Тема 4. Общение как восприятие, познание и понимание людьми друг друга
План лекции:
1. Понятие социальной перцепции? На чем основано восприятие человека человеком?
2.Социальная установка как психологическая основа стереотипа.
3. Понятие и виды стереотипов.
4. Можно ли доверять «первому» впечатлению?
5. Каузальная атрибуция. Как мы интерпретируем поведение других людей?
6.Установки и реальное социальное поведение. Можно ли изменить установку?
Понятие социальной перцепции? На чем основано восприятие человека человеком?
В процессе общения необходимо взаимопонимание (понимание партнера и принятие). Большое значение имеет понимание как воспринимается партнер, каким я его вижу и чувствую
Социальная перцепция -процесс восприятия социальных объектов; процесс формирования в сознании людей образов других людей, себя, групп как результат восприятия и понимания людьми друг друга.
Межличностная перцепция -процесс восприятия человека человеком через внешние признаки, соотнесение их с его личными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
Вступая в общение как личность, человек воспринимается п/о как личность, возникшие впечатления играют регулятивную роль в процессе общения, т.к. познавая другого, мы познаем себя и от точности «прочтения» другого человека зависит успешность взаимодействия.
Представление о другом тесно связано с собственным самосознанием:
1) богатство представлений о себе определяет богатство представлений о другом
2) чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о себе.
«Человек смотрится в другого как в зеркало» К.Маркс
«Личность становится тем, что она есть в себе через то, что она представляет собой для других» Л.С.Выготский
Анализ осознания себя через другого включает 3 механизма:
Идентификация - отождествление себя с другим, т.е. предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на место другого
Эмпатия - стремление эмоционально откликнуться на проблему. Ситуация партнера чувствуется, вызывает сочувствие.
Идентификация и эмпатия отражают принятие в расчет поведения, мыслей и чувств Другого.
А как партнер воспринимает меня?
Рефлексия -механизм самопознания в общении, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнерами по общению.
- процесс зеркальных отражений друг друга
В данной ситуации даны 10 человек:
I | II |
Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное) | Я – реальное Я зеркальное Я -такой какой есть в реальности Я -для другого Я -в представлении другого (Я- экспертное) |
Социальная установка как психологическая основа стереотипа
Социальная установка (аттитюд) определяется как:-готовность воспринимать группы людей и другие социальные объектыопределенным образом. -психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта. Социальная установка характеризуется сложной структурой (аффективный, когнитивный, поведенческий компонент) и функциями (приспособительная; знания; выражения; защиты) Вначале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответственным этой установке содержанием. Поскольку стереотип выступает как проявление группового сознания, которое в свою очередь корректируется, то социальные установки или аттитюды, непосредственно влияют на восприятие и оценку реальности. Установка в социокультурной среде проявляется в обычаях. На основе усвоения обычаев и следования им формируется система стереотипного поведения. Таким образом установка через существующие в данной социокультурной группе обычаи влияет на формирование шаблонов поведения, от трудовых приемов до этикета.Понятие и виды стереотипов.
Стереотип (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток):
-"застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.
-упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.
Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т. п.
В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм,— свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, искажающих видение социальной реальности.
Г. Тэжфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа:
1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками;
2) такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени;
3) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;
4) социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;
5) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;
6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но в высшей степени трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта
Виды стереотипов:
- Автостереотипы – мнение человека о себе;
- Индивидуальные стереотипы – касаются одного человека;
- Социальные стереотипы – касаются группы людей
· Национальные
· Профессиональные
· Гендерные
· Возрастные
· Антропоморфические и т.п.
Негативное значение стереотипа | Позитивное значение стереотипа |
-они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.-сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека, их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Отчасти враждебное отношение к новому определяется подсознательно действующим инстинктом самосохранения, который пытается защитить нас от возможных потрясений, связанных с разрушением устоявшихся стереотипов.- выводимая из стереотипа схема суждения о другом человеке нередко действуеткак предубеждение. Возникая в условиях дефицита информации, социальныйстереотип часто оказывается ложным и играет консервативную роль, формируяошибочные представления людей о происходящем, деформируя процессинтерпретации происходящего и характер межличностного взаимодействия. Любойсоциальный стереотип, оказавшийся верным в одной ситуации может оказатьсяневерным в другой и, следовательно, неэффективным для решения задачиориентировки личности в окружающем социальном мире. | -формирование стереотипов является обязательным элементом нашей культуры -стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов. -он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, следовательно, прогнозируемым.- стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюсяреальность;- позволяет ускорить процесс познания; - может предоставить хоть какое-то первичное основание для ориентировки в происходящем.-стереотипы облегчают понимание, например, чем больше стереотипов в тексте, тем легче он понимается. - несмотря на упрощение и схематизацию, стереотипы выполняют необходимую и полезную функцию в психологической регуляции процессов межличностного понимания. Это оказывается возможным потому, что в стереотипе объем истинных знаний нередко превышает объем ложных. |