Тема: «Этиология нарушений психофизического развития»




Лекция №1

План занятия:

1. Систематизация причин нарушений развития.

2. Причины нарушений эндогенного происхождения.

3. Причины нарушений экзогенного происхождения.

4. Причины приобретённых нарушений.

 

Вопрос №1: Систематизация причин нарушений развития.

Известно, что у человека как биологического существа есть риск рождения детей с отклонениями от общепринятой биосоциальной нормы. Развитие человеческой цивилизации повлекло за собой возрастание различных (соматических, сенсомоторных, эмоционально-волевых и психических) нарушений, особенно заметных в детском возрасте.

В основе нарушений развития лежат поражения нервной системы или отдельных анализаторов. В зависимости от воздействия патогенных факторов причины нарушений развития разделяют на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В каждой группе установлен перечень заболеваний, а также факторов риска, приводящих к различным нарушениям и отклонениям в развитии детей. Зарубежные исследователи считают, что необходимо рассматривать биологические, психологические и социальные влияния в их взаимосвязи.

Спектр нарушений развития очень широк. Установлено, что для биологической полноценности индивида большое значение имеют социально-психологические факторы, а, с психолого-социальной точки зрения, для нормального развития личности существенны и биологические факторы. Выявление причин, вызвавших отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.

Под причиной нарушений в развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения или нарушения психомоторных функций. Изучение этиологии или причин развития нарушений развития в детском возрасте предполагает изучение того, как биологические, психологические и средовые процессы взаимодействуют, что именно приводит к результатам, наблюдаемым в поведении детей спустя какое-то время. По биологическому, социальному, психологическому и педагогическому аспекту причины нарушений могут быть разнообразны. Нарушения возникают в результате действия наследственных факторов, а также в период внутриутробного (пренатального) или послеродового развития (постнатального).

В настоящее время большая часть причин установлена, в той или иной мере изучена и отражена в специальной литературе. Но до сих пор нет единого мнения, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, существуют противоречивые данные о причинах нарушения интеллекта: одни исследователи 90% случаев этих нарушений приписывают пренатальному, 3% – перинатальному и 7% постнатальному периоду, а другие авторы на все эти периоды отводят пропорционально по 1/3 случаев.

Помимо взглядов исследователей, принадлежащих к различным научным школам, различия в выделении причин могут зависеть от экономических условий, культуры и традиций, уровня медицинского обслуживания и других условий конкретной страны или региона, а также от развития науки и общества в целом. Так, развитие специальной психологии и детской патопсихологии позволило выделить факторы риска и факторы жизнеспособности, влияющие на пути развития детей. В самом деле, почему одни и те же вредоносные воздействия у одного ребенка привели к тяжелым нарушениям, а у другого – нет? Поиск ответа на этот вопрос привел к выделению факторов риска и факторов жизнеспособности.

Факторы риска – это условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата. Многие из факторов сегодня значительно отличаются от тех, с которыми люди сталкивались еще в прошлом веке. К таким новым неблагоприятным условиям относятся ставшие особенно заметными в последнее время заболевания, связанные с ВИЧ инфекцией, наркоманией, проблемы адаптации детей из семей иммигрантов, неадекватный уход за ребенком со стороны малоимущих родителей, бездомность и др. Даже прогресс в медицине может иметь отрицательные последствия: повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении и обучении.

К факторам риска сегодня относятся бедность (низкий доход в семье влечет за собой низкий уровень образования, недостаточное медицинское обслуживание, плохое питание, ограниченные возможности в приобщении к культуре) и другие негативные социально-экономические условия, а также насилие, пренебрежение жизненными потребностями ребенка, с которыми сталкиваются многие дети и которые оказывают кумулятивное воздействие на их психическое здоровье.

Факторы жизнеспособности – это условия, которые повышают способность человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. Понятие факторов жизнеспособности не предполагает какого-то прямого пути, ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с постоянно меняющимися защитными и ослабляющими факторами, имеющими отношение как к самому ребенку (например его темперамент), так и к его окружению (например заботливые родители, бабушки и дедушки), а также взаимодействию ребенка и окружения.

Защитные факторы – это личностные или ситуативные условия, которые уменьшают опасность развития у ребенка расстройства, тогда как ослабляющие факторы приводят к увеличению вероятности возникновения у ребенка трудностей. И те и другие факторы следует рассматривать как процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора в зависимости от общих условий, в которых они действуют.

Важнейшим фактором безопасности общества является физическое и духовное здоровье граждан. Зависит оно как от социально-экономических условий, культуры и традиций, качества медицинского обслуживания конкретной страны или региона, так и от уровня общей и психологической грамотности населения. Необходима образовательная работа с будущими родителями: им важно знать, какие факторы могут повлечь нарушения в развитии ребёнка. Изложить эти факторы в системе способен лишь грамотный и квалифицированный специалист -- медик или социальный педагог.

Основой нарушений развития детей являются повреждения нервной системы или отдельных анализаторов. Они случаются как в период внутриутробного развития, так и во время или после рождения.

Все причины внутриутробных нарушений развития можно разделить на две группы: эндогенного, то есть внутреннего, и экзогенного, то есть внешнего происхождения.

 

2. Причины нарушений эндогенного происхождения.

В эту группу причин входят все врождённые нарушения. В случае наследственности негативные факторы действуют на уровне половых клеток. Можно выделить хромосомные и генные нарушения (аберрации).

Хромосомные аберрации - это изменения хромосомной структуры или числа хромосом. Хромосомы и находящиеся в них гены составляют единицы наследственности. В составных частях хромосом в закодированном виде находятся основные признаки человеческого организма. По наследственности передаются только хромосомы вместе с находящимися в них генами. Хромосомные аберрации составляют около 2% всех наследственных заболеваний. В медицинской литературе описано почти 300 различных аберраций, и этот список постоянно дополняется. Новые нарушения появляются из-за радиации, вирусных инфекций, химических веществ и т.п.

Широко известен, например, синдром Дауна, который составляет около 13% всех хромосомных нарушений. Эту болезнь описал английский врач И.Л. Даун в 1866 году. Чаще всего матери таких детей бывают или очень молодыми, или в значительном возрасте. В первом случае половые клетки роженицы ещё слишком слабые, во втором -- уже слишком слабые. Например, если рожают женщины 20-30 лет, то из 1500-1700 новорождённых бывает один с болезнью Дауна; если 30-34 лет -- 1 из 950-1000; 35-39 лет -- 1 из 300-350, а если 40-44 лет -- даже 1 из 80 новорождённых Банис В. Причина болезни -- наследственность. Вильнюс: Наука, 1977.. Причина этого нарушения -- третья лишняя хромосома в двадцать первой хромосомной паре.

Последствием хромосомного нарушения может быть и синдром Клайнфелтера, составляющий 25% всех хромосомных аберраций. Новорождённым с синдромом Клайнфелтера присущи явные психические и физические нарушения.

К этой же группе нарушений относится синдром Тернера, при котором у новорождённого бывают коротковатая, с широкой кожной складкой, шея, маленький рост, различные нарушения структуры тела и полового развития. Часто наблюдаются пороки сердца, нарушения умственного развития. Частота синдрома -- 1 из 3000 девочек.

Необходимо упомянуть ещё один синдром, для которого характерен небольшой вес новорождённого, недостаточный объём головы, деформации лица, грудной клетки, конечностей. Очень часто бывает порок сердца, недостаточно развиты другие внутренние органы. Причина этого нарушения -- лишняя хромосома в восемнадцатой хромосомной паре.

При синдроме Патау, независимо от расы родителей, новорождённому присущи негроидные черты: широкий нос, тёмные кудрявые волосы, часто встречаются шестипалые, характерны пороки сердца, нарушения желудочно-кишечного тракта. Как правило, такие дети умирают в первые годы жизни. Причина данного вырождения -- лишняя хромосома в тринадцатой хромосомной паре.

Установлена зависимость хромосомных аберраций от возраста матери. В таблице представлены данные Л. Пенросе.

Зависимость хромосомных аберраций от возраста матери
Возраст матери Хромосомные аберрации (%)
До 20 лет 30-35 лет 35-39 лет 39-45 лет 0,003 0,11 0,33 1,24

Генные аберрации образуют большую группу наследственных нарушений -- в настоящее время известно около 2000 видов генных повреждений, последствиями которых могут быть как психические, так и физические недостатки, нарушения интеллекта разной степени. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, возникает около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда заметны уже при рождении ребёнка, признаки наследственных генных заболеваний проявляются несколько позже.

Гены с искажённой информацией могут передаваться из поколения в поколение или каждому второму поколению. Бывают случаи, когда сами родители не пострадали от искажённой генной информации, но эти отрицательные факторы могут отразиться на их детях. Таких людей можно сравнить с носителями вируса, которые сами не болеют. Неполноценные гены, обусловливающие появление нарушений такой природы, практически всегда относятся к рецессивным, воздействие которых заглушается другим геном (доминирующим). А формируются они только в том случае, если наследуются как от матери, так и от отца, и встречаются в одном организме. Чем более близкими родственниками являются родители, тем выше вероятность встречи одинаковых генов, вызывающих какие-либо нарушения. И тем тяжелее степень различных нарушений развития. Последствиями кровосмешения также могут быть выкидыши и рождение мёртвых детей.

В настоящее время в мире почти не существует традиционной эндогамии, однако инцест -- далеко не редкое явление в нашем обществе.

Необходимо заметить, что, в отличие от возраста матери, возраст отца не влияет отрицательно на следующие поколения. Наоборот, вероятность рождения талантливых детей в 10 раз повышается у пятидесятилетних отцов по сравнению с двадцатилетними.

Вероятность кровосмешения существует и при искусственном оплодотворении. По медицинским данным, 15% супружеских пар в мире не могут иметь детей. В 40% случаев это бывает по вине мужчин. На полноценность спермы влияют экологические факторы и воздействия токсинов. Часто бесплодные семьи пользуются услугами доноров. В жидком азоте замороженная сперма может сохраняться до 100 лет. Уже была успешно использована сперма, которая была заморожена в течение 10 лет.

Иногда кровосмешение считается половым извращением (инцестофилия), но чаще всего -- просто отклонением от норм поведения. В большинстве стран мира кровосмешение не запрещено законом. Однако многочисленные исследования показывают, что только одна треть детей, родившихся в условиях кровосмешения, являются физически и психически здоровыми Медицинская энциклопедия. Вильнюс: Изд-во науки и энциклопедий, 1990. Т.1..

3. Причины нарушений экзогенного происхождения.

Нарушения этого вида появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными и приобретёнными.

Врождённые нарушения появляются вследствие воздействия отрицательных факторов на эмбрион или плод (эмбрионом считается жизнь от времени оплодотворения половых клеток до девяти недель, плодом -- будущий новорождённый в утробе матери от девяти недель до девяти месяцев). Отрицательные факторы сильнее всего нарушают те органы и системы, которые в это время развиваются интенсивнее. Например, наиболее важный период развития органов зрения и слуха -- 3-9-й недели. Внутренние органы в основном формируются на 7-11-я неделях. В эти периоды названные органы и системы наиболее чувствительны и быстро поражаются отрицательными факторами.

Нередко в первые недели женщина не знает о своей беременности и может употреблять антибиотики, барбитураты или другие медикаменты, оказывающие отрицательное воздействие на эмбрион, или находиться под воздействием отрицательных внешних факторов. Во избежание таких ситуаций необходимо планирование семьи.

Самый интенсивный период развития мозга эмбриона -- 2-11-я недели. Но в целом этот важнейший человеческий орган формируется долго, на протяжении всей беременности матери. Ежеминутно число нервных клеток возрастает в среднем в 20 000 раз. Мозг только что родившегося ребёнка весит около 400 граммов и составляет около 15 миллиардов нервных клеток. Однако они осуществляют намного меньше функций, чем мозг других новорождённых млекопитающих. Чтобы полностью развиться (уже не в утробе матери), потребуются годы, в течение которых сформируется сеть, объединяющая нервные клетки. Поэтому для развития мозга эмбриона, плода или ребёнка до одного года очень опасно воздействие любых отрицательных физических, химических или биологических факторов.

4. Причины приобретённых нарушений.

Причинами нарушений развития ребёнка могут быть различные травмы (в том числе родовые), при которых повреждаются зрение, анализаторы слуха, головной мозг.

Родовые травмы случаются как при затяжных, так и при стремительных родах, при неправильном положении плода, рано отошедших водах, несоответствии размеров бёдер матери и величины плода. Чаще всего травмируется голова новорождённого, вследствие чего может произойти кровоизлияние в мозг, повреждение мозга или его покрытия. При родовых травмах могут повредиться мышцы, суставы и кости новорождённого (напри-«ео, вывих плеча, перелом ключицы). При затяжных родах нередко используется инструментное вспоможение. Это весьма опасно, так как можно повредить ещё не сросшиеся кости черепа и нарушить систему кровообращения мозга.

Вся патология родов делится на несколько групп:

1) механические травмы родов, когда во время ролов повреждается однородность тканей головы ребёнка;

2) гипоксия — когда из-за нехватки кислорода нарушается обеспечение тканей кислородом;

3) самая тяжёлая группа травм, когда бывают и гипоксия, и механические травмы.

При повреждении головного мозга новорождённый может погибнуть уже в первый час или в первые сутки жизни. Более половины выживших младенцев страдают неврологической патологией: от признаков повышенной нервной возбудимости до тяжёлых параличей и слабоумия.

Болезни, перенесённые в раннем детстве (в том числе и такие безобидные на первый взгляд, как грипп, корь, скарлатина), также могут вести к нарушениям развития. Но особенно опасны эпидемический менингит, энцефалит и полиомиелит.

Менингит — острое воспаление оболочек головного и спинного мозга. Чаще им болеют именно дети. Болезнь вызывается менингококком или пневмококком, находящимся в горле больного. Заразиться можно от кашляющего, чихающего больного, от заражённых им вещей (например, игрушек). Болезнь начинается внезапно: у ребёнка болит голова, наблюдаются высокая температура, рвота, могут быть потеря сознания, эпилептические приступы. В результате этой болезни ребёнок может оглохнуть, ослепнуть, могут начаться гидроцефалия, слабоумие.

Источником вируса первичного энцефалита бывают некоторые грызуны, козы, коровы и птицы. Переносят же его в основном клещи. Болезнь начинается через 1-2 недели после укуса заражённого клеща или из-за выпитого молока заражённой коровы, козы. У ребёнка повышается температура, болит и кружится голова, появляются слабость, тошнота, нарушается сон. Вторичный энцефалит начинается у больных гриппом, токсоплазмозом. бруцелиозом, краснухой. Для детей и подростков эта болезнь может иметь разрушительные последствия: нарушения психики, интеллекта, паралич эпилептические приступы.

Полиомиелит — это инфекционный детский паралич, разрушающий центральную нервную систему. Чаще болеют дети в возрасте от 1 до 5 лет. Полиомиелит вызывается вирусом. Заразиться можно через воду, пишу, грязные руки, иногда — через воздух. При заражении повышается температура, болит голова, конечности, появляются насморк, кашель, иногда случается рвота. Через 2-5 дней наступает паралич ног, рук, мышечной ткани. Последствия полиомиелита часто остаются на всю жизнь: атрофия мышц, деформация рук, ног, позвоночника.

К группе причин приобретённых нарушений относятся и отравления. Отравление отрицательно действует на весь организм, но некоторые вещества (алкоголь, наркотики, ртуть) могут особенно повредить нервную систему. Очень токсичны большие дозы таких медикаментов, как гентомицин, синтомицин. При отравлении этими лекарствами может быть нарушен слуховой нерв.

Степень нарушения в развитии детей зависит от силы отрицательного фактора и времени его возникновения. Чем раньше отрицательные факторы повлияют на эмбрион, плод или ребёнка, тем глубже бывают нарушения. Поэтому профилактика упомянутых заболеваний и патологий — важный фактор воспроизводства здорового населения и в конечном итоге выживания человечества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: