Тимошенко Татьяна Владимировна, 201 группа
Ответ на вопрос по второму периоду «Обретение права на призрение III-VIII вв»:
Как повлияла начавшаяся урбанизация на отношение европейцев к человеческой инакости?
Инакими назывались те люди, которые не похожи на основную массу. А если они не похожи – значит, следовательно, являются чужими. Сюда же причисляли и инвалидов.
Однако расширение социально-культурной жизни европейцев помогло изменить отношение людей к человеческой инакости.
В этот период набирает силу урбанизация, развиваются города, расширяются контакты между Востоком и Западом. Первоначально европейский народ долго не мог привыкнуть к людям другой веры, другого языка и т.д. Такими же «инакими» считались и инвалиды, которые в обществе вели себя не так, как было привычно основной массе людей. Они могли отталкивать, пугать своим внешним видом, походкой, поведением, речью и т.д.
Появление всё большего количества иностранных «чужаков» в портовых городах обязывало европейцев налаживать с ними связи. Постепенно общество стало понимать, что несмотря на различные культурные, языковые особенности «инаких», они являются такими же людьми.
Длительное соседское общение Востока и Запада изменило взгляд европейцев и на «инаких» соотечественников, появилось терпимое отношение к инвалидам.
Таким образом, начавшаяся урбанизация оказала существенное влияние на изменение отношения европейского общества к инвалидам.
Ответ на вопрос по третьему периоду «Обретение права на специальное обучение»:
Постройте схему «Предпосылки становления национальных систем специального образования в Европе».
Национальная система специального образования начинает складываться тогда, когда повсеместно, в различных странах организуется практика обучения инвалидов, готовятся специалисты для обучения таких детей. Причём такая работа должна быть закреплена на законодательном уровне.
Обозначим предпосылки становления национальных систем специального образования в Европе в виде схемы (по Н.Н. Малофееву):
Национальная система специального образования (по IIIпериоду) | ![]() ![]() | Отношение общества к образованию как к ценности |
Принятие Закона об обязательном начальном образовании для детей обоего пола | ||
Закон о всеобуче (распространён для глухонемых, слепых и умственно отсталых детей) | ||
![]() | Экономическое благополучие страны, механизм финансирования специальных образовательных учреждений | |
Развитие университетского образования, наличие кадров: врачей, учителей, юристов. | ||
Инвалиды привлекают внимание в СМИ | ||
Деятельная благотворительность становится культурной нормой. | ||
![]() | Возникновение общественных организаций, готовых взять на себя социальную опеку инвалидов; принимать законодательные решения в сфере их образования |
При этом важно говорить о целостности всех предпосылок, т.к. отсутствие одной из них ведёт к разрушению всей системы. Именно поэтому национальная система образования не сложилась в то время в Испании - в стране, подарившей миру пионеров сурдопедагогики Педро Понсе де Леона и Пабло Боннета.
Ответ на вопрос по четвёртому периоду «Государство гарантирует право на специальное образование большинству детей с отклонениями в развитии»:
Можно ли считать, что Всеобщая декларация прав человека свидетельствует об изменении отношения общества исключительно к людям с отклонениями в развитии, инвалидам?
Безусловно, принятие Всеобщей декларации прав человека значительно повлияло на отношение общества к людям с отклонениями в развитии.
После Второй мировой войны, геноцида и концлагерей общество по-новому пыталось посмотреть на отличия среди людей. Самой главной ценностью провозглашалась свобода и защита прав населения. Последние исторические события показали беззащитность человека, что являлось важной предпосылкой принятия нового закона, гарантирующего права людей.
Таким документом и послужила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
В своей книге Н.Н. Малофеев предполагает, что авторы закона, возможно, даже и не думали о правах инвалидов. Однако тот механизм, который был запущен после принятия Декларации, привёл к большим изменениям отношения общества и государства к детям с особенностями в развитии.
«Всеобщая декларация прав человека закрепила новое миропонимание:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. <...>
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. <...>
Статья 7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации. <...>
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях... в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Статья 26. 1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное и общее образование должно быть бесплатным... 2. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.».
Согласно данному закону ВСЕ люди (а значит и инвалиды тоже) рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
В связи с этим государство обязуется обучать детей с различными отклонениями.
В последующем становится ясным, что не все дети могут обучаться по обычным программам. Система специального образования становится более дифференцированной. Дети в зависимости от степени нарушений учатся в специальных классах, что вновь рождает новые преобразования. В обществе начинают говорить о дискриминации прав инвалидов, т.к. они отделены от социума, а значит не до конца пользуются своими правами. Так рождается новый скачок в истории специального образования – интеграция инвалидов в общество.
Ответ на вопрос по пятому периоду: