Занятие «Речевой этикет»
Цели: понять, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
Обсуждение темы занятия.
Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии?
Разминка
Поднять брови,
опустить брови,
нахмурить брови,
сдвинуть и надуть губы,
опустить уголки губ,
улыбнуться, наморщить нос и др. (упражнения на развитие мимических движений)
-Можем ли мы определить, какое состояние человека выражает каждое движение. Пригодится ли это умение нам в общении?
- Подумайте, с чего начинается любое общение?
3. Обсуждение ситуаций ( запиши ответы и пришли учителю )
Ситуация 1.
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как.
Ситуация 2.
Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях?
Чтобы правильно себя вести в предложенных ситуациях, надо воспользоваться определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо).
4. Работа по теме занятия .
«Приятная речь для слуха – своего рода музыка» (Аристотель)
Подумайте над значением этих слов.
А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно, словно музыка?
Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она была приятной для слуха.
Прочитайте стихотворение С.Михалкова.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
НЕ манка, не овсянка
На сладком молоке
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва,
И звуки он глотает,
И целые слова.
- О какой каше идёт речь?
(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)
- Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.
Вывод: говорит надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи.
Знакомство с понятием «речевая гимнастика»
Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.
Упражнения в речевом дыхании.
· Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании: вдох через нос – выдох через рот;
краткий глубокий вдох – медленный выдох;
медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.
· Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе посчитайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.
· На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н …, шум ветра: В-В-В…, жужжание пчелы; Ж-Ж-Ж…; звук поддерживайте свободно, без усилий.
· На одном выдохе произнесите 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф!...
Работа над звукопроизношением
Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.
- Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова).
В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал в рот себе камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.
Подумайте, зачем я познакомила вас с этой историей?
Чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много трудных мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.
Внимание! Объявляется конкурс скороговорок.!
Снять на видео, как вы рассказываете скороговорку, и расположить видео в группе, или прислать мне.
Итог занятия
Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом и скороговорки.