Приемы стимуляции появления первых слов




Упражнения по формированию понимания речи

1. Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.


2. Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.


3. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.


4. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).


5. На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).


6. Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. (Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)


7. Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т.д.)


8. Упражнение «Чем?».
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

 

Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов:

1. Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.


2. В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.


3. Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.


4. Лови звук. Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.


5. Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.


6. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.


7. Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик). И т.д.


Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия:

1. Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.


2. Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.


3. Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).


4. Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.


5. Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

 

Приемы стимуляции появления первых слов

1. Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.


2. Игра «Паравозик»
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».


3.Игра «Кораблик»
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».


4.Игра «Разверни»
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.


5. Игра «Птички»
Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути - ути), цыплят (цып – цып).


6.Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»

Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: