Симптомы нарушения памяти подразделяются на количественные и качественные.




Глава 7

ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Память - способность запоминать, хранить и воспроизводить сведения прошлого опыта. Память имеет четыре функции:

• Запоминание (запечатление) - формирование новой временнуй свя­зи между воспринятым событием или явлением и сознанием субъекта. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным.

• Хранение (ретенция) - включает в себя не только существование в памяти тех или иных единиц информации, но и их постепенное реконструи­рование, установление новых и изменение прежних связей между ними.

• Воспроизведение (репродукция) - в еще большей степени, чем хране­ние, сопряжено с реконструированием информации. Воспроизведение так­же может быть произвольным и непроизвольным.

• Забывание - исчезновение информации из памяти. Мотивированное забывание определенной информации, называется вытеснением (напри­
мер, вытеснение неприятных обстоятельств психотравмирующей ситуации при невротическом состоянии).

(И.Ф. Случевский [1957] в качестве функции памяти выделяет также узнава­ние - установление соответствия нового восприятия с воспроизведенным памятью аналогичным восприятием из прошлого.)

В зависимости от способа восприятия и характера запоминаемой и хра­нимой информации память подразделяется на несколько разновидностей:

• Символическая память - способность запоминать и хранить слова (а также иные символы).

• Логическая (семантическая) память - запоминание и хранение поня­тий, идей.

• Образная - память на зрительные, слуховые и другие образы предме­тов. Образную память разделяют на зрительную, слуховую, обонятельнуюи др.

• Моторная (двигательная) - память на последовательность собствен­ных движений.

• Эмоциональная память - хранение и воспроизведение собственных эмоциональных состояний.

Память тесно связана с остальными психическими функциями, прежде всего с восприятием и мышлением. В этой связи различают две разновид­ности памяти:

• Конкретно-образная (механическая) - прямое запечатление объектов и явлений в виде образов и элементарных представлений. Процесс запоми­нания не сопровождается логической и интеллектуальной переработкой. В процессе воспроизведения информации участвуют элементарные ассоци­ации - по сходству и по смежности во времени или пространстве. Механи­ческая память, как правило, сохраняется при психических нарушениях.

• Абстрактно-логическая (смысловая) неотделима от логических опе­раций мышления - анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и др. С
их помощью в памяти устанавливаются внутренние смысловые связи меж­ду единицами информации.

По длительности хранения информации выделяют целый ряд разновид­ностей памяти:

• Непосредственная (сенсорная) память - запоминание информации в виде непосредственных образов восприятия, что обеспечивает его непрерывность.

• Кратковременная память - запоминание текущей информации. Ее разновидность - оперативная память, осуществляет извлечение и удержа­ние информации из долговременной памяти.

• Долговременная память - запоминание на длительное время, от ме­сяцев и лет до всей продолжительности жизни. Долговременная память со­держит понятийно-словесные, образные и двигательные структуры.

Физиологические основы непосредственной памяти связаны с циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях.

В основе работы долговременной памяти лежит синтез и перестройка мо­лекул информационной РНК в нейронах. Предполагается также участие в этих процессах нейроглии.

В процессах запоминания и хранения информации важную роль играют гип-покамп и связанные с ним миндалевидное тело, ядра зрительного бугра, мамиллярные тела.

У детей до 5-7 лет преобладает непроизвольная кратковременная конк­ретно-образная память, в основном, зрительная и двигательная, в меньшей мере слуховая память. Выражены эмоциональные механизмы памяти, так как лучше запоминаются эмоционально насыщенные впечатления.

В младшем школьном возрасте увеличивается удельный вес смысло­вой памяти. В подростковом возрасте развивается абстрактно-логическое запоминание с выделением существенных признаков предметов.

Для детей характерен эйдетизм (от греч. eidos - вид, образ) - чрезвы­чайная яркость представлений, способность удерживать в памяти и с точ­ностью воспроизводить четкие и яркие образы. Образы воспринимаются как субъективные, произвольно вызываемые. По мере взросления эйде­тизм редуцируется и сохраняется в основном у лиц художественного типа, например, у живописцев. Способность ярко и отчетливо представлять образ объекта отмечена у английского художника Д. Рейнолдса (1723-1792) и И.В. Гете (1749-1832). И.В. Гете мог произвольно вызывать в глазах реальный образ цветка. Д. Рейнолдсу было достаточно внимательно посмотреть на свою модель, чтобы впоследствии продолжать работу уже в отсутствии оригинала, который заменялся ярким образом фантазии [Осипов В.П., 1923].

Симптомы нарушения памяти подразделяются на количественные и качественные.

Среди количественных нарушений памяти выделяют гипермнезию, гипомнезию и амнезию.

Гипермнезия (от греч. hyper - над, выше, mneme - воспоминание) - патологическое усиление памяти. Характеризуется легкостью воспроизве­дения прошлого опыта, в форме ярких образных воспоминаний. Чаще обо­стряется механическая и образная память в связи с оживлением простых ассоциаций (по сходству и смежности в пространстве и времени).

При маниакальных состояниях больные вспоминают события прошлого, эпизоды детства, страницы когда-то прочитанных книг, забытые строки стихов. Воспоминания носят случайный, беспорядочный характер. После нормализа­ции состояния они не могут вспомнить, что с такой легкостью воспроизводи­лось в мании. При депрессии вспоминаются забытые прежде события, показы­вающие «ничтожность», «виновность», «греховность» больного. При персе-куторном бреде больные нередко ищут в своем прошлом события, являющиеся доказательствами текущих бредовых идей (бредовое воспоминание).

Гипермнезия также встречается при нарушениях сознания - в началь­ных стадиях алкогольного и гашишного опьянения, реже при инфекционных психозах. В памяти могут возникать как яркие образы, так и тексты прочитанных ранее книг, забытые иностранные языки и т.п.

В.П. Осипов [1923] наблюдал девочку в возрасте двух с половиной лет, заболевшую ангиной. В лихорадочном периоде ребенок произносил наизусть прочитанную ему до заболевания сказку в стихах, размером в двенадцать страниц большого формата. Не все слова ей были понятны, но произноси­лись правильно. После выздоровления она уже не была в состоянии вспом­нить в таких размерах прочитанные ей Стихи.

При парциальной гипермнезии повышается избирательная способность к запоминанию и воспроизведению лишь части информации или периодов жиз­ни, например, цифр или событий детства. Элементы парциальной гипермне­зии могут встречаться и в норме при так называемой феноменальной памяти. (В отличие от патологической гипермнезии при феноменальной памяти воспо­минания носят произвольный характер.)

Патологический вариант парциальной гипермнезии чаще наблюда­ется при олигофрениях. Характерна гипертрофия механической памяти, за счет чего больные усваивают тот или иной словарный запас, те или иные навыки, запоминают значительные объемы учебного материала. Смысловая память не развита в силу низкой способности к абстрагиро­ванию. Например, усвоенные слова употребляются с нарушением грам­матических и смысловых связей, используются только существительные без согласования падежей, стереотипные речевые обороты без понима­ния их смысла.

Гипомнезия (от греч. hypo - под, ниже, mneme - воспоминание) - ос­лабление памяти. При гипомнезии, в отличие от гипермнезии, в большей степени страдает не смысловая, а механическая память.

Гипомнезия проявляется в форме дисмнезии (от греч. dys - наруше­ние функции, рассогласование, mneme - воспоминание) - нарушения неко­торых функций памяти. Наиболее часто страдает воспроизведение, реже -запоминание. Пациенты не могут вспомнить информацию, необходимую в данный момент. При этом несколько позже воспоминания могут самосто­ятельно возникать в памяти.

Гипомнезия характерна для экзогенно-органических поражений голов­ного мозга, чаще сосудистой этиологии, эпилепсии, астенических состоя­ниях различного генеза (после черепно-мозговых травм, тяжелых инфек­ций, интоксикаций). Рудиментарные проявления гипомнезии наблюдаются при возрастных изменениях.

При астении гипомнезия обычно преходящая. При резидуальных орга­нических поражениях головного мозга отмечается относительно стойкая гипомнезия. Прогрессирующая гипомнезия характерна для текущих про­цессов, например, эпилепсии.

Амнезия (от греч. а - отрицательная частица, mneme - воспоминание) -отсутствие воспоминаний, пробелы памяти, выпадения из памяти тех или иных событий или промежутков времени.

Чаще наблюдается полная амнезия. При относительно легких наруше­ниях сознания встречается частичная (лакунарная, очаговая) амнезия с выпадением лишь некоторых событий.

Амнезия характерна для нарушений сознания (острых периодов череп­но-мозговых травм, инфекционных и интоксикационных заболеваний).

Амнезия подразделяется на ретроградную, антероградную, антерорет-роградную и конградную.

Ретроградная амнезия (от лат. retro - позади и gradior - ходить, идти) -отсутствие памяти на события, непосредственно предшествовавшие нару­шению сознания.

Антероградная амнезия (от лат. anterius - прежде, до) - отсутствие па­мяти на события, происходившие после восстановления сознания.

Антероретроградная амнезия - сочетание ретроградной и антерог-радной амнезии.

Для детей и подростков более характерны полные кратковременные ретроградные и антероградные амнезии, нередко возникающие, в частно­сти, после первых эпизодов алкогольного опьянения.

Конградная амнезия (от лат. con - совместно) - выпадение из памяти периода нарушенного сознания. (К. Ясперс [1923] относит конградную и фиксационную амнезии к диагности­ческим признакам нарушения сознания.)Вариантом конградной амнезия является ретардированная амнезия - наступающая после выхода из состояния на­рушенного сознания.

По клинической динамике амнезии разделяются на регрессирующие, стационарные, прогрессирующие и ретардированные.

Выделяют также целый ряд частных клинических вариантов амнезий.

Фиксационная амнезия - нарушение запоминания текущих событий.

Больные сразу же забывают все происходившие с ними события или путаются в их последовательности. Их жизнь становится одномоментной, не связанной с прошлым. Память на прошлые события, до начала заболева­ния, сохраняется. Характерна амнестическая дезориентировка в месте, времени, ситуации: больные не могут запомнить, где они находятся, давно ли они здесь, что за люди вокруг него и т.д. Способность использовать про­шлый опыт не нарушена. Например, больной понимает, что находится в больнице, так как видит вокруг себя людей в белых халатах, но не знает профиль отделения, имя лечащего врача.

Фиксационная амнезия является основным симптомом болезни Кор­сакова. Встречается при острых экзогенно-органических нарушениях раз­личного генеза (интоксикации, черепно-мозговые травмы, инфекции, ост­рая гипоксия), реже при опухолях головного мозга, атрофических процес­сах (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера), атеросклеротической деменции.

В детском возрасте фиксационная амнезия чаще кратковременна. Для взрослых характерно более длительное течение с медленным, на протяже­нии нескольких месяцев и лет, обратным развитием либо постепенно нара­стающей динамикой.

При неврозах, острых аффективных нарушениях возникает аффектогенная (кататимная, мотивированная) амнезия - забывание событий, вызвавших сильное потрясение, волнение, происходящее по механизму вытеснения. Аффектогенная амнезия чаще всего развивается у лиц с исте-роидными чертами характера. (Иногда дополнительно выделяют истерическую амнезию — выпадение из памяти отдельных событий, неприятных или невыгодных для больного, при отсут­ствии нарушений сознания)


Вариантом аффектогенной амнезии явля­ется скотомизация памяти (от греч. з1<:о1оз - слепота, темнота) - выпаде­ние из памяти аффективно значимых событий у лиц, не имеющих истероид-ных черт характера.

Рибо (Th. Robo) [1881] описал при альтернирующем (двойном) созна­нии особый вариант амнезии - периодическую амнезию. Альтернирующее сознание встречается, в основном, при истерических нарушениях. Больные живут в двух разных состояниях сознания, при смене которых их личность полностью меняется.

В одном состоянии одна из больных была сдержана, сурова, трудолю­бива, а в другом - неугомонна, весела, кокетлива, изобретательна. Смена состояний происходила через глубокий сон, после чего больная забывала все, что имело отношение к первому состоянию, но вспоминала все, что было в другом состоянии. Обнаружив у себя беременность, в первом со­стоянии она была неприятно поражена этим обстоятельством. Убедившись в том же во втором состоянии, она отнеслась к этому совершенно иначе, легко и весело.

Временами переходы из одного состояния в другое прекращались на несколько лет, а иногда вторые состояния затягивались на несколько меся­цев. В дальнейшем она настолько освоилась со своей болезнью, что при неожиданных переходах в другое состояние, ей удавалось быстро в нем ориентироваться [Осипов В.П., 1923].

При хроническом алкоголизме наблюдается алкогольная амнезия - вы­падение из памяти событий опьянения, при отсутствии клинически заметных нарушений сознания в период опьянения. В рудиментарной форме проявля­ется в виде палимпсеста (от греч. palimpsestos- вновь соскобленный) - вы­падения памяти на отдельные подробности или детали событий опьянения. Амнестическая афазия (от греч. а - отрицательная частица, phasis -речь) - забывание названий предметов при сохранении представления о предмете. Развивается при поражении теменно-височных и теменно-заты-лочных отделов доминантного полушария при болезни Альцгеймера, орга­нических заболеваниях головного мозга, эпилепсии. В последнем случае появление амнестической афазии в постприпадочных состояниях оглушен­ности или дисфории может указывать на тенденцию к прогредиентному течению [Мнухин С.С., 1939].

Анэкфория (от греч. аn - частица со значением отрицания, ekphoreo -выносить) - нарушено воспоминание знакомых по прошлому опыту событий. Воспоминание «вертится на языке», но возникает лишь при напомина­нии или отвлечении внимания от напряженной работы памяти.

Прогрессирующая амнезия - закономерная и последовательная утрата способности запоминания с постепенным опустошением запасов памяти. Характерна для атрофических процессов головного мозга, прогрессивного паралича, органических поражений после черепно-мозговых травм, ней-роинфекций, интоксикаций, энцефалитов, в том числе и у детей. Сопро­вождается психоорганическими изменениями личности и слабоумием.

Последовательность снижения памяти происходит по закону Рибо. В первую очередь амнезируются события недавнего прошлого, а затем бо­лее давние события. Позднее приобретенные и менее прочно закреплен­ные сведения, забываются раньше, чем более давние сведения и более авто­матизированные навыки. Быстрее амнезируется менее эмоционально на­сыщенная информация, а более значимая удерживается дольше. Более сложные сведения забываются раньше, чем менее сложные.

На раннем этапе прогрессирующей амнезии появляется забывчивость, явления фиксационной амнезии. В дальнейшем хуже вспоминаются собы­тия последних лет. Эпизоды более ранних периодов детства и юности всплы­вают в памяти живо и ясно.

На поздних этапах больные забывают свой возраст, фамилию. Не узна­ют себя в зеркале, принимают свое отражение за образ незнакомого чело­века (симптом зеркала). Сведения из детства, а также эмоциональная и моторная память сохраняются дольше всего. Могут появляться экмнезии— яркие воспоминания прошлого. Воспринимаются как происходящие в дан­ный момент. Влияют на поведение, которое соответствует прошлым собы­тиям (сдвиг ситуации в прошлое, «жизнь в прошлом»).

Пожилая женщина, в прошлом военный врач, просит помочь найти ши­нель, «опаздываю в госпиталь».

Прогрессирующая гипомнезия при злокачественном течении эпилепсии, в том числе и у детей, характеризуется иной закономерностью. Она связана с развитием патологического эгоцентризма (сужением круга интересов на тех моментах, которые непосредственно касаются больного) и застреваемостью аффектов. При этом, например, лучше сохраняется в памяти то, что относится к лечению (имя врача, названия лекарств) и обидам (злопамятность).

В структуре амнезий иногда также выделяют системные или систематизи­рованные амнезии - выпадение специализированных видов памяти. К ним от­носят афазии, агнозии, апраксии. Чаще же их относят к категории неврологичес­ких расстройств.

У детей грубые и стойкие расстройства памяти относительно редки. Амнезия чаще всего наблюдается на фоне нарушенного сознания - полная при сопоре, коме, сумеречном помрачении, аменции и частичная при легком оглушении, делирии, онейроиде. Ретроградная амнезия у детей и под­ростков выражена относительно слабо и охватывает более короткий проме­жуток времени.

У подростков при первых алкогольных опьянениях наблюдаются палим­псесты. Их появлению способствуют черепно-мозговые травмы и мозго­вые инфекции, а также эпилептоидные особенности личности.

Наиболее частым расстройством памяти у детей является дисмнезия -сочетание нарушенного запоминания с нарушенным хранением и воспро­изведением. В отличие от амнезии, нарушения функций памяти при дисм-незии относительно не глубоки. Однако они приводят к нарушению запо­минания и воспроизведения вновь усвоенных сведений, прежде всего, школьных знаний, прочитанных книг. Легкие и преходящие нарушения на­блюдаются при астенических расстройствах, более выраженные и стойкие -при психоорганическом синдроме и органической деменции.

Качественные нарушения памяти - парамнезия.

Парамнезия (от греч. para - около и amnesia- забывчивость, потеря памяти) - обманы памяти, при которых с большей или меньшей настойчи­востью в сознание вторгаются образы, кажущиеся воспоминанием быв­ших когда-то событий [Корсаков С.С., 1913].

Парамнезии разделяются на конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии, феномены «уже виденного», «никогда не виденного» и др.

Псевдореминисценция - неправильное воспроизведение (смещение) событий, обычно не выходящих за рамки житейского опыта, которые могли бы случиться или имели место в действительности.

Отмечается, как правило, расстройство локализации событий во вре­мени: прошлые события сдвигаются в недавний период времени и наобо­рот - недавние события вспоминаются как происходившие давно.

Больной рассказывает, что ему вчера брали анализ крови, хотя это

было несколько дней назад.

В ряде случаев псевдореминисценции заполняют собой пробелы в па­мяти при нарушении репродукции. С.С. Корсаков называл псевдореминис­ценции «иллюзиями памяти».

Псевдореминисценции встречаются на фоне выраженной амнезии при органических заболеваниях головного мозга, корсаковском синдроме, се-нильных, сосудистых психозах.

Конфабуляция (от лат. confabulor- выдумываю, болтаю) -ложные вос­поминания. Действительные события выпадают из памяти, а пробелы за­полняются вымыслом.

Выделяют следующие клинические варианты конфабуляции:

• Замещающие конфабуляции заполняют собой пробелы в памяти. Вос­поминания носят обыденный, правдоподобный характер. Их содержание
постоянно меняется.

Замещающие конфабуляции встречаются и у детей:

При поступлении в больницу мальчик девяти лет рассказывал, что гу­лял с товарищами накануне Рождества. Они встретили неизвестного маль­чугана двенадцати лет, одетого в черное пальто, черную шапку и белые валенки. Во время ссоры его товарищ выхватил из кармана большой нож и ударил незнакомца в грудь; тот упал мертвым. Они отнесли его в ближай­ший лесок и закопали в снегу. Мальчик передавал подробности убийства со слезами на глазах.

При дальнейшем обследовании выяснилось, что дома он перенес лег­кое инфекционное заболевание, а спустя четыре дня рассказал матери о происшествии [Осипов В.П., 1923].

• Экмнестические конфабуляции - воспоминания событий прежних лет, которые заслоняют собой текущие впечатления и сдвигают ситуацию в прошлое.

• Фантастические конфабуляции - ложные воспоминания о необыч­ных или грандиозных событиях, встречах с выдающимися людьми, высокихнаградах, богатстве и т.п. Характерно повышенное, реже маниакальное настроение, еще реже депрессивное. Наблюдаются при парафренном бре­де в рамках шизофрении или маниакально-депрессивном психозе. В после­днем случае они сочетаются со снижением или выпадениями памяти.

• Бредовые конфабуляции встречаются при параноидном и парафрен­ном бреде. Их иногда называют «галлюцинациями памяти». На фоне сохранной памяти у больного появляются ложные воспоминания, отражаю­щие содержание его бредовых идей:

Больной «вспомнил», что жена несколько лет назад изменила ему, вслед за этим «припомнил» подробности этого события.

Другой больной «вспомнил», что в банк на его имя «положены милли­оны».

Наплыв обильных фантастических конфабуляции на фоне ясного со­знания называется конфабулеэом (экспансивно-конфабуляторным синдро­мом). При конфабулезе отсутствует амнезия и дезориентировка. Высказы­вания больных нередко схожи с бредом величия. Состояния конфабулеза встречаются при сыпном и брюшном тифе, малярии, риккетсиозах, разви­ваются после черепно-мозговых травм, после выхода из состояний с по­мрачением сознания.

Заполнение сознания обильными конфабуляциями обыденного содер­жания на фоне растерянности, сновидного изменения сознания с бессвяз­ным мышлением, дезориентировкой, ложными узнаваниями, называется конфабуляторной спутанностью (онирические конфабуляции). Ложная ориентировка постоянно меняется: больные считают, что они находятся не в больнице, а на свадьбе, на экскурсии, разговаривают не с врачом, а с родственником, знакомым и т.д. Конфабуляторная спутанность встречается при различных органических заболеваниях головного мозга (сенильные психозы, инфекционные и интоксикационные психозы). Кратковременные эпизоды конфабуляторной спутанности наблюдаются при сосудистых забо­леваниях головного мозга в ночное время.

Конфабуляции наблюдаются при корсаковском синдроме, органичес­ких поражений головного мозга сосудистого генеза вследствие энцефали­тов и черепно-мозговых травм и органических дементных процессов по­зднего возраста (болезни Альцгеймера, Пика и др.).

Конфабуляции у детей и младших подростков наблюдаются чаще, чем псевдореминисценции. Важную роль в появлении конфабуляции играет высокая активность воображения. Ложные воспоминания расцвечены кра­сочными или даже фантастическими деталями. Конфабуляции наблюдают­ся при патологическом фантазировании и рудиментарных парафренных со­стояниях, часто сочетаясь с бредом воображения. Например, больной ши­зофренией 14-ти лет вспоминал о «встречах с марсианами» [Мамцева В.Н., 1964].

Кроме того, у детей нередки иллюзии памяти - ошибки памяти, связан­ные с отсутствием четкого разграничения правды и вымысла.

Криптомнезия (от греч. kryptos- тайный, скрытый) - неспособность идентифицировать источник воспоминания. В своих воспоминаниях боль­ной не может различить действительно происходившие события и то, что он увидел по телевизору, во сне, прочитал в книге, услышал от товарища и т.п.

Больной увидел во сне себя на даче, после чего заявил, что в после­дние дни он находился у себя на даче.

Узнав о каком-либо открытии, больной заявляет через некоторое вре­мя, что это открытие сделал он.

Возможны и обратные случаи, когда действительно происходившие с боль­ным события воспринимаются им как увиденные во сне, прочитанные и т.п.

Криптомнезия встречается при шизофрении, органических заболева­ниях головного мозга, сенильных психозах.

Феномены «уже виденного» (deja vu), «уже слышанного» (deja vecu), «уже пережитого» (deja entendu) и др. Новая обстановка и вновь происходя­щие события воспринимаются как уже пережитые ранее, с ощущением, что все это уже происходило в точности так же, как происходит в настоящее время. Степень уверенности в этом может быть высокой. В других случаях сохраняет­ся понимание того, что это чувство не соответствует действительности.

Иногда эти феномены сопровождаются ощущением, что больной зна­ет, что произойдет в следующий момент (deja prevu). В этом случае он может заявлять, что способен предсказывать будущее.

А.И. Куприн в повести «Олеся» описывает ощущение, возникшее у Ивана Тимофеевича в момент сильной эмоциональной реакции: «...Я быс­тро повернул назад лошадь и судорожно сжал рукоятку нагайки, охвачен­ный той безумной яростью, которая ничего не видит, ни о чем не думает и ничего не боится. И вдруг странная, болезненная, тоскливая мысль про­мелькнула у меня в голове: «Все это уже происходило когда-то, много, много лет тому назад в моей жизни... Так же горячо палило солнце... Так же была залита шумящим, возбужденным народом огромная площадь... Так же обернулся я назад в припадке бешеного гнева.... Но где это было? Когда? Когда?...».

Феномены «никогда не виденного» (jamais vu), «никогда не слышан­ного» (jamais vecu), «никогда не пережитого» (jamais entendu) и др. Хорошо знакомая обстановка и привычные ситуации воспринимаются как новые, впервые увиденные, никогда не переживавшиеся ранее. Иногда больные ощущают непредсказуемость событий, невозможность предугадать, что произойдет в следующий момент (jamais prevu).

Явления deja vu, jamais vuи др. возникают внезапно, длятся несколько секунд, затем так же внезапно прекращаются. Они характерны для состоя­ний перед припадками (ауры), в ряде случаев представляют собой их экви­валент. (Относятся к категории психических припадков. Симптомы уже виденного и никогда не виденного чаще всего возникают при локализации эпилептического оча­га в правой височной доле, а симптомы уже слышанного и никогда не слышанно­го - в левой височной доле.)Кроме того, они встречаются при астении, органических пораже­ниях головного мозга. Явления deja vu могут встречаться у здоровых лиц.

Синдромы с нарушениями памяти.

Корсаковский синдром включает в себя триаду симптомов: фиксаци­онную амнезию, ретроградную амнезию и конфабуляции [Корсаков С.С.,1913].

С.С. Корсаков в 1887г. описал полиневритический психоз у больных алкого­лизмом, характеризующийся сочетанием психических расстройств (прежде всего, памяти) с полиневритом.

Это заболевание в настоящее время носит название болезни Корсакова или корсаковского психоза. Корсаковский симптомокомплекс не алкогольной этиологии не сопровождается полиневритом и называется корсаковским синд­ромом. Последний наиболее часто развивается при инфекциях и интоксикациях, встречается также при других органических поражениях (черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях).

Полиневриты проявляются картиной восходящего вялого паралича, кото­рый начинается симметрично с ног и постепенно распространяется на руки, затем на мышцы туловища, шеи, глаз. В продромальном периоде больные ощу­щают боли в конечностях, чувство онемения, отмечаются парестезии, судо­рожные подергивания. Затем появляется слабость в ногах, шаткость походки.

Постепенно развиваются атрофия мышц, миогенные контрактуры, отеки конеч­ностей, трофические нарушения кожи, исчезают рефлексы, теряется электри­ческая сократимость мышц.

Анатомически в нервных стволах обнаруживается паренхиматозный деге­неративный неврит с исчезновением миелина и распадом осевых цилиндров, реже сегментарный неврит. В головном и спинном мозге, отделах вегетативной нервной системы изменения относительно редки.

Нарушения памяти в рамках корсаковского симптомокомплекса представ­ляют собой, прежде всего, нарушение перехода информации из кратковремен­ной в долговременную память, а также нарушение процессов репродукции.

С.С. Корсаков [1913] дает следующее описание полиневритического психоза:

...Получаемые восприятия забываются сразу: врач здоровается с боль­ным, а через пять минут опять подходит к больному - и больной опять здорова­ется, не помня, что было пять минут назад. Не помнит, сколько времени он болен, не помнит даже, что он болен и не может встать: «Я залежался сегодня, сейчас встану.... Вот только сию минуту ноги свело, сейчас отпустит, и я встану». Больной утверждает, что у него нет болей в ногах, а сам периодически кричит от боли - но тут же забывает. Может читать в газете одну и ту же строчку помногу раз, каждый раз как новую. Характерно, что больные на одну и ту же ситуацию дают постоянно стереотипные реакции, произносят одну и ту же фразу, не помня, что уже говорили это. Однако больной может поиграть в карты, шашки, если его не отвлекать (после игры забывает, что играл), может шутить. Характерны также у некоторых больных ложные воспоминания - они рассказы­вают небылицы о небывалых поездках, посещениях, путают и вплетают разных лиц, перескакивают с темы. Мышление монотонно, определяется внешними впе­чатлениями, без них мыслей нет. Интересы только физические (есть, пить, спать, курить). К своему положению относятся хладнокровно, хотя иногда понимают, что памяти у них нет. Все же следы впечатлений в памяти остаются: так, при электризации больной не помнит предыдущих сеансов, но помнит электричес­кую машинку, которая вызывает у него неприятные чувства, и он догадывается, что его будут электризовать. При выздоровлении также, какое-либо событие из периода болезни вдруг вспоминается (и больше не забывается - так постепен­но восстанавливается память), однако и при выздоровлении больной еще долго смешивает то, что действительно было, и свои выдумки.

Фиксационная амнезия является центральным нарушением. Больные находятся в ясном сознании, их мыслительная деятельность в целом сохра­няется. Однако они не в состоянии запомнить никаких новых впечатлений, не могут запомнить, где они находятся, кто их окружает, какой сегодня день, что было с ними накануне или даже в этот день. Не помнят, с кем они беседовали сегодня, обедали или еще.нет. Не могут, несмотря на много­кратные повторения, запомнить имен окружающих, ряда из 3-4 цифр или слов. При фиксационной амнезии возникает омнестическоя дезориенти­ровка - во времени, месте, ситуации, окружающих лицах.

Усвоение новой информации не происходит. Кроме того, из памяти, как правило, исчезают события последних 2-3 недель (ретроградная амнезия). Сведения, которые имелись до начала заболевания, прежние знания и навыки сохраняются в памяти и адекватно воспроизводятся.

Пробелы в памяти заполняются замещающими конфабуляциями. Пос­ледние носят фантастический характер и возникают не спонтанно, а при вопросах, на которые больные не могут ответить. Помимо конфабуляций наблюдаются псевдореминисценции.

Характерно, что больные частично осознают недостаток памяти. На вопросы, касающихся текущих событий, они иногда отказываются отвечать. Нередко делают записи для памяти. Тем не менее, чаще всего при беседе они предъявляют парамнезии:

- Как долго вы находитесь в больнице? - Два или три дня [больной находится в больнице уже несколько недель]. - Почему вы попали в больни­цу? - Не могу ответить на этот вопрос. - Как зовут Вашего лечащего врача? - Я здесь недавно, еще не запомнил. - Какое сегодня число? - Я не слежу за числами. - Есть ли на отделении какие-нибудь Ваши знакомые? - Да, вот, мужчина напротив меня лежит, мы с ним вместе работаем [что не соответ­ствует действительности]. - Что Вы делали вчера? - На даче был. Помимо типичной формы полиневритического психоза, С.С. Корса­ков [1913] выделял также формы со спутанностью и с раздражитель­ной слабостью. При первой нарушения памяти заслоняются иллюзор­ными и галлюцинаторными переживаниями, беспокойством, бредом и страхом.

Вторая может проявляться в двух вариантах. При ажитированном вари­анте больные беспокойны, испытывают страх, требуют внимания к себе. При апатичном варианте заболевание внешне мало заметное, больные вя­лые, ничем не интересуются.

При стационарном течении наблюдается длительное сохранение симп­томатики на протяжении недель и месяцев (иногда даже до 2-3 лет), с после­дующим постепенным обратным развитием. Полного восстановления па­мяти, как правило, не бывает. При прогрессирующем течении возможен летальный исход.

В детском возрасте корсаковский синдром встречается редко, у детей старше 10 лет, в рудиментарной форме. При выраженной фиксационной амнезии отсутствует или не выражена ретроградная амнезия. Страдает сло­весная память (забывается имя врача, содержание беседы), меньше зри­тельная (находят свою койку, врача). Нарушены сложные формы ориенти­ровки во времени (забывают и путают дату, дни недели). Ориентируются в месте и времени суток. Парамнезии отмечаются редко.

Течение у детей относительно непродолжительное, от нескольких не­дель до 2,5 месяцев. Синдром развивается после тяжелых менингитов, в частности, туберкулезной этиологии, в отдаленном периоде черепно-мозговых травм, после эпилептического статуса. Чаще, чем у взрослых, может быть полное восстановление памяти [Ковалев В.В., 1985].

Синдром инфантильно-астенических расстройств памяти - проявля­ется дисмнезией - сочетанием затруднения запоминания с нарушением воспроизведения. При замедленном запоминании быстро забываются не­давние события и вновь усвоенные сведения. Дети осознают эти наруше­ния, часто жалуются на «потерю памяти».

Преходящие дисмнестические расстройства наблюдаются в постасте­нических состояниях при инфекциях и соматических болезнях. Через 1-3 недели лечения память восстанавливается. Стойкая дисмнезия встречает­ся при задержке психического развития и астенической форме олигофре­нии.

Психоорганический синдром (органический психосиндром) характери­зуется триадой Вальтер-Бюэля [Walther-Buel Н., 1951]:

· снижением памяти,

· снижением интеллекта

· эмоциональной лабильностью.

Он относится к специфическим расстройствам экзогенно-органического регистра.

Психоорганический синдром впервые был описан Е. Блейлером [1916] как «органический симптомокомплекс», тождественный по своим проявлениям амнестическому синдрому. Впоследствии органический симптомокомплекс по­лучил более широкую трактовку и стал использоваться вместо термина «орга­нические психические расстройства». М. Блейлер ввел названия «органический психосиндром» [1955] и «диффузный мозговой психосиндром» [1979].

Термин «органический» употребляется, во-первых, в противоположность «психическому» и, во-вторых, для указания на необратимые качественные из­менения психических функций, прежде всего, интеллекта.

Нарушаются все виды памяти. Наблюдается гипомнезия, чаще в виде дисмнезии (нарушения запоминания и воспроизведения), либо амнезия. Возможно появление конфабуляций.

Мышление конкретное, нарушена способность оценивать ситуации. Снижается способность к критической оценке своего состояния. Замедля­ется темп мышления, появляется обстоятельность, в ряде случаев - персе­верации. Уменьшается общая активность, снижаются адаптационные воз­можности.

Выраженные нарушения активного внимания могут приводить к нара­стающей дезориентировке, вначале в окружающем, а затем в собственной личности.

Эмоциональная лабильность достигает степени «недержания аффек­та». Настроение меняется по незначительным поводам, возникают бурные, но непродолжительные реакции. В процессе беседы набл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: