Сравнительный анализ методов закупок материальных ресурсов




Наименование Сущность Преимущества Недостатки
Закупка по долгосрочному контракту Частные поставки МР по мере необходимости в производстве Ускорение оборота капитала, снижение уровня запасов до нулевого Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки
Оптовые закупки Поставка МР большой партией за один раз Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат
Регулярные закупки Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода Ускорение оборота капитала, экономия площади склада Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР
Оперативные закупки по котировочным ведомостям Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижение затрат на хранение МР Постоянный контроль уровня запасов МР
Закупка с немедленной сдачей Поставка редко используемых МР различными поставщиками Своевременность и точность поставки Снижение затрат на хранение Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе

 

Одним из главных критериев выбора оптимальной стратегии и метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Для его реализации специалисты предлагают использовать базовую модель АНМ, которую разработали американские ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена для определения оптимального объема поставки материалов и количества поставок в году. Данная модель базируется на принципе минимизации общих годовых затрат, которые складываются из постоянных (на закупку) и переменных (на обслуживание складских запасов МР). Функция общих затрат записывается в виде следующего уравнения:

 

ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100, (4.2)

где Р – цена единицы материала, ден. ед.; n – количествово поставок в году, партий; М – годовая потребность в материале, физ.ед.; К – постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден. ед.; Q – объем партии поставки материалов – это постоянное количество материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.; l – норма расхода на хранение материала, %; r – альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.

В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:

 
 

Тогда количество поставок в году составит

 

n = M / Q опт. (4.4)

 

Важнейшим фактором, наряду с затратами на приобретение и доставку ресурсов, является фактор времени. Поэтому сегодня во всем мире наблюдается возрастающий интерес к стратегии закупок в режиме JIT («точно в срок»). Они требуют более частого размещения заказов у надежных поставщиков и, соответственно, более частых поставок продукции. Поэтому одним из условий реализации стратегии JIT является требование производителя хранить определенный запас материалов на складах поставщика, находящихся поблизости от предприятия. Это приведет не только к снижению затрат закупочной деятельности, но и общих логистических затрат деятельности всей цепи поставок.

Современные методы управления закупками используют принцип (правило) В. Парето 20/80, согласно которому 20% объектов обеспечивает примерно 80% результата, поэтому управленческие ресурсы должны быть направлены на эти важные объекты. В логистике применяется более широкая трактовка данного принципа, на основе которого разработана модель АВС -анализа. Сущность данного метода заключается в дифференциации всей номенклатуры закупаемых материалов по степени распределения их общей стоимости на группы А, В и С. В процессе АВС -анализа определяется количественная и стоимостная структура потребности в закупаемых материалах и выявляются резервы повышения эффективности закупочной деятельности, например, сокращение величины запасов материалов.

Таким образом, АВС -анализ предопределяет точное прогнозирование потребности в материалах, их физический контроль, надежность поставки и тщательный учет сохранности на складе предприятия. Это позволяет частично или полностью отказаться от запасов по многим ассортиментным позициям и производить закупки по мере необходимости. Поэтому знание группы, в которую входит тот или иной материал, оказывается чрезвычайно важной информацией для рационального управления логистическими процессами закупок.

Результаты АВС -анализа графически представляют кривой распределения Лоренца (рис. 4.3). По оси Х показывают долю данного вида материала в общем числе закупаемых материала (%), по оси У – долю стоимостной оценки годовой потребности в каждом виде материала в общей стоимости всех закупаемых материалов (%).

 

Рис. 4.3. Кривая распределения Лоренца

 

Анализ графика показывает, что:

- в группу А входят материалы, количество видов которых невелико
(15-20%), но на них приходится 70-80% общей стоимости закупаемых материалов. Это наиболее дорогие и значимые материалы, уровень запасов которых постоянно контролируют, поскольку их недостаток приводит к негативным финансовым последствиям. Закупки материалов данной группы требуют больших инвестиций, осуществляются регулярно и в оптимальном объеме;

- в группу В включаются материалы, количество видов которых составляет 15-50% от общего числа закупаемых материалов, а доля в общей стоимости – около 20%. Запасы этих материалов подвергаются обычному ежемесячному контролю, поскольку они имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного снабжения производства. Закупки материалов данной группы осуществляются с фиксированным интервалом времени между заказами, как правило, один раз в месяц в объеме, необходимом для выполнения производственной программы за период;

- в группе С находятся материалы, количество видов которых велико
(до 50%), а доля в общей стоимости небольшая – 2-5%. Это дешевые, второстепенные материалы, объем закупок которых весьма значительный (исходя из полугодовой потребности), поэтому контроль уровня их запасов проводится один раз в полугодие.

 

Вопросы и задания

1. В чем заключается сущность стратегического планирования закупок?

2. Дайте характеристику основным логистическим стратегиям.

3. Какие методы закупок используются в деятельности организации.

4. Проведите сравнительный анализ методов закупок материальных ресурсов.

5. Какие преимущества и недостатки имеют данные методы.

6. Опишите назначение и принципы действия модели АНМ.

7. Охарактеризуйте процесс организации закупок в режиме JIT.

8. В чем состоит сущность модели АВС -анализа?

9. Что показывает кривая распределения Лоренца?

10. Дайте характеристику материалов группы А и В.

11. Какие материалы включаются в группу С?

12. Приведите примеры применения модели АВС -анализа на практике.

 

Планирование потребности в материальных ресурсах

 

В процессе текущего и оперативного планирования потребности в МР в физических единицах для выполнения заказа или производственной программы применяются следующие подходы: на основе традиционной системы планирования, на основе системы MRP и на основе JIT -технологии.

В традиционной системе используются следующие альтернативные методы планирования:

а) эвристический – ожидаемая потребность устанавливается на основе опыта логистического менеджера;

б) стохастический – ожидаемая потребность определяется с учетом прогноза спроса и потребления в прошлом периоде;

в) детерминированный – расчет потребности в МР начинается только при поступлении заказов потребителей с учетом объема заказа, нормы расхода материала и наличия его на складе.

Выбор метода зависит от профиля фирмы, возможностей клиентов, наличия и вида складов, системы управления запасами.

При планировании потребностей в МР на основе MRP -системы используется следующая основная информация:

- основной график, где указывается объем каждого продукта, изготавливаемого в каждый период времени;

- ведомость спецификации материалов, в которой перечисляются материалы, необходимые для производства каждого продукта;

- учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.

Спецификация материалов – это упорядоченный список всех составляющих, необходимых для производства конкретной продукции. Здесь показываются материалы, комплектующие изделия, а также последовательность, в которой они используются, Допустим, организация занимается сборкой компьютеров. Для каждой единицы компьютера требуется системный блок, дисплей и клавиатура. Готовый продукт имеет уровень 0, уровень 1 – это составляющие, из которых непосредственно можно собрать единицу уровня 0, составляющие уровня 2 используются для сборки составляющих уровня 1 и так далее. Часть спецификации материалов для сборки компьютера представлена на рис. 4.4.

 

 

Рис. 4.4. Часть спецификации материалов для сборки компьютера

Процедура MRP состоит из следующих шагов:

1. Использовать основной график для определения валовой (общей) потребности в единицах материалов для производства заказанного объема продукции (уровень 0).

2. Вычесть любой уже имеющийся запас и объем заказов, которые должны поступить, и определить чистую потребность в единицах материалов уровня 0. После этого составить производственный график, указав время начала работ, обеспеченных чистой потребностью.

3. Перейти на следующий уровень. Воспользоваться спецификацией на материалы, чтобы преобразовать чистую потребность предыдущего уровня и определить валовую потребность следующего уровня.

4. По очереди проанализировать каждый материал после чего:

- вычесть запас, имеющийся в наличии, и запланированные поставки, чтобы определить необходимый дополнительный объем материалов;

- использовать время выполнения заказа и любую другую значимую информацию, чтобы определить объем заказов и время их размещения.

Если получились большие уровни материалов, вернуться к шагу 3.

5. Составить окончательное расписание поставок материалов, добавив к нему любые необходимые требования.

Материалы – это только один ресурс, а организации требуется составлять графики и по другим ресурсам: персоналу, оборудованию, финансам, транспорту, а также по всем операциям цепи поставок. Для этого используется ERP -система, которая позволяет взаимодействовать с другими организациями при помощи EDI, Интернета и других инструментов электронного бизнеса.

Технология JIT («точно в срок») предлагает иной способ планирования. Основной информацией для составления плана являются фактические и потенциальные заказы потребителей. Поэтому все виды деятельности организуются таким образом, чтобы они совершались в то время, когда необходимы. При использовании JIT -технологии продукция выпускается лишь в объеме, обеспечивающем сбыт, а материалы закупаются только в размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В обратной форме эту систему можно свести к формуле: «производится только необходимая продукция, только тогда, когда это требуется, и только в заказываемом объеме». Условием применения данного подхода к планированию МР является наличие у предприятия надежных поставщиков, осуществляющих частые поставки материалов и меньшими партиями.

Успешное развитие JIT -технологии привело к созданию JIT II – нового инновационного типа отношений производителя/потребителя с поставщиком. Сущность таких отношений заключается в том, что представитель поставщика постоянно работает в компании-покупателе, участвует в размещении заказов, имеет полный доступ во все подразделения организации, к ее информационно-компьютерной системе, а также взаимодействует с проектировщиками новых товаров и техническим персоналом. Это способствует повышению степени интеграции с потребителем, обеспечивает более совершенные коммуникации, обоснованные цены и качество поставляемой продукции, а также снижение сроков исполнения заказа.

Результаты расчета потребности в закупаемых материалах и выводы АВС-анализа являются основой для разработки бюджета и программы закупок.

 

Вопросы и задания

1. Какие подходы применяют для планирования потребностей в МР?

2. Какие методы планирования используются в традиционной системе?

3. От каких факторов зависит выбор оптимального метода планирования? 4. Опишите процедуру планирования потребностей основе MRP -системы.

5. Что такое спецификация, ее назначение?

6. Разработайте спецификацию материалов для разработки шин.

7. Опишите принципы планирования потребностей основе JIT -системы.

8. Дайте характеристику системе JIT II.

9. В чем заключаются возможности и преимущества системы JIT II?

10. Приведите примеры применения данных систем на российских промышленных предприятиях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: