Авторская программа «Аппликация из соломы»
По предмету «Декоративно-прикладное искусство»
Титова Наталья Валентиновна, преподаватель
Моя мечта – привнести
черты декоративно-прикладного
искусства в современную
действительность, сохранить народные
традиции и возродить их в душах детей.
Введение
Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания.
Значение народного искусства трудно переоценить. Это - прежде всего, средство воспитания ребенка, пробуждение его к творчеству.
Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому делу, Родине.
Включение национально-регионального компонента в образование является важным фактором формирования личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе, истории, культуре Самарской области.
Национально-региональный компонент в декоративно-прикладном искусстве отвечает потребностям и интересам народов нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных особенностей края, национальной литературы.
Актуальность и современность данной программы состоит в том, что при анализе имеющихся программ по декоративно-прикладному искусству выявлена однобокость, узкопрофильность содержания деятельности. В этих программах отсутствует воспитательный аспект, обучение направлено на развитие только практических навыков у учащихся. Актуальность авторской программы обусловлена потребностью времени.
|
Цель программы
Приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение местных традиций.
Задачи программы
1. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма к малой Родине.
2. Развитие мотивации у детей к занятиям декоративно-прикладным искусством.
3. Формирование эстетического восприятия, художественного вкуса, эмоционально-чувственного отношения к природе и предметам.
Результатами реализации программы
В широком смысле: должно стать осознание каждым учащимся значения народного искусства. Человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и будущее. Человек – сын своего времени и своей страны, чувство Родины неотделимо от чувства истории. Поэтому, учащиеся прошедшие курс программы должны не только овладеть определенными умениями и навыками декоративно-прикладной работы в технике аппликации из соломы, но быть патриотами свой малой Родины.
Воспитание ребенка должно основываться на культурных традициях своего народа, а не на американских мультфильмах и боевиках. Материал программы должен восполнить пробел не только в художественно-эстетическом, но и патриотическом воспитании учащихся.
|
В узком смысле: должно стать овладение учениками знаниями, умениями и навыками в данном виде декоративно-прикладного творчества, а способ их проверки – участие ребят в выставках, конкурсах, фестивалях.
Особенности программы
Она интегрированная и содержит:
- знания по истории и культуре Самарского края;
- использование ИКТ в изучении материала;
- музыкальный фольклор и национальный орнамент.
Гипотеза
Развитие личности будет эффективно, если у учащихся:
- отмечается динамика в развитии творческой активности и высокий уровень увлеченности;
- формируется адекватная самооценка;
- развиваются отношения содружества и сотворчества учеников и педагога.
Научная новизна
Заключается в модификациипрограммы на основе идей национально-регионального аспекта содержания образования. Это позволяет учащимся осознать себя частью народа, прикоснуться к неиссякаемому источнику региональной культуры.
Практическая значимость
Заключается в структурировании учебно-тематического плана в определении содержания соответствующих тем программы на основе изложенных идей и принципов. Данная программа по декоративно-прикладному искусству преемственная, она продолжает развитие творческих способностей детей, дает им возможность получить необходимые знания, овладеть умениями и навыками декоративно-прикладной работы.
Обучение по программе проводится с первого класса Художественного отделения Детской художественной школы, интегрированный курс с включением регионального компонента, компьютерной графики целесообразно вводить к четвертому году обучения, так как учащиеся к этому времени получили основные знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют компьютерной грамотой и определенными практическими навыками декоративно-прикладной работы, способны выполнять качественные художественные изделия.
|
Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.
Срок реализации 4 года. Основными являются аудиторные занятия группы учащихся под руководством преподавателя. Групповые занятия сочетаются с индивидуальной формой работы. Предусмотрены такие формы работы, как беседы, просмотр презентаций по теме, использование интернета как источника получения информации для занятий, практическая деятельность учащихся, выставки, конкурсы, фестивали.
Программа реализована в Детской художественной школе. Количество часов в неделю по предмету – 2 часа, в год – 68 часов.
Обязательный минимум содержания программы «Аппликация из соломы»
Учащиеся, прошедшие полный курс программы должны получить и самостоятельно применять
Знания
1. По истории декоративно-прикладного искусства Самарской области.
2. О связи видов народного творчества (сказки, песни, декоративно-прикладного творчества);
3. О композиционной основе орнамента.
4. О технологии выполнения аппликации из соломы.
5. Об инкрустации соломой.
6. О различных видах аппликации из соломы (предметной, сюжетной, декоративной).
7. О видах изображения аппликации из соломы (контурное, сплошное, смешанное).
Умения и навыки
1. Композиционно мыслить на различные темы.
2. Эмоционально откликаться на произведения декоративно-прикладного искусства, находить образные слова и выражения для рассказов о них.
3. Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства.
4. Применять принципы народного творчества в решении художественно-творческих задач.
5. Овладеть всеми приемами аппликации из соломы.
6. Применять элементы стилизации в работе над аппликацией из соломы и при выполнении эскизов к декоративным панно.
7. Применять в художественно-творческой работе по изучению программы компьютерные технологи (использование интернета как источника получения информации по теме, компьютерная графика, слайдовая презентация и т. д.).
8. Умение самостоятельно по итогам изучения программы применять, полученные знания, умения и навыки.