АрригоБойто, друг и либреттист опер.




Джузеппе Верди – символ национальной свободы Италии

Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь. Он был человеком среди людей, и он дерзал им быть. Если бы ему предложили стать богом, он отказался бы, так как любил чувствовать себя человеком, победителем в пламенеющем кругу истытаний.

АрригоБойто, друг и либреттист опер.

Творческая судьба величайшего композитора 19 века тесно связана с судьбой своей Родины, с общественно-политической и культурной жизнью Италии 1840-1890-х годов. Верный сын итальянского народа, пламенный патриот, композитор отразил в своем творчестве наиболее злободневные и важные темы. Музыка Верди служила опорой в революционно-освободительном движении за независимость страны от иноземного владычества, становилась символом объединения Италии и несла волю к свободе, любовь и героический дух. Многие мелодии его опер часто становились песнями народа, отразившими волну движения Рисорджименто («освобождение»). Не случайно современники называли Верди музыкальным Гарибальди или «Маэстро Революция», а само имя композитора расшифровывалось как призыв к созданию Республики V.E.R.D.I. (ВИВА ВЕРДИ, ВИВА ИТАЛИЯ!)

Верди стал свидетелем невероятных потрясений и исторических перемен, в 1871 году воспел радостное объединение страны и даже вошел в состав нового сената, как участник демократических преобразований новой республики. Итальянская опера во второй половине 19 века испытывала кризис – предшественники Верди, выдающиеся композиторы уже либо ушли на покой (Г.Доницетти, В.Беллини, А.Каталани), либо как Россини перестали писать оперы. Страна ждала нового оперного гения, который бы смог не только возродить высокий жанр оперы, но и на новом решительном этапе создать музыкальный символ Италии.

Не случайно, Верди целиком сосредоточил свое дарование композитора, драматурга, художника именно в области музыкального театра. Судьба одарила композитора щедрым подарком – творческим долголетием, крепким здоровьем, твердостью убеждений и невероятной человеческой притягательностью, простотой общения даже на вершине мировой славы.

Крестьянин по корням, он оставался верен своей родной земле, выращивал сады, виноградники, стремился, чтобы природа родной Италии когда-то давшая ему силы творить и верить в лучшее, оставалась такой же прекрасной, как земля обетованная. Известно знаменитое выражение композитора: «Можете забрать у меня весь мир – оставьте только Италию».

Творческий путь композитора охватывает более 50(!) лет. Этот невероятный факт, пожалуй, мало, кто из композиторов смог повторить в истории музыки. Интересно, что последние два оперных шедевра на основе шекспировских пьес - «Отелло» и «Фальстаф», созданы Дж.Верди после большого перерыва в творчестве, в том степенном возрасте, когда большинство композиторов «почивают на лаврах» - но старик Верди и в 74, и в 80 продолжал удивлять своим гениальным даром современников.

26 опер – таков итог творчества великого Маэстро, из которых шесть имеют повторные редакции.

Идеалы Верди оставались постоянными и в начале пути, и в зрелые годы. Сюжеты – героические, трагические, лирические. Но всегда – это тема человека, личности и веры в свои убеждения. Это часто истории целых народов, национальные войны и героические сражения. Но Верди всегда в центр событий ставил судьбы людей – ему интересны обстоятельства, в которые попадает человек и как меняет свою судьбу, на какие лучшие качества он способен. Верди выбирал – «смелые сюжеты, сильные страсти, смелые ситуации». Провалы его опер не сломили его силу таланта, как после личной страшной трагедии потери близких (жены и двух маленьких детей) в 1838 году он вернул свое призвание в смелой исторической драме «Набукко». Именно мелодия хора из этой оперы - «Лети моя мысль, на золотых крыльях туда, где моя Родина..» - стала в 40-х годах символом гордой независимой Италии, и на сегодняшний день является неофициальным гимном страны.

Эпоха бельканто перешла в творчестве Верди в эпоху торжества реализма. Не случайно тема «униженных и оскорбленных», «тирании и ненависти», «спасения чистой любовью, жертвенностью» в операх 50-60-х годов становится ведущей. Герои Верди – люди с горячим сердцем и открытой душой, их жизни и поступки решительны и бескомпромиссны. Верди сочувствует и «маленьким людям», и героям, и королям… Но беспощаден к лицемерию, ненависти, жестокости и подлости. В 1870-80-е годы композитор много пишет по заказам мировых театров, среди которых российский – Мариинский театр (опера «Сила судьбы»), каирское правительство в Египте, заказавшее Верди оперу по случаю строительства Суэцкого канала («Аида»), парижская опера («Трубадур»).

Величайшим памятником своему поколению и друзьям, близким явилось создание в 1874 году Реквиема. Эта месса стала не только музыкальным откровением и молитвой о погибших, ушедших. Но и символом веры в человеческий дух и чистоту светлой надежды, хранящей тепло сердец и памяти о любви и доверии друг к другу. Музыка Реквиема насыщена энергией театрального действия и психологической драмы судьбы каждого человека. В минуты диалога с самим собой и с Богом.

В 1901 году 27 января, в возрасте 87 лет Джузеппе Верди покинул свою любимую Италию навсегда. Этот день стал национальным потрясением, площадь в Милане перед отелем, где жил композитор, была переполнена. Звучала по завещанию маэстро музыка Моцарта. И хор из «Набукко» пела вся страна…

По завещанию композитора, половина его имущества перешла к его приемной дочери Марии Карраре. Другая половина делилась между друзьями, слугами, и различными благотворительными организациями, большая часть пошла на содержание созданного им госпиталя и дома престарелых музыкантов в Милане, куда перевезли и рояль композитора, и старый спинет. Верди не хотел торжественных похорон, завещал скромную тихую процессию – без торжественных речей и без музыки. Но когда месяц спустя, 24 февраля, выполняя волю композитора, его прах был перенесен к дому престарелых музыкантов, то более трехсот человек провожали маэстро под звуки мелодии 900-голосного хора из «Набукко» под управлением маэстро Артуро Тосканини.

Ежегодно весь мир в день памяти композитора исполняет его оперы и другие произведения, отдавая дань памяти. А в местечке Буссето, на родине композитора, сохранился дом-музей и ежегодно проходит в маленьком театре оперный фестиваль Верди.

«Отражать правду, может быть, и хорошо. Но лучше, куда лучше, эту правду создавать» - таково кредо композитора

 

P.S.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: