| Описание теста |
| Для факультетов, изучающих курс "Русский язык и культура речи": Факультет агрономии и экологии (72 часа). Факультет агрохимии и защиты растений (72 часа). Факультет архитектурно-строительный (08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений", 72 часа). Факультет ветеринарной медицины (72 часа). Факультет гидромелиорации (72 часа). Факультет землеустроительный (72 часа). Факультет зоотехнии (72 часа). Факультет механизации (72 часа). Факультет перерабатывабщих технологий (72 часа). Факультет плодоовощеводства и виноградарства (72 часа). Факультет прикладной информатики (72 часа). Факультет учетно-финансовый (72 часа). Факультет финансы и кредит (72 часа). Факультет экономический (38.03.01 Экономика, «Экономика предприятий и организаций», 72 часа). Факультет энергетики (72 часа). Учебный военный центр (23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, «Автомобили и тракторы», 72 часа). |
| №1 (Балл 1) | ||
| Выбор слов для выражения смыслов осуществляется на … уровне языка. | ||
| фонетическом | |
| морфологическом | |
| лексическом | |
| синтаксическом |
| №2 (1) | ||
| Культура речи как лингвистическая наука не изучает: | ||
| литературный язык | |
| совокупность и систему коммуникативных качеств | |
| слово как единицу языка | |
| психолингвистику |
| №3 (1) | ||
| Язык выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. В этом проявляется такая функция языка, как | ||
| коммуникативная | |
| аккумулятивная (эпистемическая) | |
| познавательная (гносеологическая) | |
| эмоциональная |
| №4 (1) | ||
| Выбор конструкций и формирование предложений с помощью морфологически оформленных слов осуществляется на … уровне языка. | ||
| фонетическом | |
| морфологическом | |
| лексическом | |
| синтаксическом |
| №5 (1) | ||
| Язык помогает людям общаться и передавать информацию как в устной, так и в письменной форме. И в этом проявляется такая функция языка, как | ||
| коммуникативная | |
| аккумулятивная | |
| познавательная | |
| эмоциональная |
| №6 (1) | ||
| Аккумулятивная функция языка заключается в том, что язык служит: | ||
| средством общения | |
| средством воздействия на слушателей | |
| средством сохранения и передачи информации | |
| средством сознания, он формирует мышление человека и общества |
| №7 (1) | ||
| Язык используется в двух своих формах: | ||
| художественной и научной | |
| устной и письменной | |
| поэтической и прозаической | |
| книжной и разговорной |
| №8 (1) | ||
| Звуки изучает раздел лингвистики… | ||
| морфология | |
| синтаксис | |
| фонетика | |
| морфемика |
| №9 (1) | ||
| Единицей языка не является… | ||
| предложение | |
| звук | |
| буква | |
| слово |
| №10 (1) | ||
| Выберите вариант ответа: | ||
| заяц - это морфема | |
| заяц - это слово | |
| заяц - это звук | |
| заяц - это сочетание морфем |
| №11 (1) | ||||
| Определите, к какому типу знаков относятся перечисленные ниже понятия: | ||||
| (1) | желтые листья | [1] | естественный знак | |
| (2) | школьный звонок | [2] | искусственный знак | |
| (2) | символ олимпийскиъ игр | |||
| (1) | звук "а" | |||
| (2) | "зебра" на пещеходном переходе |
| №12 (1) | ||
| Установите последовательность знаков в системе языка: | ||
| Звук (фонема) | ||
| Морфема | ||
| Слово | ||
| Словосочетание | ||
| Текст | ||
| Ответ: | 1 2 3 4 5 | |
| №13 (1) | ||
| Правила написания изучает… | ||
| словообразование | |
| этимология | |
| орфография | |
| морфемика |
| №14 (1) | ||
| Определите неправильое определение термина: | ||
| Диалог - это разговор двух лиц, обмен репликами | |
| Монолог - это развёрнутая речь одного лица | |
| Внутренний монолог - это речь, обращённая к другим слушателям или читателям | |
| Полилог - это разговор нескольких лиц, обмен репликами между ними |
| №15 (1) | ||
| Какой язык не относятся к восточнославянской группе? | ||
| болгарский | |
| белорусский | |
| русский | |
| украинский |
| №16 (1) | ||
| … язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования. | ||
| Племенной | |
| Национальный | |
| Народный | |
| Литературный |
| №17 (1) | ||
| Слова бомжатник, тусовка, бабки относятся | ||
| к литературному языку | |
| к разговорному стилю | |
| к диалекту | |
| к жаргону |
| №18 (1) | ||
| Кодификация норм литературного языка - это | ||
| обучение им в учебных заведениях | |
| следование им всех образованных людей | |
| изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных | |
| закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях |
| №19 (1) | ||
| С точки зрения лексического состава, в русском языке больше | ||
| терминов | |
| специальных слов | |
| книжных слов | |
| разговорных слов |
| №20 (1) | ||
| … - это речь людей, объединенных возрастом, общими интересами, профессией и т.д. | ||
| диалект | |
| просторечие | |
| жаргон | |
| арго |
| №21 (1) | ||
| Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это | ||
| разговорная речь | |
| литературная норма | |
| язык публицистического стиля | |
| язык художественной литературы |
| №22 (1) | ||
| Слова висяк (нераскрытое уголовное дело), нехило (хорошо), стремный (страшный, гадкий) являются | ||
| нормативными | |
| просторечными | |
| жаргонизмами | |
| диалектизмами |
| №23 (1) | ||
| В рекламных текстах не используется | ||
| нейтральная лексика | |
| общественно-политическая лексика | |
| экономическая лексика | |
| терминология |
| №24 (1) | ||
| Литературный язык характеризуется следующими параметрами: | ||
| наличием жаргона | |
| нормативностью | |
| наличием диалекта | |
| монофункциональностью |
| №25 (1) | ||
| В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает: | ||
| язык от Ломоносова до наших дней | |
| язык от Пушкина до наших дней | |
| язык от Толстого до наших дней |
| №26 (1) | ||
| Признаками литературного языка являются: | ||
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, наличие устной и письменной форм | |
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, наличие жаргонной лексики, наличие устной и письменной форм | |
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, лексикографическая грамотность, наличие устной и письменной форм |
| №27 (1) | ||
| Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы: | ||
| научная сфера | |
| обиходно-бытовое общение | |
| СМИ |
| №28 (1) | ||
| В предложении «Пора ОБУВЬ на машине поменять» выделенное слово относится: | ||
| к местному диалекту | |
| к профессиональному диалекту | |
| к профессиональному жаргону |
| №29 (1) | ||
| Произнесение слов «звoнИт», «договОр», «катaлОг» является | ||
| нормативным, литературным | |
| жаргонным | |
| просторечным |
| №30 (1) | ||
| Для кубанского диалекта характерны следующие фонетические явления: | ||
| аканье, яканье, иканье, гэканье | |
| оканье, яканье, иканье, гэканье | |
| аканье, яканье, цоканье, гэканье |
| №31 (1) | ||
| В одном из рядов во всех словах перед [э] произносится твёрдый согласный: | ||
| адекватный, текст, анестезия, музей | |
| термин, детектив, кодекс, тезис | |
| сленг, компьютер, теннис, тест | |
| пресс-центр, синтез, свитер, ассистент |
| №32 (1) | ||
| Найти ряд слов с произносительными вариантами [чн] / [шн]: | ||
| беспорядочный, булочная | |
| горчичник, брусничник | |
| дачник, бессердечный | |
| игрушечный, скучно |
| №33 (1) | ||
| В одном из рядов все слова произносятся с г-фрикативным: | ||
| гул, эге, снег | |
| ага, ого, гоп | |
| легкий, мягкий, горе | |
| филолог, угу, рычаг |
| №34 (1) | ||
| В одном из слов на месте буквы Е (Ё) произносится звук [’o]: | ||
| бытие (в философии) | |
| осужденный | |
| сложенная (книга) | |
| оседлый |
| №35 (1) | ||
| В одном из слов нарушена орфоэпическая норма: | ||
| с[кру]пулезный | |
| грей[пфру]т | |
| а[м]бициозный | |
| беспреце[н]дентный. |
| №36 (1) | ||
| Во всех словах ряда на месте удвоенных согласных произносятся «долгие» согласные звуки: | ||
| аккомпанемент, аттестат, баллон | |
| беллетрист, иллюзия, русский | |
| бессемейный, введение, массаж | |
| аннулировать, аппетит, коррекция |
| №37 (1) | ||
| Среди пар разных слов одна пара является произносительным вариантом одного и того же слова: | ||
| небо – нёбо | |
| падеж – падёж | |
| истекший – истёкший | |
| маневр – манёвр |
| №38 (1) | ||
| В этом имени при произношении в безударном положении не сохраняется [o]: | ||
| Гюстав Флобер | |
| Фридерик Шопен | |
| Ромен Роллан | |
| Вольтер. |
| №39 (1) | ||
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно: | ||
| полить ирИс | |
| знамЕние | |
| балОванный | |
| звОнит |
| №40 (1) | ||
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно: | ||
| христианИн | |
| апОстроф | |
| генЕзис | |
| танцовщИк |
| №41 (1) | ||
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно: | ||
| нарвалА | |
| зАнял | |
| мозАичный | |
| заселЁн |
| №42 (1) | ||
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно: | ||
| откУпорил | |
| новостЕй | |
| убЫстрить | |
| цЕнтнер. |
| №43 (1) | ||
| В каком слове ударение падает на второй слог: | ||
| добрала | |
| кремень | |
| ненадолго | |
| документ |
| №44 (1) | ||
| В каком слове ударение падает на третий слог: | ||
| исстари | |
| осведомишься | |
| плодоносить | |
| нарвала |
| №45 (1) | ||
| В каком слове ударение падает на первый слог: | ||
| прибыл | |
| лгала | |
| приданое | |
| понявший. |
| №46 (1) | ||
| В языковой практике образованных людей соблюдение правил произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств — это: | ||
| литературная норма | |
| норма поведения | |
| орфоэпические нормы | |
| орфографические нормы |
| №47 (1) | ||
| Значение какого слова определено неверно: | ||
| меломан – страстный любитель пения и музыки | |
| антология – сборник избранных художественных произведений | |
| кредо – точка зрения, мнение (чье-нибудь убеждение, мировоззрение) | |
| вернисаж – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых гостей |
| №48 (1) | ||
| Выберите вариант правильного употребления паронима: | ||
| ребенок одел куртку – ребенок надел куртку | |
| явная ложь – явственная ложь | |
| черепаший суп – черепаховый суп | |
| предоставить аттестат – представить аттестат |
| №49 (1) | ||
| Укажите примеры с тавтологией: | ||
| глубокая бездна | |
| соединить воедино | |
| более лучшее положение | |
| влажный климат |
| №50 (1) | ||
| Укажите примеры плеоназма: | ||
| первая премьера | |
| железная руда | |
| памятный разговор | |
| глухой согласный |
| №51 (1) | ||
| Укажите примеры лексической несочетаемости слов: | ||
| закадычный друг | |
| проливной дождь | |
| дешевые цены | |
| крепкая дружба |
| №52 (1) | ||
| Один из паронимов представить – предоставить употреблен неправильно в предложении: | ||
| Всем голосующим представили право выбора (дали). | |
| Наш новый знакомый представил нам своего друга (познакомил). | |
| Максиму вскоре предоставили служебную квартиру (выделили). | |
| Все представляли его настоящим героем (считали). |
| №53 (1) | ||
| Значение «античный, относящийся к древней греко-римской культуре» имеет прилагательное: | ||
| классный | |
| классовый | |
| классический | |
| внеклассный. |
| №54 (1) | ||
| Помету «прост.» (просторечное) не имеет следующий синоним слова обмануть: | ||
| солгать | |
| обвести вокруг пальца | |
| обхитрить | |
| обойти |
| №55 (1) | ||
| Слово-паразит употреблено в предложении: | ||
| Он неловко обнимал братишку, как бы желая оградить его от всех бед. | |
| Студенты решали задачи усложненного типа. | |
| Он является как бы студентом исторического факультета. | |
| Все-таки он не смог сдать экзамен. |
| №56 (1) | ||
| Неверным является высказывание: | ||
| Полисемия – это свойство слова иметь два и более значений. | |
| Паронимы – это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся аффиксами (приставками или суффиксами) и не совпадающие по значению. | |
| Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов. | |
| К архаизмам относят слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий. |
| №57 (1) | ||
| Книжный характер имеет следующий синоним слова бесплодный: | ||
| напрасный | |
| тщетный | |
| безуспешный | |
| безрезультатный |
| №58 (1) | ||
| Во фразеологическом сочетании не допущена ошибка в предложении: | ||
| Пришлось забить во все колокола, чтобы предотвратить неприятное. | |
| Язык не поднимается назвать его человеком. | |
| Это был главный гвоздь программы. | |
| Мне кажется, важно уделить особое значение вопросам морали. |
| №59 (1) | ||
| Лексическая ошибка допущена в предложении: | ||
| Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях. | |
| В Чите наступила противоречивая осень: на улице то холодно, то тепло. | |
| Кабаниха ошибается, думая, что у Катерины всегда имеются развратные мысли и помыслы. | |
| Самые лучшие произведения – произведения о любви. |
| №60 (1) | ||
| Выделенный предлог может быть заменен словом благодаря в предложении: | ||
| Из-за пожара многие люди этим летом лишились крова. | |
| По причине болезни Петр Иванович не пошел на работу. | |
| Из-за вспышки гриппа в школе объявили карантин. | |
| Из-за того, что Мария окончила университет с отличием, ее сразу взяли на работу в банк. |
| №61 (1) | ||
| Речевая ошибка не допущена в предложении: | ||
| Отец ушел из семьи в возрасте 8 лет. | |
| Обсчитайте покупателя: он очень торопится. | |
| Этот пренеприятный человек постоянно докучал нас своими вопросами. | |
| Во время учебы я никогда не сталкивался с философом Н. Рерихом. |
| №62 (1) | ||
| Укажите лексическое значение фразеологического оборота «лить крокодиловы слезы»: | ||
| искренне плакать | |
| притворно плакать | |
| громко плакать | |
| всхлипывать |
| №63 (1) | ||
| Укажите лексическое значение фразеологического оборота «калиф на час»: | ||
| восточный царь | |
| человек, получивший власть случайно, на какое-то время | |
| слуга | |
| придворный |
| №64 (1) | |||||
| Укажите предложение, в котором используется фразеологизм: | |||||
| Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. | ||||
| А нравственн<
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |