Силы от давления газа Р с одной стороны действуют на крышку цилиндра, а с другой – на поршень и через него на шатунно-кривошипный механизм компрессора и подшипники. Таким образом, эти две равные, но противоположно направленные силы замыкаются внутри компрессора. Направленные силы инерции внутри компрессора не замыкаются и действуют на него как внешние силы, возбуждая вибрации и качания машины.
Силу Ри можно разложить на силы Рш и Nв. Сила Рш действует на конец кривошипа и создает момент Мк = Рш·h. Приложим к центру коленвала О две противоположные силы, равные и параллельные Рш. В результате получим пару сил таким же моментом Мк и силу Рш, воспринимаемую подшипниками вала.
Разложим силу Рш на две составляющие, одну по направлению оси цилиндра и другую по перпендикулярному ей направлению.
Сила по направлению оси цилиндра
Нормальная сила
Сила Nв на плече А дает опрокидывающий момент, численно равный Мк, но противоположный по направлению. В процессе работы компрессора момент Мк через анкерные болты передается на фундамент.
Величина Мк = Рш·h может быть выражена так:
– момент компрессора, противодействующий вращению вала.
Момент Мк равен алгебраической сумме моментов
Мк = Мд - JЕ,
где JЕ – момент касательных сил инерции вращающихся масс;
J– момент инерции вращающихся масс (в большинстве случаев его можно приближенно принять равным моменту инерции маховика);
Е – угловое ускорение коленчатого вала.
Момент J·Е меняется по величине и знаку так же, как и площадки между кривой EТ + Тв и Тср на протяжении каждого оборота вала.
Nв ·А = - Мк – опрокидывающий момент, направлений в сторону вращения вала.
В то же время двигатель компрессора создает крутящий момент Мд. На корпус его действует обратныйкрутящий момент – Мд, который передается на фундамент. Обычно под компрессором и двигателем устраивают общий фундамент, и в том случае моменты вычитаются. Общий фундамент воспринимает реактивный момент
|
W = Мк – Мд = - J·Е,
обратный моменту касательных сил инерции маховика и меняющий свой знак противоположно знаку Е.
Станина компрессора во время его работы находится под действием двух противоположно направленных сил. Одна из них Р±Тn, действующие на цилиндр, приложена в месте крепления его к станине, другая сила – Рn приложена к подшипникам коленчатого вала. Алгебраическая разность этих сил равна силе инерции возвратно-движущихся частей Рn – Р ±Тn = Jn. В том случае, когда силы инерции Jn неуравновешенны, они действуют на фундамент компрессора.
У вертикальных компрессоров эти силы будут периодически прижимать машину к фундаменту и отрывать ее от фундамента в течение каждого оборота. У горизонтальных компрессоров эти силы будут создавать в течение каждого оборота переменный момент, стремящийся опрокинуть машину.
Равнодействующая неуравновешенных сил инерции вращающихся масс на валу компрессора будет действовать по-разному, вращающемуся вместе с валом.
Так как направление ее действия меняется циклично с числом оборотов, эта сила будет расшатывать компрессор на фундаменте.
Уменьшение вибраций машины может быть достигнуто двумя способами:
1. Собранием массивныхфундаментов, что значительно удорожает установку и вызывает дополнительный расход мощности на колебания фундаментов, достигающих иногда 5% полезной, затрачиваемой на привод машины.
|
2. Уравновешиванием сил инерции.
Силы инерции являются свободнымиотносительно машины силами, поэтому уравновешивать их можно только другими силами инерции, изменяющимися по такому же закону, как и уравновешиваемые (с таким же периодом и амплитудой колебаний), но с противоположным направлением.
Машина считается уравновешенной, если равнодействующая сил, передаваемых на фундамент при установившемся режиме работы, постоянно по величине и направлению.
Силы от давления газа в цилиндрах на фундамент не передаются.