Русский язык и культура речи




 

Описание теста
Для факультетов, изучающих курс "Русский язык и культура речи":   Факультет агрономии и экологии (72 часа).   Факультет агрохимии и защиты растений (72 часа).   Факультет архитектурно-строительный (08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений", 72 часа).   Факультет ветеринарной медицины (72 часа).   Факультет гидромелиорации (72 часа).   Факультет землеустроительный (72 часа).   Факультет зоотехнии (72 часа).   Факультет механизации (72 часа).   Факультет перерабатывабщих технологий (72 часа).   Факультет плодоовощеводства и виноградарства (72 часа).   Факультет прикладной информатики (72 часа).   Факультет учетно-финансовый (72 часа).   Факультет финансы и кредит (72 часа).   Факультет экономический (38.03.01 Экономика, «Экономика предприятий и организаций», 72 часа).   Факультет энергетики (72 часа).   Учебный военный центр (23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, «Автомобили и тракторы», 72 часа).

 

№1 (Балл 1)
Выбор слов для выражения смыслов осуществляется на … уровне языка.
  фонетическом
  морфологическом
  лексическом
  синтаксическом

 

№2 (1)
Культура речи как лингвистическая наука не изучает:
  литературный язык
  совокупность и систему коммуникативных качеств
  слово как единицу языка
  психолингвистику

 

№3 (1)
Язык выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. В этом проявляется такая функция языка, как
  коммуникативная
  аккумулятивная (эпистемическая)
  познавательная (гносеологическая)
  эмоциональная

 

№4 (1)
Выбор конструкций и формирование предложений с помощью морфологически оформленных слов осуществляется на … уровне языка.
  фонетическом
  морфологическом
  лексическом
  синтаксическом

 

№5 (1)
Язык помогает людям общаться и передавать информацию как в устной, так и в письменной форме. И в этом проявляется такая функция языка, как
  коммуникативная
  аккумулятивная
  познавательная
  эмоциональная

 

№6 (1)
Аккумулятивная функция языка заключается в том, что язык служит:
  средством общения
  средством воздействия на слушателей
  средством сохранения и передачи информации
  средством сознания, он формирует мышление человека и общества

 

№7 (1)
Язык используется в двух своих формах:
  художественной и научной
  устной и письменной
  поэтической и прозаической
  книжной и разговорной

 

№8 (1)
Звуки изучает раздел лингвистики…
  морфология
  синтаксис
  фонетика
  морфемика

 

№9 (1)
Единицей языка не является…
  предложение
  звук
  буква
  слово

 

№10 (1)
Выберите вариант ответа:
  заяц - это морфема
  заяц - это слово
  заяц - это звук
  заяц - это сочетание морфем

 

№11 (1)
Определите, к какому типу знаков относятся перечисленные ниже понятия:
  (1) желтые листья [1] естественный знак
  (2) школьный звонок [2] искусственный знак
  (2) символ олимпийскиъ игр  
  (1) звук "а"
  (2) "зебра" на пещеходном переходе

 

№12 (1)
Установите последовательность знаков в системе языка:
  Звук (фонема)
  Морфема
  Слово
  Словосочетание
  Текст
Ответ: 1 2 3 4 5
     

 

№13 (1)
Правила написания изучает…
  словообразование
  этимология
  орфография
  морфемика

 

№14 (1)
Определите неправильое определение термина:
  Диалог - это разговор двух лиц, обмен репликами
  Монолог - это развёрнутая речь одного лица
  Внутренний монолог - это речь, обращённая к другим слушателям или читателям
  Полилог - это разговор нескольких лиц, обмен репликами между ними

 

№15 (1)
Какой язык не относятся к восточнославянской группе?
  болгарский
  белорусский
  русский
  украинский

 

№16 (1)
… язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.
  Племенной
  Национальный
  Народный
  Литературный

 

№17 (1)
Слова бомжатник, тусовка, бабки относятся
  к литературному языку
  к разговорному стилю
  к диалекту
  к жаргону

 

№18 (1)
Кодификация норм литературного языка - это
  обучение им в учебных заведениях
  следование им всех образованных людей
  изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных
  закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях

 

№19 (1)
С точки зрения лексического состава, в русском языке больше
  терминов
  специальных слов
  книжных слов
  разговорных слов

 

№20 (1)
… - это речь людей, объединенных возрастом, общими интересами, профессией и т.д.
  диалект
  просторечие
  жаргон
  арго

 

№21 (1)
Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это
  разговорная речь
  литературная норма
  язык публицистического стиля
  язык художественной литературы

 

№22 (1)
Слова висяк (нераскрытое уголовное дело), нехило (хорошо), стремный (страшный, гадкий) являются
  нормативными
  просторечными
  жаргонизмами
  диалектизмами

 

№23 (1)
В рекламных текстах не используется
  нейтральная лексика
  общественно-политическая лексика
  экономическая лексика
  терминология

 

№24 (1)
Литературный язык характеризуется следующими параметрами:
  наличием жаргона
  нормативностью
  наличием диалекта
  монофункциональностью

 

№25 (1)
В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает:
  язык от Ломоносова до наших дней
  язык от Пушкина до наших дней
  язык от Толстого до наших дней

 

№26 (1)
Признаками литературного языка являются:
  нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, наличие устной и письменной форм
  нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, наличие жаргонной лексики, наличие устной и письменной форм
  нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, лексикографическая грамотность, наличие устной и письменной форм

 

№27 (1)
Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы:
  научная сфера
  обиходно-бытовое общение
  СМИ

 

№28 (1)
В предложении «Пора ОБУВЬ на машине поменять» выделенное слово относится:
  к местному диалекту
  к профессиональному диалекту
  к профессиональному жаргону

 

№29 (1)
Произнесение слов «звoнИт», «договОр», «катaлОг» является
  нормативным, литературным
  жаргонным
  просторечным

 

№30 (1)
Для кубанского диалекта характерны следующие фонетические явления:
  аканье, яканье, иканье, гэканье
  оканье, яканье, иканье, гэканье
  аканье, яканье, цоканье, гэканье

 

№31 (1)
В одном из рядов во всех словах перед [э] произносится твёрдый согласный:
  адекватный, текст, анестезия, музей
  термин, детектив, кодекс, тезис
  сленг, компьютер, теннис, тест
  пресс-центр, синтез, свитер, ассистент

 

№32 (1)
Найти ряд слов с произносительными вариантами [чн] / [шн]:
  беспорядочный, булочная
  горчичник, брусничник
  дачник, бессердечный
  игрушечный, скучно

 

№33 (1)
В одном из рядов все слова произносятся с г-фрикативным:
  гул, эге, снег
  ага, ого, гоп
  легкий, мягкий, горе
  филолог, угу, рычаг

 

№34 (1)
В одном из слов на месте буквы Е (Ё) произносится звук [’o]:
  бытие (в философии)
  осужденный
  сложенная (книга)
  оседлый

 

№35 (1)
В одном из слов нарушена орфоэпическая норма:
  с[кру]пулезный
  грей[пфру]т
  а[м]бициозный
  беспреце[н]дентный.

 

№36 (1)
Во всех словах ряда на месте удвоенных согласных произносятся «долгие» согласные звуки:
  аккомпанемент, аттестат, баллон
  беллетрист, иллюзия, русский
  бессемейный, введение, массаж
  аннулировать, аппетит, коррекция

 

№37 (1)
Среди пар разных слов одна пара является произносительным вариантом одного и того же слова:
  небо – нёбо
  падеж – падёж
  истекший – истёкший
  маневр – манёвр

 

№38 (1)
В этом имени при произношении в безударном положении не сохраняется [o]:
  Гюстав Флобер
  Фридерик Шопен
  Ромен Роллан
  Вольтер.

 

№39 (1)
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно:
  полить ирИс
  знамЕние
  балОванный
  звОнит

 

№40 (1)
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно:
  христианИн
  апОстроф
  генЕзис
  танцовщИк

 

№41 (1)
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно:
  нарвалА
  зАнял
  мозАичный
  заселЁн

 

№42 (1)
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно:
  откУпорил
  новостЕй
  убЫстрить
  цЕнтнер.

 

№43 (1)
В каком слове ударение падает на второй слог:
  добрала
  кремень
  ненадолго
  документ

 

№44 (1)
В каком слове ударение падает на третий слог:
  исстари
  осведомишься
  плодоносить
  нарвала

 

№45 (1)
В каком слове ударение падает на первый слог:
  прибыл
  лгала
  приданое
  понявший.

 

№46 (1)
В языковой практике образованных людей соблюдение правил произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств — это:
  литературная норма
  норма поведения
  орфоэпические нормы
  орфографические нормы

 

№47 (1)
Значение какого слова определено неверно:
  меломан – страстный любитель пения и музыки
  антология – сборник избранных художественных произведений
  кредо – точка зрения, мнение (чье-нибудь убеждение, мировоззрение)
  вернисаж – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых гостей

 

№48 (1)
Выберите вариант правильного употребления паронима:
  ребенок одел куртку – ребенок надел куртку
  явная ложь – явственная ложь
  черепаший суп – черепаховый суп
  предоставить аттестат – представить аттестат

 

№49 (1)
Укажите примеры с тавтологией:
  глубокая бездна
  соединить воедино
  более лучшее положение
  влажный климат

 

№50 (1)
Укажите примеры плеоназма:
  первая премьера
  железная руда
  памятный разговор
  глухой согласный

 

№51 (1)
Укажите примеры лексической несочетаемости слов:
  закадычный друг
  проливной дождь
  дешевые цены
  крепкая дружба

 

№52 (1)
Один из паронимов представить – предоставить употреблен неправильно в предложении:
  Всем голосующим представили право выбора (дали).
  Наш новый знакомый представил нам своего друга (познакомил).
  Максиму вскоре предоставили служебную квартиру (выделили).
  Все представляли его настоящим героем (считали).

 

№53 (1)
Значение «античный, относящийся к древней греко-римской культуре» имеет прилагательное:
  классный
  классовый
  классический
  внеклассный.

 

№54 (1)
Помету «прост.» (просторечное) не имеет следующий синоним слова обмануть:
  солгать
  обвести вокруг пальца
  обхитрить
  обойти

 

№55 (1)
Слово-паразит употреблено в предложении:
  Он неловко обнимал братишку, как бы желая оградить его от всех бед.
  Студенты решали задачи усложненного типа.
  Он является как бы студентом исторического факультета.
  Все-таки он не смог сдать экзамен.

 

№56 (1)
Неверным является высказывание:
  Полисемия – это свойство слова иметь два и более значений.
  Паронимы – это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся аффиксами (приставками или суффиксами) и не совпадающие по значению.
  Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов.
  К архаизмам относят слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий.

 

№57 (1)
Книжный характер имеет следующий синоним слова бесплодный:
  напрасный
  тщетный
  безуспешный
  безрезультатный

 

№58 (1)
Во фразеологическом сочетании не допущена ошибка в предложении:
  Пришлось забить во все колокола, чтобы предотвратить неприятное.
  Язык не поднимается назвать его человеком.
  Это был главный гвоздь программы.
  Мне кажется, важно уделить особое значение вопросам морали.

 

№59 (1)
Лексическая ошибка допущена в предложении:
  Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях.
  В Чите наступила противоречивая осень: на улице то холодно, то тепло.
  Кабаниха ошибается, думая, что у Катерины всегда имеются развратные мысли и помыслы.
  Самые лучшие произведения – произведения о любви.

 

№60 (1)
Выделенный предлог может быть заменен словом благодаря в предложении:
  Из-за пожара многие люди этим летом лишились крова.
  По причине болезни Петр Иванович не пошел на работу.
  Из-за вспышки гриппа в школе объявили карантин.
  Из-за того, что Мария окончила университет с отличием, ее сразу взяли на работу в банк.

 

№61 (1)
Речевая ошибка не допущена в предложении:
  Отец ушел из семьи в возрасте 8 лет.
  Обсчитайте покупателя: он очень торопится.
  Этот пренеприятный человек постоянно докучал нас своими вопросами.
  Во время учебы я никогда не сталкивался с философом Н. Рерихом.

 

№62 (1)
Укажите лексическое значение фразеологического оборота «лить крокодиловы слезы»:
  искренне плакать
  притворно плакать
  громко плакать
  всхлипывать

 

№63 (1)
Укажите лексическое значение фразеологического оборота «калиф на час»:
  восточный царь
  человек, получивший власть случайно, на какое-то время
  слуга
  придворный

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: