Методологический аппарат исследования




Формулирование методологического аппарата связано с темой исследования, несмотря на то, что тема на начальном этапе работы может быть предварительной и продолжает уточняться. Компоненты методологического аппарата формулируются в строгом порядке:

1. Проблема исследования;

2. Объект исследования;

3. Предмет исследования;

4. Цель исследования;

5. Гипотеза исследования;

6. Задачи исследования.

Проблема исследования. Проблема – это трудный вопрос, задача, ситуация, противоречие, которое необходимо разрешить. Варианты формулирования проблемы могут быть разные: в виде вопроса, противоречия или утвердительного предложения. Например:

а) проблема заключается в противоречии между потребностью в … и недостаточной разработанностью ….;

б) проблема заключается в необходимости выявления условий формирования нравственного сознания учащихся классов коррекционно-развивающего обучения;

в) при каких условиях дидактическая игра становится эффективным средством формирования общеучебных умений?

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект исследования – это то педагогическое пространство, в рамках которого и находится то, что будет изучаться. Объектом исследования может быть процесс обучения, внеурочная деятельность, взаимодействие между субъектами педагогического процесса, семейное воспитание, психические процессы.

Предмет исследования – это та конкретная часть объекта или процесса, который собственно и исследуется. Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, то предметом может быть взаимодействие учащихся. Предмет тесно связан с темой исследования.

Например, тема: «Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе средствами экскурсии». Объект исследования – воспитание у младших школьников бережного отношения к природе, а предмет исследования – экскурсия как средство воспитания бережного отношения к природе.

Цель исследования. Из темы и проблемы вытекает цель исследования. Цель исследования – это предвосхищение результата. Цель должна быть сформулирована конкретно, с учетом предмета исследования и направленности на решение проблемы. Цель формулируется так, чтобы можно было фиксировать ее достижение. Формулировка цели начинается с глагола: определить, выявить, описать и др. Достаточно сформулировать две цели: одна направлена на достижение результата на теоретическом уровне, другая – на практическом уровне. Возможна формулировка одной цели, но является обязательным ее направленность на достижение результатов двух уровней.

Например: цель исследования – выявить условия, при которых экскурсия способствует воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, и апробировать их на практике (опытно-педагогическим путем).

Гипотеза исследования – это предположение, которое подвергается экспериментальной проверке (опытно-педагогическому исследованию), в результате чего оно либо подтверждается, либо опровергается. Гипотеза есть предположение о том, как разрешить противоречие, сформулированное в проблеме исследования. Гипотеза определяет творческий поиск исследователя.

Существует два типа гипотез: описательные и объяснительные. К первому типу относятся гипотезы, в которых описываются причины и возможные последствия. Объяснительная гипотеза дает объяснение возможным следствиям, вытекающим из определенных причин. При их разработке выделяют условия, при которых эти следствия возникают. При написании выпускной квалификационной работы используется объяснительная гипотеза

Например:

«Экскурсия будет способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе, если будут соблюдены условия:…» – гипотеза объяснительная.

«Экскурсия будет способствовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе» – гипотеза описательная.

Задачи исследования – это результат декомпозиции целей, это «частичка» целей в конкретной ситуации. Задач формулируется несколько, от четырех до шести. К формулировке задач существует несколько подходов. Один из них сводится к тому, что пункты гипотезы должны естественным путем привести к формулировке задач исследования (Гузеев В.В. Аппарат научного исследования с.123). Формулировка задач, как и целей, начинается с глагола (проанализировать, апробировать, создать и т.д.).

Например:

1) проанализировать основные теоретические подходы к воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;

2) выявить экспериментальным путем возможности экскурсии в воспитании у младших школьников бережного отношения к природе;

3) разработать методические рекомендации по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе средствами экскурсии.

Обратимся к формулированию методологического аппарата на примере темы: Влияние оценочной деятельности учителя на формирование положительной мотивации учения младших школьников.

Проблема заключается в выявлении условий, при которых оценочная деятельность учителя формирует положительную мотивацию учения младших школьников.

Объект исследования – процесс формирования положительной мотивации учения младших школьников.

Предмет исследования – оценочная деятельность как средство формирования положительной мотивации учения.

Цель исследования – выявить условия, при которых оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников, и апробировать опытно-педагогическим путем.

Гипотеза – оценочная деятельность учителя будет являться фактором формирования положительной мотивации учения младших школьников при соблюдении следующих условий:

- учитель владеет знанием сущности и психологической основы оценки деятельности учащихся;

- учитывает индивидуальные особенности детей;

- учитывает психологическое состояние учащихся, возникающее в процессе оценивания;

- система оценивания способствует воспитанию уровня притязаний ребенка

Задачи:

- выявить сущность и психологическую основу оценочной деятельности и мотивации учения;

- включить в систему оценивания условия, обозначенные в гипотезе, и апробировать их на практике

Методы научно-педагогического исследования, как правило, перечисляют с указанием цели, которую преследовало их использование.

Например:

С целью обобщения концептуальных положений теории оценочной деятельности и мотивации учения был использован метод анализа специальной литературы. Метод анкетирования учителей и учеников позволил убедиться в актуальности заявленной темы. Для подтверждения гипотезы на практическом уровне проведен педагогический эксперимент.

Введение логично завершить выявлением практической значимости работы.

Практическая значимость исследования выступает в качестве обобщенных критериев эффективности работы.

Практическая значимостьпредполагает возможность применения разработанных рекомендаций, систем (например: системы дидактических игр с целью развития внимания), приемов, пособий и др. в практике обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: