БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ
Модуль «Я – исследователь»
Савельева Надежда Евгеньевна, учитель биологии МБОУ «Лицей
Цель модуля: формирование исследовательской компетентности обучающихся при выполнении и презентации исследовательской работы.
Задачи: развивать способность анализировать, синтезировать, классифицировать поступающую в ходе исследовательского поиска информацию, делать теоретические обобщения, умозаключения; развивать исследовательские способы деятельности.
Модуль направлен на овладение способами и приемами исследовательской деятельности (в том числе c помощью дистанционных образовательных технологий).
Сроки реализации: июнь 2019 года
Исследовательская работа:
Тема «Влияние автотранспортной нагрузки на чистоту воздуха г. Лесосибирска»
Цель:
Оценить чистоту атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки и исследовать объёмы выбросов вредных веществ в воздух от автомобилей в выбранном районе.
Задачи:
- Познакомиться с методиками исследования автотранспортной нагрузки на определённом участке дороги и расчетной оценки количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
- Провести исследование автотранспортной нагрузки на определённом участке дороги и рассчитать количество выбросов вредных веществ в воздух от проезжающего мимо автотранспорта.
- Обобщить полученные результаты исследования.
- Сделать вывод о степени загрязнения воздуха в данном районе, обнародовать эту информацию и выработать предложения по улучшению чистоты воздуха.
- Нанести на свой участок карты обозначения в виде квадратика определенного цвета, в зависимости от состояния чистоты воздуха. (красный – плохое состояние; жёлтый- среднее; зеленый- хорошее)
Дидактический материал для организации исследовательской работы учащихся по теме: « Влияние автотранспортной нагрузки на чистоту воздуха г. Лесосибирска ».
|
Тема: Проведение исследований.
Цель: Провести учет автотранспортной нагрузки на выбранном участке дороги
Методика:
- Выберите участок автотрассы длиной примерно 0,5 км с хорошим обзором.
- Измерьте шагами длину участка (l, м), предварительно определив среднюю длину своего шага.
- Подсчитайте количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в определенный период суток в течение 20 минут, при этом заполняйте таблицу №1.
- Подсчитайте и внесите в таблицу количество единиц автотранспорта, проходящего за 1 час. Количество единиц автотранспорта, проходящего за 1 час, рассчитывайте, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.
- Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей за 1 час(L, км), по формуле:
L=N· l, где N – количество автомобилей каждого типа, проходящее за 1 час
l – длина участка, км
Полученный результат занесите в таблицу.
- Проведите такое исследование трижды и определите среднее количество каждого вида автомобилей, проходящих на выбранном участке за один час.
Таблица №1
Участок | Число, день недели | Время | Легковые автомобили | Грузовые автомобили | Автобусы | Дизельные грузовые автомобили | Общее количество за один час | Общий путь за один час,L, км |
Средние показатели после трех измерений |
|
Тема: Обработка полученных данных и анализ результатов исследований.
Задание Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.
Цель: определить количество основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных газов автомобилей за 1 час.
Памятка: К выбрасываемым автомобилями вредным веществам относятся угарный газ (CO), углеводороды – несгоревшее топливо, оксиды азота (NO2), сажа.
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета являются:
- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени (т.е. за час) См таблицу №1
- нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в таблице №2)
- значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.(приведены в таблице №3) Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1км (т.е. равного удельному расходу)
Таблица №2 Средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города
Тип автотранспорта | Средние нормы расхода топлива (л на 100 км) | Удельный расход топлива Y (л на км) |
Легковой автомобиль | 11-13 | 0,11 - 0,13 |
Грузовой автомобиль | 29-33 | 0,29 - 0,33 |
Автобус | 41-44 | 0,41 - 0,44 |
Дизельный грузовой автомобиль | 31-34 | 0,31 – 0,34 |
|
Таблица №3 Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего
Вид топлива | Значение коэффициента (К) | ||
Угарный газ | Углеводороды | Диоксид азота | |
Бензин | 0,6 | 0,1 | 0,04 |
Дизельное топливо | 0,1 | 0,03 | 0,04 |
Ход выполнения работы.
1. Рассчитайте количество топлива (Q,л) разного вида, сжигаемого за 1 час двигателями автомашин, по формуле:
Q=L·Y, гдеY – удельный расход топлива, L - общий путь, пройденный данным видом автомобилей
Значения Y возьмите из таблицы №2, а значение L – из таблицы №1. Полученный результат занесите в таблицу №4
2. Определите общее количество сожженного топлива каждого вида ({Q) и занесите результат в таблицу №4
3. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего. Для этого нужно L·K (L - путь каждого вида машин в км; К – эмпирические коэффициенты из таблицы №3) Внесите данные в таблицу №5
Таблица №4
Тип автомобиля | Кол-во такого типа автомобилей за 1 час | Q, в том числе | |
Бензин | Дизельное топливо | ||
Легковые автомобили | |||
Грузовые автомобили | |||
Автобусы | |||
Дизельные грузовые автомобили | |||
Всего {Q |
Таблица №5
Вид топлива | {Q, л | Кол-во вредных веществ, л | ||
CO | углеводороды | NO2 | ||
Бензин | ||||
Дизельное топливо | ||||
Всего (V), л |
4. Сделайте выводы
Тема: Обработка полученных данных и анализ результатов исследований.