Право народа на защиту религиозной идентичности должно определять вероисповедную политику и во внутриполитическом контексте. Для этого требуется самостоятельное определение субъектами Российской Федерации особенностей региональной вероисповедной политики. Но современная вероисповедная политика, искажая смысл Конституции РФ, основывается на смешении двух различных понятий: единообразного применения законов и единообразных государственно-конфессиональных отношений. И если первое - конституционный принцип, то второе - преступное заблуждение. По Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В регулировании религиозной жизни действительно имеют место несоответствия между региональными правовыми актами и законом "О свободе совести...". Это приводит к автоматическому запуску механизмов устранения противоречий между ним и региональными актами. В результате концептуально безличный и юридически некорректный закон "О свободе совести...", основанный на мифическом "международном" стандарте, наносит вред религиозной идентичности народов России на всей её территории. Базируясь на принципе императивного регулирования, он одинаково регулирует проблемы, требующие дифференцированного подхода. В его основе лежит представление о том, что религиозная ситуация во всех регионах имеет одинаковые параметры. Однако региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает обратное. Вместо учета этих проблем действующий закон "подгоняет" политику регионов под чуждые стандарты. В результате наиболее острые проблемы регионов законом попросту игнорируются, что превращает его в "вещь в себе". Поэтому для создания внутриполитических механизмов защиты религиозной идентичности требуется переориентация вероисповедного законодательства от абстрактных стандартов к конкретным решениям. Создание таких механизмов невозможно без адекватного правового регулирования не только на региональном, но и на федеральном уровне. Россия, как поликонфессиональная страна, нуждается в гибкой вероисповедной политике, которая должна быть горизонтально и вертикально дифференцирована.
|
Горизонтальная дифференциация подразумевает двухуровневую вероисповедною политику. Её построение на федеральном уровне основывается на единообразии, определяя её общероссийские основы: взаимодействие конфессий с государством, определение их статуса, порядок их регистрации, принципы участия в социальной и культурной сферах. Мозаика частных региональных проблем должна регулироваться законодательством регионов, но в рамках федерального. Конституция РФ предусматривает модель построения законодательства, которая позволяет устанавливать общее правило в регулировании отношений на федеральном уровне, предоставляя региональному законодательству право регулировать его особенности. Степень их глубины обусловлена тем, что Россия - федеративное государство, построенное по национально-территориальному принципу, поэтому при сохранении единства правового пространства в субъектах федерации с ярко выраженной конфессиональной спецификой законодательство может иметь более глубокие особенности.
|
Не менее важна потребность в вертикальной дифференциации, т.е. в установлении дифференцированного правового статуса конфессий. В основе современной вероисповедной политики лежит принцип "уравниловки" традиционных конфессий со всеми остальными, а, следовательно, традиционных ценностей с нетрадиционными, что приводит к формированию у народа чуждого менталитета. Идет активная пропаганда того, что наделение конфессий статусом традиционных якобы противоречит Конституции РФ. Однако такие утверждения - либо следствие некомпетентности либо попытка манипуляции. Происходит не только юридическое уравнивание конфессий по американскому образцу, но и насильственное фактическое уравнивание. Несмотря на многократно меньшую социальную базу у конфессий, имеющих зарубежные корни, чем у традиционных конфессий, их экономические возможности по участию в общественной жизни вполне сопоставимы. Традиционные конфессии нуждаются в протекционистской вероисповедной политике. Факт их традиционности должен признаваться официально и повлечь за собой наделение специальным правовым статусом, позволяющим решать не только собственные, но и социальные задачи.
Статус традиционной конфессии должен предоставляться парламентом путем принятия соответствующего закона. Гарантией обоснованности такого решения может служить лишь волеизъявление (открытое голосование) парламентариев и их ответственность за него перед избирателями. Аналогичное решение подсказывает и мировая законодательная практика стран Европы, Азии, Ближнего Востока и других регионов планеты. Одним конфессиям правовой статус традиционных должен присваивается на федеральном, а другим, имеющим достаточную социальную базу лишь в пределах субъекта федерации, на региональном уровне. Такое положение, фактически, уже начало спонтанно складываться в регионах, поскольку законодательство ряда субъектов федерации признает наличие разницы в социальном статусе конфессий. Правовой статус федеральных традиционных конфессий должен распространяться на всю территорию России, то есть те правовые преимущества, которые предоставляет этот статус действуют на территории всех субъектов Российской Федерации. Статус региональной традиционной конфессии должен присваиваться представительным органом субъекта Российской Федерации и действовать только на его территории. Наличие в этом субъекте региональной традиционной конфессии не ущемит права федеральных конфессий, так как их общероссийский статус в этом регионе сохранится. Такая модель позволяет гибко учитывать религиозные предпочтения проживающих в регионе народностей, исторически исповедующих религии, не попавшие в состав традиционных на федеральном уровне. Кроме того, сочетание горизонтальной и вертикальной дифференциации вероисповедной политики в большей степени соответствует национально-территориальному принципу устройства Российской Федерации, чем установленный сегодня единый американоподобный стандарт.
|
***
Процветание России невозможно без духовного выздоровления общества. Но для этого нужно, чтобы государство изменило подход к решению проблем в этой сфере: от политики "разбазаривания" духовных ресурсов нужно перейти к политике их сохранения и защиты. И не так важно, какими документами это будет оформлено: концепцией, законом или иначе. Важно, чтобы в них было отражено то, что уже наболело и без чего невозможно жить дальше.