Русский язык и культура речи
Описание теста
| Для факультетов, изучающих курс "Русский язык и культура речи":
Факультет агрономии и экологии (72 часа).
Факультет агрохимии и защиты растений (72 часа).
Факультет архитектурно-строительный (08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений "Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений", 72 часа).
Факультет ветеринарной медицины (72 часа).
Факультет гидромелиорации (72 часа).
Факультет землеустроительный (72 часа).
Факультет зоотехнии (72 часа).
Факультет механизации (72 часа).
Факультет перерабатывабщих технологий (72 часа).
Факультет плодоовощеводства и виноградарства (72 часа).
Факультет прикладной информатики (72 часа).
Факультет учетно-финансовый (72 часа).
Факультет финансы и кредит (72 часа).
Факультет экономический (38.03.01 Экономика, «Экономика предприятий и организаций», 72 часа).
Факультет энергетики (72 часа).
Учебный военный центр (23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, «Автомобили и тракторы», 72 часа).
|
№1 (Балл 1)
| Выбор слов для выражения смыслов осуществляется на … уровне языка.
|
|
| фонетическом
|
|
| морфологическом
|
|
| лексическом
|
|
| синтаксическом
|
№2 (1)
| Культура речи как лингвистическая наука не изучает:
|
|
| литературный язык
|
|
| совокупность и систему коммуникативных качеств
|
|
| слово как единицу языка
|
|
| психолингвистику
|
№3 (1)
| Язык выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. В этом проявляется такая функция языка, как
|
|
| коммуникативная
|
|
| аккумулятивная (эпистемическая)
|
|
| познавательная (гносеологическая)
|
|
| эмоциональная
|
№4 (1)
| Выбор конструкций и формирование предложений с помощью морфологически оформленных слов осуществляется на … уровне языка.
|
|
| фонетическом
|
|
| морфологическом
|
|
| лексическом
|
|
| синтаксическом
|
№5 (1)
| Язык помогает людям общаться и передавать информацию как в устной, так и в письменной форме. И в этом проявляется такая функция языка, как
|
|
| коммуникативная
|
|
| аккумулятивная
|
|
| познавательная
|
|
| эмоциональная
|
№6 (1)
| Аккумулятивная функция языка заключается в том, что язык служит:
|
|
| средством общения
|
|
| средством воздействия на слушателей
|
|
| средством сохранения и передачи информации
|
|
| средством сознания, он формирует мышление человека и общества
|
№7 (1)
| Язык используется в двух своих формах:
|
|
| художественной и научной
|
|
| устной и письменной
|
|
| поэтической и прозаической
|
|
| книжной и разговорной
|
№8 (1)
| Звуки изучает раздел лингвистики…
|
|
| морфология
|
|
| синтаксис
|
|
| фонетика
|
|
| морфемика
|
№9 (1)
| Единицей языка не является…
|
|
| предложение
|
|
| звук
|
|
| буква
|
|
| слово
|
№10 (1)
| Выберите вариант ответа:
|
|
| заяц - это морфема
|
|
| заяц - это слово
|
|
| заяц - это звук
|
|
| заяц - это сочетание морфем
|
№11 (1)
| Определите, к какому типу знаков относятся перечисленные ниже понятия:
|
| (1)
| желтые листья
| [1]
| естественный знак
|
| (2)
| школьный звонок
| [2]
| искусственный знак
|
| (2)
| символ олимпийскиъ игр
|
|
| (1)
| звук "а"
|
| (2)
| "зебра" на пещеходном переходе
|
№12 (1)
| Установите последовательность знаков в системе языка:
|
| Звук (фонема)
|
| Морфема
|
| Слово
|
| Словосочетание
|
| Текст
| Ответ:
| 1 2 3 4 5
| | | |
№13 (1)
| Правила написания изучает…
|
|
| словообразование
|
|
| этимология
|
|
| орфография
|
|
| морфемика
|
№14 (1)
| Определите неправильое определение термина:
|
|
| Диалог - это разговор двух лиц, обмен репликами
|
|
| Монолог - это развёрнутая речь одного лица
|
|
| Внутренний монолог - это речь, обращённая к другим слушателям или читателям
|
|
| Полилог - это разговор нескольких лиц, обмен репликами между ними
|
№15 (1)
| Какой язык не относятся к восточнославянской группе?
|
|
| болгарский
|
|
| белорусский
|
|
| русский
|
|
| украинский
|
№16 (1)
| … язык формируется на базе языка народности, является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования.
|
|
| Племенной
|
|
| Национальный
|
|
| Народный
|
|
| Литературный
|
№17 (1)
| Слова бомжатник, тусовка, бабки относятся
|
|
| к литературному языку
|
|
| к разговорному стилю
|
|
| к диалекту
|
|
| к жаргону
|
№18 (1)
| Кодификация норм литературного языка - это
|
|
| обучение им в учебных заведениях
|
|
| следование им всех образованных людей
|
|
| изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных
|
|
| закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
|
№19 (1)
| С точки зрения лексического состава, в русском языке больше
|
|
| терминов
|
|
| специальных слов
|
|
| книжных слов
|
|
| разговорных слов
|
№20 (1)
| … - это речь людей, объединенных возрастом, общими интересами, профессией и т.д.
|
|
| диалект
|
|
| просторечие
|
|
| жаргон
|
|
| арго
|
№21 (1)
| Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это
|
|
| разговорная речь
|
|
| литературная норма
|
|
| язык публицистического стиля
|
|
| язык художественной литературы
|
№22 (1)
| Слова висяк (нераскрытое уголовное дело), нехило (хорошо), стремный (страшный, гадкий) являются
|
|
| нормативными
|
|
| просторечными
|
|
| жаргонизмами
|
|
| диалектизмами
|
№23 (1)
| В рекламных текстах не используется
|
|
| нейтральная лексика
|
|
| общественно-политическая лексика
|
|
| экономическая лексика
|
|
| терминология
|
№24 (1)
| Литературный язык характеризуется следующими параметрами:
|
|
| наличием жаргона
|
|
| нормативностью
|
|
| наличием диалекта
|
|
| монофункциональностью
|
№25 (1)
| В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает:
|
|
| язык от Ломоносова до наших дней
|
|
| язык от Пушкина до наших дней
|
|
| язык от Толстого до наших дней
|
№26 (1)
| Признаками литературного языка являются:
|
|
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, наличие устной и письменной форм
|
|
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, наличие жаргонной лексики, наличие устной и письменной форм
|
|
| нормативность, обязательность для всех носителей языка, кодифицированность, относительная стабильность, лексикографическая грамотность, наличие устной и письменной форм
|
№27 (1)
| Основная сфера функционирования территориально ограниченной формы:
|
|
| научная сфера
|
|
| обиходно-бытовое общение
|
|
| СМИ
|
№28 (1)
| В предложении «Пора ОБУВЬ на машине поменять» выделенное слово относится:
|
|
| к местному диалекту
|
|
| к профессиональному диалекту
|
|
| к профессиональному жаргону
|
№29 (1)
| Произнесение слов «звoнИт», «договОр», «катaлОг» является
|
|
| нормативным, литературным
|
|
| жаргонным
|
|
| просторечным
|
№30 (1)
| Для кубанского диалекта характерны следующие фонетические явления:
|
|
| аканье, яканье, иканье, гэканье
|
|
| оканье, яканье, иканье, гэканье
|
|
| аканье, яканье, цоканье, гэканье
|
№31 (1)
| В одном из рядов во всех словах перед [э] произносится твёрдый согласный:
|
|
| адекватный, текст, анестезия, музей
|
|
| термин, детектив, кодекс, тезис
|
|
| сленг, компьютер, теннис, тест
|
|
| пресс-центр, синтез, свитер, ассистент
|
№32 (1)
| Найти ряд слов с произносительными вариантами [чн] / [шн]:
|
|
| беспорядочный, булочная
|
|
| горчичник, брусничник
|
|
| дачник, бессердечный
|
|
| игрушечный, скучно
|
№33 (1)
| В одном из рядов все слова произносятся с г-фрикативным:
|
|
| гул, эге, снег
|
|
| ага, ого, гоп
|
|
| легкий, мягкий, горе
|
|
| филолог, угу, рычаг
|
№34 (1)
| В одном из слов на месте буквы Е (Ё) произносится звук [’o]:
|
|
| бытие (в философии)
|
|
| осужденный
|
|
| сложенная (книга)
|
|
| оседлый
|
№35 (1)
| В одном из слов нарушена орфоэпическая норма:
|
|
| с[кру]пулезный
|
|
| грей[пфру]т
|
|
| а[м]бициозный
|
|
| беспреце[н]дентный.
|
№36 (1)
| Во всех словах ряда на месте удвоенных согласных произносятся «долгие» согласные звуки:
|
|
| аккомпанемент, аттестат, баллон
|
|
| беллетрист, иллюзия, русский
|
|
| бессемейный, введение, массаж
|
|
| аннулировать, аппетит, коррекция
|
№37 (1)
| Среди пар разных слов одна пара является произносительным вариантом одного и того же слова:
|
|
| небо – нёбо
|
|
| падеж – падёж
|
|
| истекший – истёкший
|
|
| маневр – манёвр
|
№38 (1)
| В этом имени при произношении в безударном положении не сохраняется [o]:
|
|
| Гюстав Флобер
|
|
| Фридерик Шопен
|
|
| Ромен Роллан
|
|
| Вольтер.
|
№39 (1)
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно:
|
|
| полить ирИс
|
|
| знамЕние
|
|
| балОванный
|
|
| звОнит
|
№40 (1)
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно:
|
|
| христианИн
|
|
| апОстроф
|
|
| генЕзис
|
|
| танцовщИк
|
№41 (1)
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно:
|
|
| нарвалА
|
|
| зАнял
|
|
| мозАичный
|
|
| заселЁн
|
№42 (1)
| В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно:
|
|
| откУпорил
|
|
| новостЕй
|
|
| убЫстрить
|
|
| цЕнтнер.
|
№43 (1)
| В каком слове ударение падает на второй слог:
|
|
| добрала
|
|
| кремень
|
|
| ненадолго
|
|
| документ
|
№44 (1)
| В каком слове ударение падает на третий слог:
|
|
| исстари
|
|
| осведомишься
|
|
| плодоносить
|
|
| нарвала
|
№45 (1)
| В каком слове ударение падает на первый слог:
|
|
| прибыл
|
|
| лгала
|
|
| приданое
|
|
| понявший.
|
№46 (1)
| В языковой практике образованных людей соблюдение правил произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств — это:
|
|
| литературная норма
|
|
| норма поведения
|
|
| орфоэпические нормы
|
|
| орфографические нормы
|
№47 (1)
| Значение какого слова определено неверно:
|
|
| меломан – страстный любитель пения и музыки
|
|
| антология – сборник избранных художественных произведений
|
|
| кредо – точка зрения, мнение (чье-нибудь убеждение, мировоззрение)
|
|
| вернисаж – торжественное открытие художественной выставки в присутствии специально приглашённых гостей
|
№48 (1)
| Выберите вариант правильного употребления паронима:
|
|
| ребенок одел куртку – ребенок надел куртку
|
|
| явная ложь – явственная ложь
|
|
| черепаший суп – черепаховый суп
|
|
| предоставить аттестат – представить аттестат
|
№49 (1)
| Укажите примеры с тавтологией:
|
|
| глубокая бездна
|
|
| соединить воедино
|
|
| более лучшее положение
|
|
| влажный климат
|
№50 (1)
| Укажите примеры плеоназма:
|
|
| первая премьера
|
|
| железная руда
|
|
| памятный разговор
|
|
| глухой согласный
|
№51 (1)
| Укажите примеры лексической несочетаемости слов:
|
|
| закадычный друг
|
|
| проливной дождь
|
|
| дешевые цены
|
|
| крепкая дружба
|
№52 (1)
| Один из паронимов представить – предоставить употреблен неправильно в предложении:
|
|
| Всем голосующим представили право выбора (дали).
|
|
| Наш новый знакомый представил нам своего друга (познакомил).
|
|
| Максиму вскоре предоставили служебную квартиру (выделили).
|
|
| Все представляли его настоящим героем (считали).
|
№53 (1)
| Значение «античный, относящийся к древней греко-римской культуре» имеет прилагательное:
|
|
| классный
|
|
| классовый
|
|
| классический
|
|
| внеклассный.
|
№54 (1)
| Помету «прост.» (просторечное) не имеет следующий синоним слова обмануть:
|
|
| солгать
|
|
| обвести вокруг пальца
|
|
| обхитрить
|
|
| обойти
|
№55 (1)
| Слово-паразит употреблено в предложении:
|
|
| Он неловко обнимал братишку, как бы желая оградить его от всех бед.
|
|
| Студенты решали задачи усложненного типа.
|
|
| Он является как бы студентом исторического факультета.
|
|
| Все-таки он не смог сдать экзамен.
|
№56 (1)
| Неверным является высказывание:
|
|
| Полисемия – это свойство слова иметь два и более значений.
|
|
| Паронимы – это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся аффиксами (приставками или суффиксами) и не совпадающие по значению.
|
|
| Лексическая сочетаемость слов – это способность слова соединяться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов.
|
|
| К архаизмам относят слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий.
|
№57 (1)
| Книжный характер имеет следующий синоним слова бесплодный:
|
|
| напрасный
|
|
| тщетный
|
|
| безуспешный
|
|
| безрезультатный
|
№58 (1)
| Во фразеологическом сочетании не допущена ошибка в предложении:
|
|
| Пришлось забить во все колокола, чтобы предотвратить неприятное.
|
|
| Язык не поднимается назвать его человеком.
|
|
| Это был главный гвоздь программы.
|
|
| Мне кажется, важно уделить особое значение вопросам морали.
|
№59 (1)
| Лексическая ошибка допущена в предложении:
|
|
| Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах, которые фиксируются в словарях.
|
|
| В Чите наступила противоречивая осень: на улице то холодно, то тепло.
|
|
| Кабаниха ошибается, думая, что у Катерины всегда имеются развратные мысли и помыслы.
|
|
| Самые лучшие произведения – произведения о любви.
|
№60 (1)
| Выделенный предлог может быть заменен словом благодаря в предложении:
|
|
| Из-за пожара многие люди этим летом лишились крова.
|
|
| По причине болезни Петр Иванович не пошел на работу.
|
|
| Из-за вспышки гриппа в школе объявили карантин.
|
|
| Из-за того, что Мария окончила университет с отличием, ее сразу взяли на работу в банк.
|
№61 (1)
| Речевая ошибка не допущена в предложении:
|
|
| Отец ушел из семьи в возрасте 8 лет.
|
|
| Обсчитайте покупателя: он очень торопится.
|
|
| Этот пренеприятный человек постоянно докучал нас своими вопросами.
|
|
| Во время учебы я никогда не сталкивался с философом Н. Рерихом.
|
№62 (1)
| Укажите лексическое значение фразеологического оборота «лить крокодиловы слезы»:
|
|
| искренне плакать
|
|
| притворно плакать
|
|
| громко плакать
|
|
| всхлипывать
|
№63 (1)
| Укажите лексическое значение фразеологического оборота «калиф на час»:
|
|
| восточный царь
|
|
| человек, получивший власть случайно, на какое-то время
|
|
| слуга
|
|
| придворный
|
|
Поиск по сайту:
|