С.Б. Вдовина, А.Н.Зайцев
ЛОГИСТИКА
Рекомендовано Учёным советом Нижегородского государственного
технического университета в качестве учебного пособия для студентов
всех форм обучения
Нижний Новгород 2009
ББК 65.29я73
В
Рецензент
кандидат технических наук И.М. Седельникова
Вдовина С.Б., Зайцев А.Н.
В Логистика: учеб. пособие / С.Б. Вдовина, А.Н. Зайцев; Нижегородский государственный технический университет им Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2009. – 164 с.
ISBN
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Логистика» для высших учебных заведений, которое позволит изучить методы, формы и средства наиболее эффективного управления логистической деятельностью в интегрированной цепи поставок.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальности 220601 «Управление инновациями» и может быть использовано для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Рис. Табл. Библиогр.: назв.
ББК 65.29я73
ISBN © Нижегородский государственный
технический университет, 2009
© Вдовина С.Б., Зайцев А.Н., 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….............. Раздел 1. Теоретические основы логистики …………………………… Глава 1. Основные концепции логистики ………………………………. 1.1. Понятие, цели и структура логистики..………………………… 1.2. Основные объекты и области логистики..……………………… 1.3. Логистические операции, функции и бизнес-процессы..……… 1.4. Традиционный подход к управлению логистикой..…………… 1.5. Интегрированный подход к управлению логистикой.………… Глава 2. Концептуальные основы управления цепями поставок.…… 2.1. Преимущества интегрированной логистики.…………………… 2.2. Стратегическое планирование цепи поставок………….……….. 2.3. Разработка логистической стратегии …………………………… 2.4. Проектирование конфигурации цепи поставок.………………… 2.5. Логистические концепции и технологии.………………………. Глава 3. Производственно-логистические и информационные системы..………………………………………………………. 3.1. Производственно-логистическая концепция...………………… 3.2. Система управления заказами..………………………………… 3.3. Производственные системы..…………………………………… 3.4. Информационно-управляющие системы..…………………….. 3.5. Концепция общих логистических затрат..…………………..… Раздел 2. Основные виды деятельности в цепи поставок.…………… Глава 4. Логистика закупок ……………………………….…………… 4.1. Стратегическая роль и цели закупочной деятельности.……… 4.2. Этапы организации и управления закупками …………….…… 4.3. Стратегическое планирование закупок ……………………….. 4.4. Планирование потребности в материальных ресурсах.……… 4.5. Критерии и формы выбора поставщиков ……………………… 4.6. Правовые основы закупок ……………………………………… 4.7. Контроль и анализ показателей закупочной деятельности …… Глава 5. Транспортная логистика ……………………………………… 5.1. Объекты и субъекты транспортной системы ………………..… 5.2. Организация и управление транспортным процессом ……...… 5.3. Методы выбора перевозчика и транспортного маршрута …… 5.4. Параметры и принципы транспортировки …………………….. Глава 6. Логистика распределения ……………………………………. 6.1. Функции логистической распределительной системы ………. 6.2. Организация и управление распределением продукции …..…. 6.3. Выбор оптимальной стратегии и метода распределения.……. 6.4. Модели управления товарными запасами..…………………… Глава 7. Логистика запасов..…………………………………………… 7.1. Причины создания и классификация запасов …………………. 7.2. Организация и управление запасами…………………………… 7.3. Методы регулирования и оптимизации заказов..……………. 7.4. Системы управления запасами ………………………………… Глава 8. Логистика складирования ……………………………………. 8.1. Классификация и функции складов …………………………… 8.2. Организация и управление складом …………………………… 8.3. Методы оптимизации системы складирования ………………. 8.4. Показатели работы склада ……………………………………… Глава 9. Логистика сервиса ……………………………………………. 9.1. Классификация видов логистического сервиса ………………. 9.2. Организация и управление обслуживанием потребителей …… 9.3. Методы формирования стратегии сервиса ……………………. Глава 10. Логистическое администрирование ……………………….. 10.1. Функции логистического администрирования ……………….. 10.2. Выбор организационной структуры службы логистики ……… Глоссарий………………………………………………………………… Список литературы ………………………………………………………... |
Логистика объединяет людей,
национальности, рынки и материки!
Девиз XII Всемирного конгресса
по логистике. Хельсинки 1997 г.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночной экономики в России сопровождается множеством серьезных проблем, связанных со снабжением предприятий материальными ресурсами, производством и распределением готовой продукции. Это обстоятельство послужило толчком для интенсивных научных изысканий. В результате анализа мирового и российского опыта производственно-коммерческой деятельности и рыночных отношений между ее субъектами в отечественной экономической науке и предпринимательстве сформировалось новое научно-практическое направление – логистика. Как прикладная наука логистика разрабатывает новые эффективные методы управления материальными, финансовыми, информационными и сервисными потоками в цепи поставок «закупки-производство-распределение», а как практическая деятельность – обеспечивает применение этих методов.
Философия, лежащая в основе концепции логистики, представляет планирование и координацию движения материальных потоков от источника их возникновения к пользователю в виде интегрированной системы мер, а не в виде последовательности независимых действий. В этом заключается суть логистического подхода, при реализации которого возникает задача объединения закупочной, производственной и сбытовой деятельности таким образом, чтобы обеспечить обслуживание потребителей на более высоком уровне и с меньшими издержками. Применение логистического подхода способствовало построению интегрированной логистической концепции и созданию теории «логистической экономики», в которой действуют три условия-фактора:
1. Организационное и экономическое единство потоковых процессов производственно-коммерческой деятельности предприятия.
2. Технологическое и информационное единство потоковых процессов.
3. Построение логистических цепей на основе юридического слияния организаций или путем заключения логистических соглашений между предприятиями одной или смежной отрасли.
В настоящее время в передовых организациях традиционные функциональные области логистики – транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка – интегрируются на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему.
Эффективное логистическое управление в организации невозможно без наличия производственно-логистических и информационно-управляющих систем, таких как KANBAN, CRM, DRP, MRP, ERP. Они успешно работают на многих зарубежных и российских предприятиях. Их внедрение связано с большими затратами, но и приносит значительные выгоды.
Инструментарий логистики включает методы исследования операций (задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания, упорядочивания, согласования и поиска), ABC- и XYZ-методы, функционально-стоимостный анализ, балансовый метод. Их применение на практике способствует повышению эффективности деятельности организации. Преимущества использования логистических методов в производственно-коммерческой деятельности подтверждаются предпринимательской практикой крупнейших зарубежных фирм, имеющих сильные стратегические позиции на мировом рынке.
Исследование и внедрение логистических решений требуют знания и участия различных специальных дисциплин. Для управления и контроля материальных потоков важную роль играют информатика, коммуникационная техника и техника автоматизации. На этапе необходимой настройки процессов движения и заготовки материалов начинается связь логистики с технологией производства. На этапе сбыта готовой продукции логистика тесно взаимодействует с маркетингом. Причем логистика, имея точки соприкосновения с различными дисциплинами, способствует их дальнейшему развитию.
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЛОГИСТИКИ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛОГИСТИКИ
Понятие, цели и структура логистики
Термин «логистика» – древнегреческого происхождения, где «logistike» означало «мышление, расчет, целесообразность». В Древнем Риме под логистикой понимались правила распределения продовольствия, в Х веке нашей эры логистика трактовалась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В начале ХХ века логистикой стали называть особый вид предпринимательской деятельности, связанный с организацией закупок материальных ресурсов, их хранения, складирования и транспортировки, а также с производством и физическим распределением готовой продукции потребителям. В современных условиях логистика приобретает статус концептуальной стратегии управления общественным развитием. Это подтверждает заявление американского специалиста Д. Уотерса: «… без логистики никакие материалы не перемещаются, никакие операции не выполняются, никакие продукты не доставляются и никакие потребители не обслуживаются».
Логистика играет важную роль в экономике любой страны и организации. Достаточно сравнить расходы на логистику с другими видами деятельности. Статистика США конца ХХ века свидетельствует, что объем денежных средств, затраченных на логистику в бизнесе, в десять раз превышает расходы на рекламу и в два раза – на национальную оборону. Логистические затраты в России так же, как и в США, составляют 20-25% валового внутреннего продукта. Таким образом, логистика – дорогостоящий вид деятельности, поэтому требуется механизм ее оптимизации.
В середине ХХ века усилия ученых и практиков были направлены на поиск новых форм оптимизации логистической деятельности с целью сокращения общих затрат производства и распределения товаров. На стыке экономических и управленческих дисциплин зародилась наука «логистика», концепция которой до сих пор находится в дискуссионной фазе развития, поскольку отстает от бурного развития практики. Концепция логистики представляет собой систему взглядов и методов повышения эффективности функционирования предприятий и организаций. Она предполагает прежде всего системный подход к интегрированному и динамическому управлению различными потоками в процессе деятельности организации.
Основы теории логистики изложены еще в начале 70-х годов прошлого века в работах американского специалиста Д. Бауэрсокса. Он определил логистику как науку и практику управления материальными, трудовыми, сервисными, информационными и финансовыми потоками в пространстве и времени, способствующую достижению целей организаций. Английский специалист
М. Кристофер представляет логистику как «процесс стратегического управления закупками, перемещением и хранением материалов, комплектующих и готовых изделий (и соответствующими информационными потоками) организации и ее маркетинговыми каналами, позволяющий максимизировать текущую и будущую рентабельность за счет выполнения заказов и распоряжений с минимально возможными затратами».
Специалисты выделяют три основных определений теории логистики, не исключающих, а дополняющих друг друга. Итак, логистика – это:
1) технология совершенствования потоковых процессов производственно-коммерческой деятельности организации (с позиции оптимизации общих затрат), способствующая повышению ее конкурентоспособности и достижению стратегических и тактических целей (А.И. Семененко, В.И. Сергеев);
2) процесс планирования и обеспечения эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов. (Совет логистического менеджмента США);
3) процесс позиционирования во времени ресурсов или стратегическое управление всей цепью поставок на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью получения синергетического эффекта (Институт логистики и транспорта Великобритании).
Анализ данных определений приводит к следующим заключениям:
- объекты исследований и преобразований в логистике – материальные, информационные, сервисные, финансовые и другие потоки в различных системах, а также процесс выполнения заказа потребителя;
- цель исследований и разработок – оптимизация соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов;
- логистическая деятельность подчиняется требованиям качественного обслуживания потребителей.
Для повышения эффективности исследования ученые выделяют взаимосвязанные области, которые составляют иерахическую структуру теории логистики.
Металогистика – изучает совокупность потоков жизнедеятельности общества, определяет оптимальные цели и приоритеты его развития.
Мезологистика – проводит исследования логистической деятельности отраслей национального хозяйства и экономических регионов.
Макрологистика – разрабатывает методы повышения эффективности деятельности всех звеньев логистической цепи: поставщиков, перевозчиков, оптовых и розничных потребителей готовой продукции.
Микрологистика – определяет методы решения локальных проблем планирования, подготовки, реализации и контроля процессов перемещения материальных и сопутствующих потоков внутри организации.
Американский профессор Майкл Портер считает, что логистика играет важную роль в стратегическом планировании деятельности организации. Он разработал пирамиду полной стоимости фирмы, в которой определил место логистики в компании в ряду ключевых видов деятельности, таких как производство, маркетинг и сервис. При этом М. Портер разделил логистику на внутреннюю и внешнюю. Внешняя логистика обеспечивает закупки необходимых ресурсов, их транспортировку на предприятие, обработку заказов потребителей, распределение и доставку готовой продукции в торговую сеть в соответствии с потребительским спросом. Внутренняя логистика занимается приемом материальных ресурсов, их складированием, хранением и транспортировкой на производственные участки. Вершиной пирамиды полной стоимости является прибыль (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Пирамида полной стоимости фирмы
В начале ХХI века ученые стали говорить о логистизации, под которой понимается тотальная организация логистических цепей (систем) в экономике.
Принципы и методы логистики направлены на получение оптимальных решений, реализация которых позволяет предприятию сократить общие логистические издержки и логистические риски, повысить качество сервиса и прибыль. Специалисты предлагают рассматривать основные цели логистики в комплексе, поскольку достижение одной цели зависит от реализации другой. Это предложение иллюстрируется в виде треугольника (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Логистический треугольник целей
Основные цели логистики нашли отражение в миссии логистической деятельности «7R», представленной в табл. 1.1.
Таблица 1.1