Понять, почувствовать, записать




Задания для самостоятельного изучения на период

С «15» июня 2020г. по «20» июня 2020г.

Тема: Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

После знакомства со спец. Литературой:

1) составьте определение, что такое сложные нарушения развития,

2) приведите пример,

3) к Вашему примеру составьте схему «Структура дефекта при сложных нарушениях развития»,

4) обозначьте, каковы клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития.

Литература:

1. Глухов В.П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология [Электронный ресурс]: курс лекций/ Глухов В.П.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017.— 312 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/75801.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Профобразование, 2019.— 126 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/86144.html.— ЭБС «IPRbooks»

3. Специальная дошкольная педагогика: уч.пособ. / Е.А Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Изд.центр «Академия», 2002. – 312 с.

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

Прочитайте биографическую историю про Ольгу Скороходову. Ответьте на вопрос, каковы слагаемые успеха Ольги Скороходовой (несмотря на то, что на была слепоглухонемая, О. Скороходова защитила кандидатскую диссертацию по психологии и написала несколько книг). Давая ответ на вопрос, пропишите факторы как социального (в т.ч. роль педагогов), так и личностного плана.

 

Выполненные задания направить по электронной почте до «20» июня 2020г.

История жизни Ольги Скороходовой

Скороходова Ольга Ивановна: биография

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка (ныне смт) поблизости Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых (город Одесса).

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям. Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.

Первые публикации

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году. В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине. 1954 год ознаменовался публикацией второй части книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», предисловием к которой стала описанная И. Соколянским система его кропотливой и многолетней работы по самонаблюдению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: