Отличие иконы от картины




Проект: «О чём говорят иконы» 2018г.

Слайд 1 (Название темы проекта)

«О чем говорят иконы», так называется проект, который я сегодня хочу представить вашему вниманию,

Вступление

Слайд 2 (Иконы)

Иконами называют изображения Бога, святых, событий священной истории, написанные по особым правилам.

Слово «икона» пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «эйкон» означает «образ».

Иконы никогда не рассматривали как обычные картины. Они были святынями, им покланялись, от них ждали помощи и чуда, но покланялись, конечно, не самой иконе и изображению на ней, а молясь перед иконой, обращались к первообразу, к тому, кто изображён на ней: к Богу, Пресвятой Богородице или Святым угодникам Божиим.

Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображённое на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают.

А когда-то даже неграмотные люди могли «читать» икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам.

 

О чем же говорят иконы, что за символы, по которым можно прочитать икону, чем они отличаются от обычных картин? Эти вопросы я ставил перед собой в ходе всего проекта,

И сегодня я постараюсь ответить на эти вопросы.

Но прежде мне бы хотелось вам рассказать о том, как, и когда появилась первая икона.

Самая первая икона.

Слайд 3, 4 ( Библейская картинка о слуге царя Авгаря, Спас нерукотворный)

 

Предание нам рассказывает о самой первой иконе, созданной в помощь и утешение людям.

В малой Азии, в городе Эдессе, правил царь по имени Авгарь. Он так тяжело болел, что потерял уже всякую надежду на выздоровление. Однажды до него дошли слухи, что в Иудее живёт мудрый человек по имени Иисус, который учит людей, помогает всем несчастным и исцеляет больных. Авгарь немедленно отправил в Иудею своего слугу с приказом пригласить мудреца в Эдессу. А если Иисус не пойдёт к царю, то слуга должен написать и привести его портрет.

Посланец Авгаря нашёл Иисуса. Но он увидел вокруг него множество народа и понял, что учитель не сможет уйти от своих учеников. Тогда, как и приказал царь, он начал писать портрет. Но у него ничего не получалось, хотя он был хорошим художником. Словно некий свет мешал ему разглядеть черты Иисуса. Растерявшись, слуга грозного царя заплакал. Заметив это, Иисус приблизился, попросил у людей чистое полотенце и приложил его к своему лицу. И тут все увидели, что на ткани чудесно отразился его лик.

Так возник «Нерукотворный Образ Христа», или «Спас Нерукотворный»

 

Слайд 5 (Икона «Спас Нерукотворный» на полотенце)

 

Самый первый иконописец.

Слайд 6, 7,8,9 (Икона апостола Луки, икона Пресвятой Богородицы Владимирская)

 

По преданию, первым иконописцем был Лука, один из учеников Христа. Издавна художники многих стран считают его своим святым покровителем.

Ещё при жизни Девы Марии, матери Христа, Лука запечатлел её образ. Увидев своё изображение, Богоматерь произнесла: «Пусть будет с вами благодать Сына Моего и Моя».

На иконах евангелиста и художника Луку изображали слушающим Ангела, стоящего за спиной. Он символизирует Божественное участие в сотворении иконы.

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» является списком именно этой первой иконы.

Отличие иконы от картины

Слайд 10 (Картина и икона с одинаковым сюжетом)

 

Каковы же отличия иконы от картины?

Перед художником стоит задача отобразить в картине окружающий мир, людей и всё, что мы видим вокруг себя. А иконописец задаётся целью отобразить на иконах невидимый духовный мир, что конечно гораздо сложнее. Иконы помогают осознать мир верующих людей, и поэтому иконописцы используют целую систему символов, это означает, что на иконе у каждой детали изображения, у каждого предмета есть свой внутренний смысл, раскрытию которого и подчинено изображение.

Икону отличает и особая манера изображения деталей (тканей, предметов мебели, видов природы)

Природа на иконах, как и люди, выглядит необычно, она не знает времён года, хорошей или плохой погоды. Пейзаж в иконах называют «горками», земля, словно стремясь, приблизится к небу, поднимается вверх небольшими волнистыми горами.

 

(На этом слайде я привёл пример различия иконы и картины, художник и иконописец отобразили события Рождества Иисуса Христа).

Слайд 11 (Икона с изображением сосны…)

Вечно зелёная сосна, изображённая на иконе, являет собой - символ вечной жизни.

 

Слайд12 (Икона с протянутой тканью)

Слайд 13 (Икона с сюжетами из жизни Святого)

 

Часто икона показывает события нескольких дней и даже целой жизни святого, или библейских событий.

 

Слайд 14, 15 (Икона и картина с изображением фигур человека)

На иконах чаще всего фигуры людей изображают такими, как в действительности, а на иконах пропорции фигур изменены, фигуры Иисуса Христа, Богородицы и Святых очень высокого роста, лёгкие, как будто невесомые, и плоские (лишены объёма) - это символизирует принадлежность их к миру Духовному.

 

Слайд 1 6 ( Изображение перспективы на иконе и картине )

 

Икону от картины отличает отсутствие заднего плана и горизонта.

Если мы с вами рассмотрим, как изображены предметы на картинах художников, то увидим, чем дальше от нас изображённая на картине тропинка, тем она кажется уже. Стоя перед картиной, человек смотрит «отсюда туда», Т.е. вдаль, где предметы кажутся всё меньше и меньше. На иконе, наоборот, линии расширяются в пространстве и сходятся перед иконой – там, где обычно перед иконой стоит человек. Поэтому, смотрящему на икону, кажется, что святые смотрят «оттуда сюда», т.е. из пространства иконы на человека.

 

Слайд 17 (икона и картина с сюжетами заднего плана и тени)

 

Ещё одно отличие иконы от картины – это отсутствие тени. Посмотрите; на картинах, чтобы изобразить предмет в соответствии с законами нашего физического мира, художники-реалисты используют и свет, и тень. На иконах же ни один предмет тени не отбрасывает. Так иконописцы подчёркивают, что в Божественном мире всё наполнено светом. Это свет не физический, а духовный, поэтому источник света на иконе определить невозможно, он как будто исходит из глубины фигур и предметов.

 

Слайд 18 (икона с ликом святых)

 

На иконах больше всего света на лицах святых. Это тоже символ. Свет, исходящий от ликов, показывает святость изображаемых, и их приближённость к Богу. А золотой круг у головы святого – нимб – это знак Божественной благодати, наполненности Божественным светом.

 

Цвет в иконе

Слайд 18-30 (Цвета в иконах)

Цвет в иконе считался таким же важным, как слово, ведь каждый из них имел своё значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ.

Золотой цвет мозаик и икон помогал почувствовать сияние Бога и великолепие небесного царства.

Пурпурный, или багряный – это цвет царя владыки –Бога на небе.

Красный цвет – это цвет тепла, любви, жизни, животворящей энергии. И в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа и мученической смерти святых.

Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери.

Зелёный цвет - юности, цветения, вечного обновления.

Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.

Черный цвет – цвет зла смерти и демонской силы. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

 

Как создаётся икона

Слайд 31, 32 (фото иконописной мастерской)

 

Иконы пишутся при палатах архиереев и в монастырях, строгость, благочестие и непрестанная молитва. Иконописец готовит себя к работе; читал Библию, жизнеописание святых, молится, соблюдает пост, то есть воздерживается от обильной еды. Таким образом, он приучает себя не думать о земных вещах. Работу над иконой называют «умным деланием». Стать иконописцем может не каждый и далеко не сразу.

В старинных наставлениях иконописцам запрещали писать «щёки красные, взоры неспокойные. Всё это могло принадлежать обычным людям. А те, кто устремлялся душой к Богу - являл миру внутреннюю красоту.

Святые смотрят с икон на молящихся задумчиво и чуть строго – словно напоминают о чём-то важном.

Иконы в храмах и домах

 

Слайд 32-37 (Иконы в храмах и домах)

 

Из иконной мастерской святые образы направлялись в храмы, где они становились непременной частью богослужения.

Иконы почитали и почитают в домах, отводя им передний угол, напротив входа, чтобы кланяться им сразу с порога. В старину на Руси Иконы ставили над воротами и в стенах домов, делая специальные углубления – килты. В царских палатах, боярских и купеческих домах устраивали особые комнаты – образные, где уединялись для молитвы перед иконами утром и вечером. Иконами встречали рождение и смерть, ими благословляли на свадьбу и дальний путь, освящали новый дом и посевы, иконы сопровождали войска в сражениях.

Заключение

Слайд 22 (Заключающий)

А. Андриянов

Иконы - это небольшие двери.

Они нас в жизнь иную приглашают.

Войти сквозь них дано по нашей вере:

Одних впускают, а другим мешают.

 

Иконы - это светлые оконца,

И в каждом боголепный лик сияет:

То строго поглядит, то улыбнется,

То дивное смирение являет.

 

Пройти сквозь позолоту краски к ним бы,

Но так ничтожны силы человечьи.

И мы лишь издали глядим на нимбы,

Лампады зажигаем, ставим свечи.

 

Но чудо происходит и от взгляда

На эти Духом дышащие лица.

И утешенье есть, и слов не надо,

И сердцу сладко, и легко молиться!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: