Логистика как неиссякаемый ресурс Казахстана




Исходя из того что мы располагаемся на выгодной территории, целью данной моей работы является: 1) рассказать, что велики наши возможности подзаработать на своём выгодном географическом положении, развив логистику; 2) раскрыть иностранные инновации, которые мы могли бы использовать по отношению к отечественной логистике; 3) отметить положение логистики в целом на данный момент у нас в Казахстане.

 

На сегодняшний день у Казахстана, в силу его географического положения, есть определенные логистические особенности и преимущества. По территории республики проходит около пяти международных транзитных путей и несколько крупных трубопроводов.

Дополнительной возможностью для развития рынка логистических услуг в Казахстане является создание Таможенного союза (ТС), в результате которого внутрисоюзные границы стали официально открытыми и сухопутная граница с Китаем теперь стала более доступна для Европы.

Правительства многих стран делают ставку на развитие логистики, которая является основным фактором для стимулирования экономического развития. В современных условиях логистике отводится ключевая, а в некоторых случаях определяющая роль для индустриального развития страны, так как все грузоперевозки в Казахстан и доставляемые товары из Казахстана зависят от правильных логистических схем. В Казахстане, который занимает большие территории и имеет тесные связи с другими странами СНГ, этот инструмент может существенно повлиять на эффект индустриального рывка.

Перенимая опыт экономически развитых стран Европы, Республика Казахстан пытается стимулировать логистическое обслуживание новых и уже действующих транспортных предприятий. К этим мерам относится ускорение, упрощение и понижение стоимости, прежде всего, внутренних перевозок, когда речь идёт о снабжении различных предприятий сырьём или о доставке готовой продукции потребителю. Важную роль логистика приобретает и при транспортировке продукции или грузов, которые трудно транспортировать, при транспортировке на дальние расстояния или в труднодоступные районы страны. Следующий важный фактор – это экспортные услуги транспортных компаний Казахстана, то есть логистика, которая стимулирует привлечение транзитных перевозок через территорию страны. Особая роль отводится логистике, которая активизирует инвестиционные процессы в экономике страны. Это так называемый внешний логистический эффект, когда иностранные инвесторы принимают решение об инвестиционных проектах на территории Казахстана, ориентируясь на развитую логистическую систему.

Особенно важен тот факт, что неотъемлемым компонентом успешного экономического развития, является реализация на практике реализация внутреннего компонента – Логистической Карты Казахстана. Этот инструмент планирования всей транспортно – логистической системы даёт возможность на долгосрочной основе многим промышленным предприятиям делать прогнозы доходов и расходов, реализовывать долгосрочную маркетинговую политику, финансово стабильно учитывать все положительные факторы. Его структура должна подходить как для бизнеса в целом, так и для отдельных компаний и для государственных структур. Важным внешним инструментом должна стать реализация проекта Новый Шёлковый путь, который является проектом глобального значения. Он знаменует собой переход на новый этап экономического партнерства Казахстана и Китая. При этом он изменит транспортно-логистический ландшафт всего Евразийского континента.

По мнению президента страны Н. Назарбаева, суть проекта в том, чтобы обеспечить более быстрый и надежный грузопоток между ключевыми экономическими центрами, что принесет выгоду и бизнесу, и населению. Шелковый путь - это не один маршрут, а система коммуникаций, приближающих нас к этой цели. (11)

На сегодняшний день, через территорию Казахстана проходят три основных транзитных направления:

1. Европа – Китай (с участием России);

2. Европа – Китай (через страны Организации экономического сотрудничества, ОЭС);

3. Россия – Центральная Азия.

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которые демонстрируют рост ВВП, в среднем, на уровне 5-7% в год, а внешней торговли – 9-14%, уже приходится 60% глобального мирового производства и 40% мировой торговли.

Доходы транспортных компаний Казахстана от транзита грузов составляют около 500 млн. долл. США, то есть лишь один процент общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией.

Зоны свободной торговли на пограничном пункте перехода Хоргос является одним из крупнейших в Казахстане транспортных узлов, обладающих высоким транзитным потенциалом, способным увеличить устойчивое транспортное сообщение во всех направлениях. Хоргос находится на направлении важнейшего международного транспортного коридора «Запад – Восток» с дальнейшим выходом на МТК «Север-Юг» на западе страны. Предполагается, что проектируемый «сухой порт» в структуре ПТЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» будет специализироваться на транснациональных контейнерных грузопотоках и предоставлении логистических услуг.

Это позволит республике занять свое место в трансконтинентальных технологических цепочках и интегрироваться в международную производственную кооперацию на всем протяжении трансконтинентального трафика товаров и услуг.

С расширением совместной работы Казахстана с Европой, с Российской Федерацией, с Азией рынок перевозки грузов автотранспортом потерпел значительные изменения в лучшую сторону. Расширился автопарк, улучшились дороги, увеличился сервис, увеличилось число специалистов в области логистики грузоперевозок.

А, тем самым увеличивается конкурентная борьба, между транспортными компаниями Казахстана, так как рынок перевозки грузов Республики Казахстан имеет большой потенциал и ему есть куда расширяться.

На рынке автоперевозок Казахстана присутствует большое количество единиц техники. С каждым годом число увеличивается.

Конечно, состояние дорог в Казахстане остается неудовлетворительным. Однако стоит осознавать, что становление совместной работы с государствами Запада, Азии будет солидно провоцировать страну на ремонт и модернизизацию авто дорог.

Рост и развитие рынка перевозки грузов влияет не только на финансовое состояние дел в Казахстане, но и подымает рейтинг на мировой финансовой арене.(3)

Таким образом, сегодня, используя свое основное преимущество – геополитическое место расположения, Республика Казахстан может сосредоточиться на расширении пропускной способности транспорно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа» и предоставлении качественных услуг добавленной стоимости.

Тем не менее, неразвитость логистической инфраструктуры, как в зеркале, отражается на экономическом развитии Казахстана. Сейчас перед логистикой стоят очень важные задачи – обеспечить доступность и конкурентоспособность услуг, увеличить пропускную способность, ликвидировать диспропорции, создать интегрированную систему логистических центров и обеспечить информационную поддержку. Расходы на логистику в Казахстане очень велики и во много раз превышают уровень расходов в развитых странах. Доля логистических издержек достигает 25% от стоимости продукции, что на много выше среднемирового показателя, который находится на уровне 11%, а в Канаде и США он равен 10 процентам. Динамика развития экономики требует эволюции транспортной системы, которая эффективно сможет обслуживать логистические требования новой экономики. Казахстану срочно нужна развитая транспортно – логистическая система, которая сможет обслуживать экономику страны.(2)

 

Актуальность внедрения инноваций в технологии транспортной логистики вызвана жёсткими требованиями современных бизнес-моделей и бизнес-процессов в логистической отрасли.

Весьма актуально внедрение инновационных технологий из стран, занимающих традиционно первые места в рейтинге Мирового банка LPI (Logistics Performance Indicator), в частности, Германии, где применяется так называемая "умная логистика" на транспорте. В частности – "умное" управление приходами и расходами в прозрачной и эффективной системе Smart Logistics Grid, которая, обеспечивая оптимальное соотношение снабжения и поступления возвратов, сокращает затраты на транспортировку, а также обработку и хранение запасов. Современные системы управления транспортировкой (такие, как, например, PSItms) обеспечивают эффективное планирование процесса транспортировки с учетом ситуации на автодорогах и свободных площадок на участке разгрузке путём интеграции навигационных данных (GPS). Сопряжение этих систем с комплексными системами планирования и управления PSIglobal (фирмы PSI Logistics) оптимизирует и интегрирует глобальные цепочки поставок в сеть, учитывая размещение складов, дистрибуцию, согласование перевозок с закупками и дистрибуцией. В результате логистические цепочки формируются и управляются как целостная система – образуется интегрированная коммуникация SCM (supply chain management), т.е. технология и методология управления цепями поставок.

Внедрение современных инновационных систем в сфере информации особо важно, т.к., по мнению ряда специалистов, с точки зрения процессов современная логистика на 90% состоит из информационных технологий и только оставшиеся 10% составляет непосредственно перевозка грузов. Однако многие компании на рынке, в лучшем случае, на практике внедряют только отдельные элементы этих инновационных информационных систем (GPS/ГЛОНАСС датчики на транспорте, некоторые элементы автоматизации и др.), смущаясь высокой стоимостью этих инновационных продуктов и не до конца понимая высокий экономический эффект от их использования. (5)

А теперь, непосредственно об иностранных инновациях, которые необходимо интегрировать в отечественную логистику для улучшения качества логистики в целом:

1. Скоростная упаковка. Компания «Savoye», которая располагается во Франции, создала упаковочную машину «E-Jivaro». Она предназначена для самостоятельного расчета любых размеров коробок, в которых находится перевозимый товар, и в дальнейшем опечатывает.

Первой фирмой, которая оценила работу этой машины, оказалась компания «Photobox», известная в Европе своими достижениями в сфере фотографий в интернете. Есть предположения, что разработанная машина поспособствует изменениям в электронной коммерции. Результат – рост производительности, экономия на персонале. (7)

Новинка заинтересует: компании, оказывающие логистические услуги и организации занимающиеся e-commerce.

2. Аккуратная тележка. Австралийская компания «Quattrolifts» сконструировала и выпустила легко разбираемую и собираемую тележку, с помощью которой можно перевозить, устанавливать листовые стёкла весом до 400 кг, длиной 45 см и поднимать в высоту до 4,5 м всего лишь при помощи одного или двух работников. Тележка для перевозки стекла уменьшит потери при перемещении такого хрупкого товара, ведь любое повреждение приводит его в полную негодность. Второй немаловажный фактор – возможность уменьшить число людей, занятых на транспортировке, тем самым снижая постоянные затраты. (8)

Новинка заинтересует: строительные и производственные компании, логистических операторов, осуществляющие перевозку и установку стекла.(6)

3. Электронное декларирование. Это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий производить таможенную регистрацию товаров и транспорта в электронном формате. Общение таможенного брокера с инспектором происходит по электронным каналам связи, что позволяет значительно ускорить процедуру выпуска грузов.

4. Удаленный выпуск товаров. Данная инновационная технология подразумевает совершение всех таможенных действий во внутреннем таможенном отделе при размещении товара и транспортных средств на складских территориях временного хранения, в местах приближенных к границе Казахстана. Обмен информацией при этом происходит в электронном варианте, декларация подается во внутренний отдел таможни, контроль же осуществляется в приграничном подразделении. Это позволяет оптимизировать логистические схемы, минимизировать влияние субъективных факторов, уменьшить документооборот.

5. Cargo tracking — разработка, позволяющая в онлайн-режиме осуществлять контроль над прохождением груза через основные точки логистической цепочки. Используя защищенный аккаунт, заказчик может в любое время дня и ночи получить точную информацию о грузе и планировать дальнейшие действия.

6. Радиотерминалы — устройства, позволяющие вносить данные в базу, спустя несколько минут после выпуска декларации. Информация об этом отражается в cargo tracking, что обеспечивает движение грузов без потерь времени.

7. Спутниковый мониторинг — система, позволяющая максимально точно отслеживать месторасположение контейнера с грузом. (9)

8. Приложение ProView. Приложение позволяет клиенту отслеживать статус груза по номеру своего счета вместо номера авианакладной. Зарегистрировавшись один раз, клиенты получают возможность искать, фильтровать и загружать необходимую информацию об отправленном грузе. В режиме реального времени клиенты будут получать через SMS или по электронной почте уведомления о заборе и доставке грузов, а также о возникших трудностях в цепочке поставок, например о задержке груза на таможенной очистке. Клиенты могут сами выбирать когда, каким образом и какие уведомления отправлять, а также выбирать самого получателя уведомлений, вне зависимости, является ли он отправителем, получателем или третьей стороной. (10)

Таким образом, вышеотмечены лишь некоторые направления развития инноваций в транспортной логистике, которые, на мой взгляд, являются ныне организационно и финансово приоритетными в рамках как государственных программ развития транспорта и логистики, так и государственно-частного партнёрства. Любой кризис обычно сокращает инвестиционные программы, т.к. падает рентабельность компаний, но как раз факторы кризиса ужесточают требования к эффективности и качеству, а значит – к инновациям. Отсюда кризис и условия экономических санкций – очень выгодное время для внедрения инноваций, в том числе, в сфере транспортной логистики в Казахстане на базе вышеуказанных подходов. (5)

 

В настоящее время рынок логистических услуг Республики Казахстан молод. Секторы транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством компаний, оказывающих «традиционные» услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, а сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок – поле деятельности 3PL-провайдеров – развит недостаточно.

Одним из основных факторов, препятствующих становлению логистических компаний в Республике Казахстан, является острая нехватка современных складских терминалов. Специализированные компании могут разрабатывать идеальные схемы передвижения грузов, но без соответствующей логистической инфраструктуры – сети современных складских комплексов на обслуживаемой территории – выстроенная цепочка окажется ненадежной при одном слабом звене. Характер современного бизнеса требует быстрого оборота складских запасов и быстрого исполнения заказов. Для соблюдения этих требований логистическая система должна отличаться гибкостью.

Основными потребителями современных складских площадей в настоящее время являются:

· торговые сети,

· дистрибьюторы товаров,

· компании-провайдеры логистических услуг.

· промышленные предприятия – производители товаров.

Генератором международных транспортных грузопотоков в настоящее время является торговля.

Самым крупным региональным рынком потребления является рынок Алматы и Алматинской области. Его доля составляет около 45% от общего объема розничной торговли Республики Казахстан.

Но, все-таки, основную часть рынка Казахстана занимают мелкие игроки. Конкуренция в ее классическом понимании в сфере ритейла отсутствует. На сегодняшний день сетевой ритейл занимает, по оценкам экспертов, 5-10% от общего розничного товарооборота. Объективными причинами этого являются довольно существенные сдерживающие факторы для развития регионов и рынка:

· высокие логистические издержки,

· низкая плотность населения.

На рынке Республики Казахстан уже присутствуют международные логистические операторы, которым необходима эффективная транспортно-логистическая система для развития логистического сервиса

Сегодня в городе и пригородах, по различным экспертным данным, насчитывается от 700 тыс. до 1 млн. кв. м складских помещений. Однако большая их часть – это бывшие производственные помещения или базы. Подобные объекты не соответствуют международным требованиям и не могут обеспечить необходимые условия для возможности предоставления комплекса современных логистических услуг.

Таким образом, для Республики Казахстан в последнее время характерен процесс расширения рынка логистических услуг в регионы, что связано, главным образом, с активной экспансией сюда международных и национальных торговых сетей. В Республике Казахстан уже присутствуют казахские и иностранные торговые сети, которым требуются логистические технологии. Вслед за торговыми сетями в регионы устремляются и обслуживающие их логистические операторы.

В стране успешно функционируют промышленные предприятия, которым требуется эффективная логистическая система распределения. В отраслевой структуре промышленности РК велики доли цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности, химической и нефтехимической и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, представляющих интерес для логистики. Республика Казахстан привлекла к себе внимание таких известных международных компаний как, например, DHL, UPS, TNT, Panalpina, AsstrA, STS Logistics и других.

В регионе работают дистрибьюторы крупных международных компаний как, например, Unilever, Procter&Gamble и многих других. Спектр предлагаемых логистическими операторами рынка Республики Казахстан услуг будет значительно расширяться, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями. Для обслуживания внутренних потребностей страны нужна сильная и высокоразвитая логистическая отрасль. (4)

 

В заключение хочу отметить, что, модернизировав техническое обеспечение, улучшив профессиональную подготовку кадров, используя иностранные инновации и опыт зарубежных стран, мы улучшим в первую очередь, состояние логистики в Казахстане. Это приведет в будущем к развитии экономики Казахстана, а логистика в свою очередь, превратится в неисчерпаемый ресурс страны, благодаря нашим географическим богатствам.

 

 

Источники использованной литературы:

1. https://www.brif.kz/blog/?p=1947

2.https://www.whitehawk.kz/ru/news/74-transportnaja_logistika__vazhnyj_faktor_razvitija_kazahstana/

3. https://premiumlogistic.kz/logistika-v-kazahstane-gruzoperevozki-v-kazahstane/

4.https://www.skachatreferat.ru/referaty/.html

5.https://sociosphera.com/publication/conference/2015/84/innovacionnotehnologicheskaya_aktivnost_v_logistike_transportnyh_perevozok_v_usloviyah_sankcij_protiv_rossijskoj_federacii/

6. https://www.brinex-logistic.ru/news/Innovacii-2015-goda-v-sfere-logistiki.html

7. https://www.gd.ru/articles/4309-red-innovatsii-v-logistike

8. https://www.gd.ru/articles/4309-red-innovatsii-v-logistike

9. https://podiart.ru/innovatsii_v_logistike.html

10.https://interdalnoboy.com/index.php/08/01/innovacii_v_sfere_logistiki.html?day=01&month=08&news_name=innovacii_v_sfere_logistiki&subaction=showfull&year=2008

11. https://finance.nur.kz/871691-nazarbaev-rasskazal-o-novom-shelkovom.html#

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: