мешает его внутренняя цензура. Образы сновидения уменьшают накопленную днем напряженность и представляют собой своеобразный механизм психологической защиты человека. Это подтверждается известной закономерностью: чем более тревожный и беспокойный образ жизни ведет человек, тем больше его потребность во сне. И наоборот, потребность во сне снижается в периоды хорошего настроения, самочувствие и уверенности.

Функциивоображения.

Все виды воображения человека в целом обеспечивают выполнение ряда функций. К ним относятся:

–активизация наглядного образного мышления;

–управление эмоционально-потребностнымисостояниями;

–произвольная регуляция познавательных процессов;

–создание и реализация внутреннего плана действий;

–управление физиологическими состояниями.

Первая функция заключается в том, что образы созданные воображением далее проверяются на предмет возможности их практической реализации. И чаще всего такую проверку осуществляет именно нагляднообразное мышление. По существу образы воображения представляют собой ту же проблемную ситуацию, которая и «запускает» процесс нагляднообразного мышления. Результатом этого процесса является принятие решения о возможности или невозможности реализовать созданный воображением образ. Когда результат отрицательный, то вновь включается процесс воображения, который корректирует ранее созданный образ или создает принципиально другой образ, который опять проверяется на возможность реализации наглядно-образныммышлением. В результате, после некоторого числа таких циклов находится решение первоначально возникшей ситуации. Естественно, в этой ситуации задействовано активное воображение.

Вторая функция, т.е. управлениеэмоционально-потребностнымисостояниями, заключается в том, что вызванная некоторой потребностью состояние эмоциональной напряженности ослабляется (или снимается целиком) теми образами, которые предлагает сознанию человека его воображение. Эта функция чаще свойственна пассивным видам воображения.

Функция произвольной регуляции познавательных процессов заключается в том, что при разрешении неопределенной проблемной ситуации человек осуществляет сложнуюаналитико-синтетическуюдеятельность. В этой деятельности задействованы воображение, мышление, память, восприятие. При этом образы, созданные воображением, при их дальнейшей «разработке» определяют необходимость и последовательность подключения других познавательных процессов. Эта функция также свойственна преимущественно активному воображению.

Функция создания и реализации внутреннего плана действий свойственна активному воображению. Она обеспечивает создание

внутреннего плана действий (или стратегии разрешения проблемной ситуации).

Функция управления физиологическими состояниями выполняется пассивными видами воображения, чаще всего произвольным воображением. Она основана на связи образов воображения с физиологическими процессами, происходящими в организме человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: