Работа над звукопроизношением




Занятие «Речевой этикет»

Цели: понять, что речь является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

 

Обсуждение темы занятия.

Подумайте, о чём пойдёт речь на занятии?

Разминка

Поднять брови,

опустить брови,

нахмурить брови,

сдвинуть и надуть губы,

опустить уголки губ,

улыбнуться, наморщить нос и др. (упражнения на развитие мимических движений)

-Можем ли мы определить, какое состояние человека выражает каждое движение. Пригодится ли это умение нам в общении?

 

- Подумайте, с чего начинается любое общение?

3. Обсуждение ситуаций ( запиши ответы и пришли учителю )

Ситуация 1.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, и если надо, то как.

Ситуация 2.

Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? В каких случаях?

Чтобы правильно себя вести в предложенных ситуациях, надо воспользоваться определёнными правилами поведения, которые все вместе называются красивым словом ЭТИКЕТ (фр. – установленный порядок поведения где-либо).

4. Работа по теме занятия .

«Приятная речь для слуха – своего рода музыка» (Аристотель)

Подумайте над значением этих слов.

А что необходимо, чтобы речь человека текла плавно, словно музыка?

Необходимо, чтобы поток речи не засорялся мусором ненужных, бессмысленных слов, которые не украшают, а портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она была приятной для слуха.

Прочитайте стихотворение С.Михалкова.

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша –

Не рисовая каша,

Не гречневая каша,

НЕ манка, не овсянка

На сладком молоке

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва,

И звуки он глотает,

И целые слова.

- О какой каше идёт речь?

(Каша (в переносном значении) – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

- Какой вывод сделаем для себя? Напоминаю: мы очищаем нашу речь от всего ненужного.

Вывод: говорит надо, чётко выговаривая слова, следя за темпом, интонацией, жестами, громкостью своей речи.

Знакомство с понятием «речевая гимнастика»

Знаете ли вы, что человеку нужно заниматься специальной речевой гимнастикой, чтобы голос слушался его? Прежде всего нужно научиться речевому дыханию, ведь звук нашей речи рождается на выдохе. В момент речи очень важно следить за своей осанкой. Доказано и проверено, что мы свободно дышим и говорим, если правильно стоим, не напрягаем мышцы плеч и шеи, прямо держим голову и свободно, естественно управляем своими руками.

Упражнения в речевом дыхании.

· Расправьте плечи, поднимите голову и поупражняйтесь в речевом дыхании: вдох через нос – выдох через рот;

краткий глубокий вдох – медленный выдох;

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

· Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе посчитайте от 1 до 10, старайтесь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

· На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: гудок приближается и удаляется: М-М-М, Н-Н-Н …, шум ветра: В-В-В…, жужжание пчелы; Ж-Ж-Ж…; звук поддерживайте свободно, без усилий.

· На одном выдохе произнесите 5-10 звуков [ф], делая короткие промежутки между звуками: Ф! Ф! Ф!...

Работа над звукопроизношением

Кроме занятий речевой гимнастикой необходимо следить за чистотой своей речи.

- Что значит «чисто» говорить? (Чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, «не спотыкаться» на трудных звуковых сочетаниях, не «комкать» концы слов и фраз, не «проглатывать» отдельные звуки и слова).

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор – тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал в рот себе камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднение, которое он сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (отчётливое произношение), и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

Подумайте, зачем я познакомила вас с этой историей?

Чтобы научиться чисто говорить, необходимо потренироваться. И на помощь вам придут скороговорки (чистоговорки). В этих маленьких текстах очень много трудных мест для произнесения, но благодаря многократному повторению вы добьётесь чистоты выговора.

Внимание! Объявляется конкурс скороговорок.!

Снять на видео, как вы рассказываете скороговорку, и расположить видео в группе, или прислать мне.

 

Итог занятия

Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна, неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом и скороговорки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: