Авторская программа
«Совершенствование речевой активности детей
Через театрализованную деятельность»
Содержание.
Введение. Значение курса «Совершенствование речевой активности
Через театрализованную деятельность».
Пояснительная записка.
Цели и задачи программы.
Основные принципы программы.
Формы работы.
Предметно-пространственная среда.
Условия для реализации программы.
План.
8. Описание планируемых результатов.
Рефлексия.
Литература.
Приложения.
Актуальной задачей педагогической науки и практики является проблема поиска альтернативных систем воспитания, основанных на новых педагогических технологиях.
Пояснительная записка.
Система дошкольного образования нацелена на развитие и успешную социализацию ребёнка в окружающем мире. Использование возможностей искусства как в целях художественно-эстетического воспитания, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии – одна из задач современного дошкольного учреждения.
Театрализованная игра является эффективнейшим средством совершенствования речевой активности.
Работа по совершенствованию и устранению недостатков речи у детей предполагает ежедневный, кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослых.
Театрализованная игра является мощным стимулом развития и совершенствования речи. Она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме буквально во всех режимных моментах воспитательно-образовательного процесса.
Драматизация, как наиболее распространённый вид детского творчества, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
|
Цель программы: создание благоприятных условий для развития, коррекции и совершенствования речевой активности детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Образовательные:
- выявление и развитие речевых способностей детей;
- научить владеть основными элементами правильной речи.
Развивающие:
- развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие умения использования невербальных средств общения: жесты,
Мимика, интонации, телодвижения;
- развитие умения взаимодействовать с партнёром;
- формировать умение свободного перевоплощения на сцене.
Воспитывающие:
- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
- создание детям условий для их духовно-нравственного роста.
Основные принципы программы:
1. Систематичность и последовательность в подборе материала.
2. Доступность – характер и объём знаний соответствует уровню развития и подготовленности ребёнка.
3. Комплексность – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса.
4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
5. Наглядность – опора на чувственный опыт детей (наблюдения за общением людей, за повадками животных и птиц; посещение спектаклей и кукольных театров).
|
6. Адресность - программа разработана для всех детей без ограничения либо какого-то отбора.
Формы работы.
Групповые:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Скороговорки.
3. Наблюдения за повадками животных и птиц.
4. Сценки на праздниках.
5. Знакомство с работой профессиональных артистов.
6. Просмотры фото- и видеозаписей выступлений детей.
Индивидуальные:
1. Работа над ролью (выразительность речи, движений, создание образа).
2. Семейные речевые праздники.
3. Конкурсы мастерства (чтецов, защиты костюма).
Предметно-пространственная среда.
1. Уголок ряжения: костюмы, маски, декорации.
2. Театральная сцена для кукол «Театр «Буратино»».
3. Пальчиковый театр.
4. Плоскостной театр.
5. Театр мягкой игрушки.
6. Театр кукол-бибабо.
Описание планируемых результатов.
Дети:
Средней группы:
Старшей группы:
- называют основные средства коррекции речи
(гимнастика для язычка и пальчиков);
- показывают 5-8 артикуляционных упражнений,
1-2 пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя
мимикой;
- выразительно читают стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед зрительской аудиторией.
Подготовительной к школе группы:
- объясняют необходимость деятельности по исправлению речевых
недостатков, опираясь на внутренний мотив;
- называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения
для язычка, пальчиковая гимнастика, скороговорки, чтение стихов,
выполнение домашних заданий);
|
- хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- показывают 3-4 пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние
героев мимикой и пантомимой;
- сочиняет этюды по заданной теме;
- выразительно читает наизусть стихотворный текст, расставляя логические
ударения;
- умеют держаться на сцене уверенно, свободно, координируя свои действия с партнёрами.
Рефлексия.
Итогом работы являются:
1. Желание и возможности детей для самореализации в театрализованной деятельности.
2. Устойчивый интерес ребёнка к развитию речи и желание совершенствоваться.
3. Сформированность у дошкольника культуры речи и определённого культурного кругозора.
4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.
5. Результаты детского развития отслеживаются и отражаются в планах коррекционной работы.
Литература.
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
2. Т.Н.Доронова. Программа «Радуга»
3. Маханёва М.Д. Занятия по театральной деятельности в детсом саду. Творческий центр. М. 2009.
4. Герасимова Л.В. Авторская программа. Волгоград. 2009.
5. Чистякова М.А. Психогимнастика. М. 1990.
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2001.
7. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. 1983.
8. Якимова М, Бибекина О. Региональная система дошкольного образования: театрализованная деятельность в практике детских садов. Новокузнецк. 2010.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991.
10. Туфкрео Р. Кудейко М. Коллекция идей. Линка-Пресс. М. 2004.
11. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. Просвещение. М. 1982.
12. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Творческий центр. М. 2011.