История и перспективы развития направления




Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке…

Булат Окуджава

О том, что, собственно, понимается под термином «авторская песня», можно говорить довольно долго, ибо точек зрения здесь существует немало. Большая часть, скажем так, официальных определений говорит о ней как о специфическом, выросшем из художественной самодеятельности жанре, возникшем в России в середине прошлого века в неформальной среде студенчества и молодых интеллектуалов и делающем основной упор на поэтичность текста. Среди ее предшественников называют городской романс, народную песню, дворовый фольклор (включая «блатняк»), миниатюры Александра Вертинского, песни из репертуара Марка Бернеса, лирику военных лет и творчество композиторов советского периода, французский шансон и даже негритянские спиричуэлс. В числе характерных особенностей отмечаются обостренно-личностный характер авторской песни, органически присущий ей нонконформизм, доверительность интонаций, как правило, безыскусность музыкальной составляющей, а также высокий, доходящий до исповедальности уровень интимности.

Проще говоря, человек пишет стихи, берет гитару, выходит на сцену и поет, как он чувствует, – от себя и о себе, используя весь спектр данных ему природой средств устного общения – слово, звук, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и так далее. Поет в надежде быть не только услышанным, но и понятым – причем понятым, скорее, не умом, а сердцем слушателя. Поет, создавая вокруг себя какое-то особое поле, внутри которого удивительным образом совпадают реальность и некий созданный автором-исполнителем образ. Удавалось это классикам жанра – Окуджаве, Матвеевой, Киму, Визбору, Клячкину, Высоцкому, Галичу, Никитину, Дольскому. Удается и лучшим бардам наших дней.

Последние, конечно, внесли в это направление (а автор статьи склонен все же считать авторскую песню не жанром, а довольно сложным и многоликим течением в музыкальном и литературном мире) свои коррективы. Сегодня в поток бардовской музыки беспрепятственно вливаются струи рока, фолка, джаза и даже регги; непрерывно растет число профессиональных (то есть, зарабатывающих этим себе на жизнь) «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство; увеличивается количество объединяющих их организаций, концертов, фестивалей. Приведет ли это к тому, что авторская песня в конце концов опопсеет и вернется туда, откуда она сознательно бежала в 60-е годы, – на эстраду? Поживем – увидим…

На Орловщине бардовская песня как явление музыкальной культуры ведет свою историю примерно с середины ХХ века. По воспоминаниям журналиста Евгения Пашина, начиналось все довольно стихийно: песни 50-х, 60-х, 70-х годов пели, собираясь компаниями на кухнях, по квартирам. Такие домашние встречи зачастую носили весьма острый характер: спорили о политике, об истории, о музыкальных и литературных новинках. Пели в походах, экспедициях, строительных отрядах, со студенческой сцены…

Со временем, однако, увлечение авторской песней стало принимать более организованные формы. Например, в 68-м году на историко-филологическом факультете Орловского пединститута появилась группа студентов, которая в начале 70-х приобрела форму клуба СКИФ – Студенческого клуба историков и филологов. Помимо сочинения стихов, песен и составления разного рода литературно-музыкальных композиций, ребята участвовали в институтских концертах, конкурсах, «капустниках», КВН-ах, выступали в школах, пионерских лагерях, сельских клубах и даже перед заключенными. Нередко объединялись в концертных программах со студенческими образованиями других факультетов ОГПИ и Орловского машиностроительного института. Три года подряд, начиная с 69-го, такая группа выезжала в составе Орловского студенческого стройотряда «Прометей» в Томскую область. Очевидно, что самодеятельной песней увлекались тогда не только в вузах, но и на многих орловских предприятиях.

Приведенный пример свидетельствует, в частности, о том, что в те годы понятия «авторская песня», «студенческая» и «туристская песня» были довольно тесно связаны друг с другом. Отсюда своеобразный «образ времени» – турист, палатка, костер, гитара… В Орле этот образ «явился во плоти» в начале 60-х в виде работавшего на базе Дворца культуры профсоюзов туристского клуба «Глобус». А в январе 80-го года при «Глобусе» было создано уже четко специализировавшееся на бардовской песне объединение. В его концертных программах принимали активное участие Лариса Лоцманова (президент клуба), Юрий Лоцманов, Виктор Яковлев, Олег Ударцев, Владимир Сушин, Олег Попов, Александр Итченко, Андрей Кавыршин, Александр Четверяков, Владимир и Сергей Костомаровы, Наталья Чернова, Елена Суханькова, Александр Семенов, Владимир Лихопек, Наталья Бруни, Александр Сутугин, Александр Кузнецов, Марина Оловянникова, Юрий Новиков, Вадим Тарасов. Несколько позднее, всередине 80-х,в городе появилось еще одно туристское объединение – клуб путешественников «Русь», члены которого во время своих многочисленных поездок занимались популяризацией авторской песни самым активным образом.

Следующим этапом развития именно клубного бардовского движения на Орловщине стало создание в январе 1985 года Орловского городского клуба авторской песни «Майдан». Своим названием организация обязана одной из любимых в то время в бардовской среде песен – «Переведи меня через Майдан» Сергея Никитина. Еженедельные встречи клуба проходили в Доме учителя и участие в них принимали самые разные люди – туристы, бывшие студенты московских вузов, приобщившиеся к авторской песне в столице, и, конечно, те, кто хотел не только людей посмотреть, но и себя показать. Первыми членами «Майдана» были исполнители: президент клуба Елена Кузина, Михаил Сидоров, Виктор Петрухин, Виктор Мерцалов, Людмила Столярова, Лариса Гиловая, Галина Артамонова, Александр и Светлана Ильенковы, Валерий Иксанов, Михаил Аникутин, Людмила Назарова. Пели, разумеется, классику – Окуджаву, Визбора, Суханова, Никитина; почти сразу сложились исполнительские коллективы – квартет, несколько дуэтов. Собственно авторы – Евгений Башта, Михаил Малков, Павел Егупов, Александр Катохин, Александр Субботин, Елена Гомонова, Андрей Межеричер, Евгений Гуров – появились в «Майдане» через год-два.

Главным для членов клуба в этих встречах, по словам Елены Гомоновой и Ларисы Гиловой, была атмосфера любви и дружбы, как-то изначально сложившееся бережное отношение к творчеству друг друга. А творчество это, несмотря на общее для всех направление, в то время было весьма разноплановым. В наиболее классической манере писал свои стихотворные и музыкальные произведения лирик Михаил Малков; Александр Катохин по складу характера больше тяготел к шансону; Андрей Межеричер и Евгений Гуров работали, в основном, в юмористическом ключе. Поражал близостью по духу к творчеству известного бард-рокера Александра Башлачева (хотя сам даже не знал его песен) Евгений Башта. На самиздатовский поэтический сборник Евгения уже после его смерти написал хвалебную рецензию Александр Городницкий. Писали стихи и Елена Гомонова, и Павел Егупов… Разумеется, все это регулярно выливалось в концерты разного масштаба – в самом Доме учителя, в Доме печати, на других сценических площадках. Кроме того, авторская песня в то время постоянно звучала на встречах клубалюбителей поэзии «Геликон» при Орловском институте культуры, в театре «Свободное пространство», в Студии поэзии и публицистики Юрия Шушковского.

В 88-ом году орловская областная комсомольская организация сделала городу замечательный подарок – фестиваль авторской песни (в первый раз проходивший в Орловском учетно-кредитном техникуме, а начиная со второго – во Дворце культуры железнодорожников). Конечно, в Орле под эгидой комсомола и раньше проходили смотры молодежной самодеятельной песни, конкурсы на ежегодных туристических слетах, включая существующий по сию пору слет «Багряные листья». Проявляли инициативу и другие организации и даже отдельные лица. Например, в 75-ом году редакцией газеты «Орловский комсомолец» был проведен конкурс авторской песни под названием «Семь нот в тишине», а в начале 80-х преподаватель детской музыкальной школы Владимир Высотков стал организатором бардовского конкурса во Мценске. Но только вышеназванномуфестивалю 88-го, по словам участвовавших в нем исполнителей, суждено было стать настоящим событием, хотя в жюри на тот момент не присутствовалони одного профессионального барда, да и именитых «заморских» гостей никто не приглашал. В конкурсе участвовали не только орловцы, но и самодеятельные певцы из Брянска, Липецка, Белгорода, Курска. Кстати, с курянами у членов «Майдана» завязалась на несколько лет крепкая дружба, приведшая, в частности, к образованию совместного объединения «Орловско-курская в дугу».

Неудивительно, что после фестиваля в клуб пришли новые авторы – Сергей Востриков и ставший чуть позже руководителем «Майдана» Андрей Курганов. Начались активные поездки по бардовским фестивалям – в те же Курск и Брянск, в Киев, Подмосковье и, конечно, в Самару – на знаменитую Грушинку; были орловцы и на последнем всесоюзном соревновании – в Таллинне. В разные годы в Орел приезжали с концертами Юрий Лорес, Владимир Ланцберг, Евгений Клячкин, Виктор Луферов.

Казалось бы, активная творческая жизнь орловских бардов свидетельствовала о наступлении определенного расцвета… Но в 90-ом трагически погибает Башта; тогда же проходит последний городской бардовский фестиваль (учредителем которого, как мы помним, был орловский горком комсомола); в стране начинается перестройка… И клуб (к тому времени переехавший из-за пожара в Доме учителя на новое место – в ДК Профсоюзов) оказывается близок к самороспуску. Однако в 94-ом году в Орле появился уже вполне сложившийся автор и исполнитель Шухрат Хусаинов, сумевший зажечь членов «Майдана» собственной неуемной энергией. После его отъезда и смерти Михаила Сидорова (одного из лидеров и ярких исполнителей клуба)в 97-ом, клуб продолжали держать Андрей Курганов, Галина Артамонова, Сергей Востриков, Светлана Шебаршина. Тогда особенно четко проявилась вообще характерная для «Майдана» тенденция «кучкования» вокруг отдельной сильной личности. Лидер пропадал – и клуб мог собираться месяцами исключительно друг у друга на квартирах, а то и не собираться вовсе. Однако на фестивали в другие города – Курск, Воронеж, Брянск, Липецк, Тверь, на «Куликово поле» и «Смоленское Поозерье» – орловцы со второй половины 90-х ездить уже не переставали, причем редко возвращались без наград большего или меньшего достоинства. Последнему немало способствовали новые члены клуба – Эдуард Николаев, Андрей Лукашкин, Леонид Морозов, ныне активный участник бардовского движения Брянской области Константин Смольнов, братья Сергей и Алексей Гремины.

А осенью 2003-го родилось то, без чего сегодня уже сложно представить культурную жизнь города Орла, – ежегодный региональный фестиваль авторской песни. Собственно, в первые годы своего существования он именовался конкурсом авторской песни и романса. Инициатором его проведения выступил орловский театр «Свободное пространство», учредивший главный приз состязания – имени заслуженного артиста России Владислава Трахтенберга, который в течение многих лет был ведущим актером театра, любил песню и сам часто выходил на сцену с гитарой. Председателем жюри стал (как и в следующем году) Евгений Пашин, к тому времени уже несколько раз ездивший на «Смоленское Поозерье» и неоднократно высказывавший мнение, что, мол, неплохо бы и у нас что-то подобное организовать. Большую помощь в проведении орловского конкурса оказали приглашенные им профессиональные барды – москвич Олег Щетников и Игорь Сильченко из Гомеля, вошедшие вместе с орловцем Андреем Кургановым в состав жюри. Обладателем Гран-при первого фестиваля стал орловский дуэт исполнителей Галина Артамонова – Алексей Гремин.

Видимо, это культурное нововведение оказалось вещью в хорошем смысле слова заразной, потому что уже 6-го мая следующего года в Орле состоялся первый Фестиваль православной, военной и патриотической песни и поэзии «Святой Георгий». Его главный организатор – Православное молодежное братство во имя Великомученика и Победоносца Георгия – занимался общественной деятельностью еще с конца 80-х. За год до фестиваля в Орле были возрождены Дни православной культуры, на которые по случаю пригласили православных бардов из Москвы и Петербурга – Андрея Селиванова, Ирину Скорик, Андрея Байкальца – и провели небольшой тематический конкурс. Тогда же Елена Гомонова (ставшая на четыре следующих года исполнительным директором «Святого Георгия») по инициативе Константина Грамматчикова съездила от братства на первый воронежский православный фестиваль «Ковчег»...

Одним словом, все линии сложились в один узор. Определились цели и задачи фестиваля – собрать круг авторов, которым близка и дорога тема православной веры. Нашлась поддержка в лице областного управления по работе с молодежью. Нижняя возрастная планка конкурсантов остановилась на 16-ти годах. В итоге если первый фестиваль в центре молодежи «Полет» удалось собрать с трудом, то к четвертому публика уже не вмещалась в малый зал орловского драмтеатра. Интересно, что сам Орел на конкурсе стандартно представлен малым количеством певцов: из года в год состав участников обновляется, в основном, за счет поэтов.

С одной стороны, некоторые сомневаются, правомерно ли смешивать религию и бардовское творчество. С другой, по словам Елены Гомоновой, суть авторской песни в том и заключается, что человек берет гитару, выходит к слушателям и рассказывает им о каком-то своем сокровенном чувстве. Почему же этим чувством не может быть вера? Опять же, вовсе не обязательно все свое творчество посвящать религиозной тематике. К примеру, в нашем городе среди чисто православных бардов можно назвать только Марию Молотовец. Во Мценске в этом же направлении сегодня работает основатель православной воскресной школы для молодежи отец Владимир Герченов.

В том же 2004 году состоялся второй конкурс имени Владислава Трахтенберга. В состав жюри на этот раз вошли профессионалы – Александр Софронов, Александр Иванов, Любовь Окунева, Наталья Кучер, Александр Макаренков, включая уже знакомых орловскому слушателю Игоря Сильченко и Олега Щетникова. Гран-при фестиваля отправилось вместе с отмеченной сразу в нескольких номинациях Любовью Гребенюк в Белгород. Лауреатом же и дипломантами в номинации «автор» стали соответственно новый член «Майдана» Михаил Букреев, принимавший со следующего года в организации фестиваля самое активное участие, и орловский фолк-дуэт «Пара Лель» (Наталья Куприянова и Елена Малова). Прослушивания, как и в прошлом году, проводились в ДК «Дормашина», а непосредственно гала-концерт – на сцене театра «Свободное пространство».

На следующий год при участии обладминистрации, областного управления культуры, руководства национального парка «Орловское Полесье» и, конечно, клуба «Майдан» орловский конкурс был преобразован в фестиваль авторской песни. Местом проведения отборочных туров стала фестивальная поляна на берегу озера Старое в Орловском Полесье. Тут-то организаторы вышеуказанного мероприятия от клуба «Майдан» (прежде всего, Евгений Пашин, Андрей Курганов, Михаил Букреев, Елена Гомонова) и столкнулись в полной мере со всеми проблемами, которые предполагает его проведение на природе.

Что такое фестиваль в обыденном понимании? Палатка, живописный пейзаж, море свежего воздуха, костерок, бодрое ногодрыжество и рукомашество в виде мини-футбола, бадминтона и других спортивных состязаний, новые друзья, песни под гитару до утра, трясущиеся на прослушивании поджилки, творческие мастерские, выступления приглашенных бардов на фестивальной сцене… Проще говоря – отдых. О том, что фестиваль – это еще и колоссальная работа, его гостям знать совершенно не нужно и даже в какой-то степени вредно. Сюда входят: поиск удобной площадки, обеспечение транспортного подъезда и электрического освещения сцены, подвоз дров и воды, приглашение представителей МЧС, санитарной службы и милиции… До этого – проведение рекламной кампании, утверждение всех необходимых документов, переговоры с готовыми приехать в качестве членов жюри авторами, подготовка специальной атрибутики… На все про все из областного бюджета выделяются откровенно небольшие суммы, что делает необходимым постоянный поиск спонсоров. И, конечно, самое сложное – сделать так, что в итоге никто из приехавших на фестиваль всех этих внутренних трудностей просто не заметил…

В 2005-ом Гран-при фестиваля соревнования завоевал орловец Евгений Гуров, а в последующие годы главный приз получали представители Нижнего Новгорода (ансамбль «Ступени»), Белгорода (дуэт Андрея и Марии Прудниковых, Сергей Постолов), Калининграда (Олег Николаев), Ярцево Смоленской области (Лариса Ломакина). Лауреатами и дипломантами не раз становились жители нашего города.

Что можно сказать об общих тенденциях развития орловского фестиваля? Количественно он, безусловно, прогрессирует (за исключением 2010 года, когда по причине сложившейся пожароопасной ситуации не получилось собраться на привычном месте, у Старого озера). По самым общим подсчетам, в последнее время в Полесье ежегодно собиралось до полутора тысяч человек. Причем география участников (опять же, не считая прошлого года) неуклонно расширяется. За прошедшие восемь лет в Орле побывали авторы, исполнители и просто любители бардовской песни из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Брянска, Курска, Смоленска, Калуги, Липецка, Тулы, Воронежа, Рязани, Нижнего Новгорода, Белгорода, Иванова, Вологды, Калининграда, Кирова, Перми, Краснодара, Пятигорска, Мурманска – и даже из Белоруссии, Украины, Франции и Испании. Если же говорить о качественном аспекте, то уровень жюри на орловском фестивале стандартно высок – что, к сожалению, не всегда можно сказать о самих конкурсантах. В фестивальных программах, мастер-классах и, конечно, финальных гала-концертах на сцене «Свободного пространства» (неизменно собирающих по 400-500 слушателей) в разные годы участвовали известные барды, лауреаты российских и международных конкурсов: Марат Фахртдинов, Алексей Витаков, Татьяна Дрыгина, Аркадий Лебедев, Юрий Кукин, Александр Иванов, Юрий Лорес, Александр Макаренков, Александр Софронов, Лидия Чинарева, Ирина Христианова, Дмитрий Григорьев, Елена Бибикова, Наталья Кучер, Ольга Пинигина. Давно стали любимцами орловской публики приезжавшие в наш город в том числе и с сольными концертами Виктор Попов, Ольга Чикина, Григорий Данской, Александр Баль. Во многом благодаря вызванному фестивалем интересу к бардовскому творчеству прошли при полных залах выступления Андрея Козловского (2006) и Галины Хомчик (2007)…

Если в первые годы существования фестиваля Орел в целом проявил себя как город, не слишком хорошо знакомый с авторской песней, то сейчас уровень «массовой осведомленности» стал значительно выше. Верно, однако, и то, что осведомленность эта для многих остается самой поверхностной. После каждого фестиваля идет своеобразная информационная волна: в течение несколько лет на областном радио звучали передачи «Пенаты», «Седьмая струна», «Знай наших», регулярно выпускают материалы телевизионные службы ГТРК «Орел» и ТРК «Истоки», подключаются, разумеется, и газеты. Но фестиваль проходит – и «бардовская жизнь» города как будто замирает. Песни, которые на фестивальной поляне пользовались у слушателей довольно большим успехом, вне Орловского Полесья словно бы теряют свою привлекательность, актуальность, значимость. Хорошо известные в кругу ценителей авторской песни, в «обычной жизни» они чаще всего так и не выходят за его рамки.

Здесь вполне уместно поговорить о стоящих перед «Майданом» в настоящее время задачах. Конечно, огромное значение имеет поддержание на достойном уровне самого фестиваля, превращение его в явление не только культурное, но в полном смысле слова социальное. Для этого недостаточно заниматься рекламой, проведением всевозможных PR-акций и поддержанием творческих связей с объединениями других городов. Главное – бережно, осторожно воспитывать орловскую публику в соответствующем ключе: проводить больше хороших (подчеркнем – хороших) концертов, активно работать с молодежью – другими словами, создавать себе грамотных преемников. Понятно, что требовать от современных молодых людей изначально такого же уровня образованности в сфере авторской песни, как в 70-е и 80-е, не приходится. Смещение жизненных ориентиров большой части российской молодежи в сторону материальных ценностей, разумеется, тоже играет свою роль. Однако шаги в вышеуказанном направлении делать необходимо.

В Орле с 2004 года их делает, к примеру, Ольга Гаврилова. Сегодня в клубе гитарной песни при Доме детского творчества Советского района ее усилиями каждую неделю собирается по 20-30 человек. Для участников объединения не существует практически никаких возрастных ограничений, однако в основном это все-таки школьники и студенты. Репертуар в клубе свободный: как правило, Ольга дает ребятам на изучение классику авторской песни и эстрады, а дальше каждый подбирает что-то по своим интересам. По словам преподавателя, здесь важна именно свобода, самостоятельность в творческих исканиях, клубность в широком смысле этого слова. Хотя хороший вкус у учеников воспитывать, разумеется, нужно – этому во многом способствуют совместные походы на концерты, поездки на бардовские фестивали. Кстати, о фестивалях: на «Апреле» – соревновании, которое ежегодно проводит Орловская областная пионерская организация «Орлята» – члены клуба уже несколько лет подряд не остаются без призов и наград. Существуют подобные объединения и в Доме творчества Железнодорожного района, и в Орловском государственном техническом университете.

Возвращаясь к деятельности клуба «Майдан», следует отметить, что попытки популяризации авторской песни его членами предпринимаются постоянно. Каждый год организуется по несколько концертов разной тематики в ДК Профсоюзов; в зале орловской филармонии время от времени проходят сольные выступления орловских бардов. Бывают орловцы и, что называется, на местах – например, в Полесье, Унече (Брянская область), Белгороде. Еще в 2004-2005 годах был проведен своеобразный эксперимент по созданию бард-кафе: раз в неделю члены клуба по приглашению директора заведения, давали мини-концерты в кафе «Лагуна». Однако уже через полгода эти выступления прекратились. В последнее время доброй традицией стало ежегодное проведение концертов на сценической площадке торгового центра «Атолл». Тема авторской песни по инициативе и при участии «Майдана» была представлена в программах «Радио Шансон» и периодически поднимается на телеканалах ГТРК «Орел» и ТРК «Истоки».

Если говорить о сегодняшнем составе клуба, то, конечно, он несколько отличается от первоначального. В частности, уехали из города Елена Кузина, Михаил Малков, Андрей Межеричер. Новые члены «Майдана» – Геннадий Бугаев, Ирина Курганова, Дмитрий Литвинцев, Сергей Шехов, Вячеслав Самошин, Сергей Можаров и автор этой статьи (правда, город Орел тоже уже покинувший) – по мере сил включаются в работу клуба. Это если о количестве. А что касается качества…

Одна из особенностей «Майдана» – то, что сегодня его авторское крыло представлено сильнее и разнообразнее исполнительского. Например, «в активе» Елены Гомоновой уже – четыре записанных альбома (включая очень разные по настроению «Ой, глядите, бабы» и «Миропреломление»), два вышедших в издательстве «Академия развития» песенных сборника для детей, лауреатство и дипломантство в фестивалях «Смоленское Поозерье», «Куликово поле» (Тула), «Соловьиная трель» (Курск), «Серебряная псалтирь» (Дубна), в Брянске, Петербурге, Орловском Полесье… Кроме того, на сегодняшний день Елена является председателем Орловской региональной общественной организации «Центр авторской песни», созданной для координации клубной деятельности города и решения фестивальных проблем. Однако выполнение общественной работы вовсе не мешает ей продолжать писать хорошие песни:

 

И только музыка…

Когда твердело время

И падало без смысла, без азарта,

Не прорастало семя

На этом утрамбованном асфальте.

И не хватало сил,

И сердце угасало…

 

И только музыка меня спасала,

И только музыка меня хранила,

И только музыка во мне звучала

И тонкой ниточкой на небо уводила…

 

Когда светило солнце

Не каждому, особенно не мне,

И на призыв бороться

Мне не хватало капельки на дне,

Лишь одного глотка,

И воля угасала…

 

И только музыка меня спасала,

И только музыка меня хранила,

И только музыка во мне звучала

И тонкой ниточкой на небо уводила…

 

Не раз аплодировали автору альбома «Я варю черный кофе…» Андрею Курганову на «Соловьиных трелях» и «Соловьиных хохмушках» в Курске, фестивале в Коломенском и на том же «Куликовом поле». Песни Андрея, чаще всего социальной тематики, всегда чуть лиричны, чуть юмористичны и неизменно (что немаловажно) очень искренни:

 

Без названия

 

В старом парке осеннем, в столице,

Нам листва на плечи ложится,

Не деля на людей и на «лица»

Человечество нашей страны.

 

А над листьями птиц вереницы

Устремились к далекой границе,

Чтоб от холода зимнего скрыться

В широте вечно юной весны.

 

Эта жажда осенней миграции

Вызывает ассоциации –

Будто птицам тоже грозятся

Обеспечить и мир, и покой.

 

И кружат в удивительной грации

Листья ясеня, клена, акации –

Как и прежде на плечи ложатся,

Совершая обряд вековой.

 

В октябре-ноябре 2008 года каждому из двух вышеназванных исполнителей авторов-исполнителей была посвящена передача на спутниковом канале «Ля минор» (инициатор – Виталий Волин). Что же касается собственных дисков, то записаны они у немалого количества членов клуба – Сергея Вострикова («Дороги»), Геннадия Бугаева («И что-то будет еще…»), Павла Егупова («Оторвавшись от неба»), Сергея Шехова («Мономах»)…

Отдельно нужно сказать о Михаиле Букрееве – единственном орловском барде, ставшем дважды дипломантом Грушинского фестиваля и лауреатом многих фестивалей центральной полосы России. Творчество Михаила, с ярко выраженной лирико-философской направленностью, знают и любят во многих городах. В ближайшем времени к его альбомам «Икар» и «Точка возврата» прибавятся новые диски.

 

Точка возврата

Из записи в судовом журнале полярной экспедиции 1868-го года, найденном на Берегу Франца-Иосифа в 80-х годах 20-го века: «…Сегодня, 10-го октября, в восемь вечера, прошли точку возврата. Единогласно решили идти дальше… Больнее всего было смотреть на капитана Муравина – его в Тифлисе ждёт беременная жена и годовалая дочь Ирина...».

Слёзы – на откуп ветру. Наотмашь – снег, ледяной стеной.

Видно, тот снег, ты до смерти запомнишь, до смерти - подать рукой!

Точка возврата пройдена в восемь, линией курса прямой.

Мы даже Бога больше не просим – Он не вернет нас домой!

 

А Ты далеко, где багряная осень пляшет в остатках одежд.

Как высоко ветер в небо уносит слезы и брызги надежд!

 

Каждый поставил все, что оставил, – это, как минимум, Жизнь!

Нет больше ставок и нет больше правил –

Смерть держит банк, держись!

«Небо! Потом заберешь все, что хочешь, с нашего корабля!

Дай только время, если ты можешь, – нам так нужна та Земля!».

 

А там, далеко, где багряная осень, несколько вёсен спустя,

Там сын, что родится чуть позже и спросит:

«Мама, а где та Земля?».

 

«Небо! Спасибо, за эту отсрочку – вот Она, та Земля!

Значит, неверно поставлена точка, раз мы сошли с корабля!

Кто-то всю жизнь будет ждать нас как чудо,

для прочих – ушли без следа!

Нет нам возврата только отсюда, но есть теперь путь сюда!»…

 

…А там, далеко, где багряная осень красную медь раздает,

Там сердце твое, вдруг замрет ровно в восемь:

оно раньше всех все поймет.

 

…Несмотря на то, что неподалеку от места последней стоянки было найдено несколько заявочных столбов и надлежащим образом оформленные документы, а также неоспоримые свидетельства того, что только через двадцать лет после гибели экспедиции там побывали англичане… История не терпит сослагательного наклонения, в ней просто нет такого понятия – Точка возврата…

Особую нишу – православный фолк-рок – в музыкальной жизни города Орла (и не только) занимает созданный в 2004 году авторский дуэт Натальи Куприяновой и Елены Маловой «Пара Лель». Свое активное участие в фестивалях православной направленности Наталья и Елена объясняют тем, что подобные мероприятия, по их мнению, могут раскрыть человеку православие именно как религию радости и любви. Дуэту не чужды эксперименты: не боясь эклектичности, девушки работают и с рокерами, и с бардами. Своеобразной визитной карточкой музыкального коллектива стала написанная Натальей «Песня казачки»:

 

 

Песня казачки

 

Уж ты, молодка душа,

Ты далеко полети.

По ветру да не спеша

Песню казачки неси.

 

В дали, где степи в огне,

В дыме не видно ни зги,

Мужа живого ты мне

Там на войне отыщи.

 

Коли в дороге в пути –

Звездочкой путь освети.

Коли не дышит в крови –

Слезкой моей исцели,

 

Пулю шальную поймай,

Сердцем моим заслони!

Всю мою силу отдай

И от беды сохрани.

 

То ли шуршанье листвы,

То ли приснилось во сне –

Мужнину песню вдали

Слышит казачка во мгле:

 

«Соколом я обернусь,

К дому дорогу найду!

Скоро к тебе я вернусь,

Слезки твои оботру!».

 

Уж ты, молодка душа,

Ты далеко полети.

По ветру да не спеша

Песню казачки неси.

 

Если говорить о наградах, то главными из них «Пара Лель» считает Гран-при фестиваля в Коломенском за 2009 год и золотой знак «Святая Татьяна» степени «Наставник молодежи», врученный коллективу в Петербурге за духовную просветительскую работу с молодежью. Одно из проявлений этой работы в Орле – творческая студия дуэта, открывшаяся в том же 2009-м в Центре молодежи «Полет». На сегодняшний день коллективом записано три диска – «Песни казачки», «Воплощение мечты» и «Лучшее»; запланирован выход первого официального альбома.

В числе последних событий бардовской жизни города следует назвать появление клуба авторской песни под названием «Вертикаль». Идея объединения орловских любителей творчества Владимира Высоцкого в единую организацию возникла у Владимира Жуликова достаточно давно. В апреле 2010 года, благодаря содействию замдиректора городского парка Валентины Гончаровой, в Каминном зале ДК «Юбилейный» состоялось открытие клуба. Среди собственно авторов его встречи регулярно посещают Юрий Киртаев, Вячеслав Самошин, Юрий Строев, Олег Литвинов, Сергей Можаров, Павел Егупов, Сергей Шехов. Название организации – «Вертикаль» – четко отражает ее приоритеты: постоянное движение вверх в творческом плане, повышение профессионального уровня участников. В настоящий момент активно разрабатывается идея проведения 25 июля, в День памяти Высоцкого, фестиваль исполнителей его песен.

 

***

 

И еще раз – для чего создаются в Орле новые организации, а орловские барды пишут ночами песни и стихи? Для кого поет и светится кострами у озера Старое фестиваль авторской песни? Ответ прост: все для того же «обычного слушателя», способного настроить себя с автором на одну волну и получить от него гораздо больше, чем тот, кто слушает, но слышать не хочет. Или не может – потому что не умеет. Именно поэтому создавать настоящих слушателей – одна из первоочередных задач, стоящих сегодня перед членами орловских клубов авторской песни.

…Неизвестно, какой бог первым придумал поэзию и музыку. Конечно, авторская песня сегодня – только одно из бесчисленных направлений, стилей, явлений, дающих человеку возможность приобщиться к этим дарам. Но от этого она не становится менее ценной, более того – необходимой многим людям по всему миру. Хочется надеяться, что и нашему городу, городу Орлу, она останется нужной на долгие годы.

 

Юлия Астрахан

 

 

P.S.: Автор статьи просит уважаемых читателей учесть, что она (статья, то есть) была подготовлена для сборника «Традиционная культура Орловщины: экспедиционные, архивные, аналитические материалы» в 2011 году, поэтому события последних двух лет в ней не отражены. Приношу благодарность всем, кто проделал титанический труд и дочитал сей опус до конца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: