Учебная практика (2 недели):
Цель практики: получение первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда в ДОШКОЛЬНОЙ образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализировать занятия учителя-логопеда и учителя начальных классов, методами и методиками обследования письменной и устной речи школьников с тяжёлыми нарушениями речи, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с тяжёлыми нарушениями речи, протоколы речевого обследования учащихся, речевые карты, умениями составления конспектов и проведения логопедических занятий на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь), с учётом возрастных особенностей учащихся; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению школьников с нарушениями речи.
Задания:
1. Общее ознакомление обучающихся с дошкольным образовательным учреждением, логопедом.
2. Ознакомление с коррекционно-образовательным процессами ДОУ
|
3. Посещение не менее пяти коррекционных занятий логопеда; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности речи учителя-логопеда) логопедических занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи
5. Ознакомление с различными видами консультационной работы логопеда (с родителями, педагогами, другими специалистами ДОУ); наблюдение за работой ПМПк ДОУ
Отчетные документы:
1. Индивидуальный план работы на период практики заполняется на две недели практики
2. Дневник практики
3. Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5) на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь),
4. Конспекты логопедических занятий индивидуальных (не менее 4-х), групповых (не менее 3) на разных этапах (постановка звука, автоматизация, дифференциация, введение в самостоятельную речь) с комплексом наглядных пособий – должен быть анализ конспекта методистом и оценка за него: зачет или незачет с замечаниями
5. Протоколы обследования речи. Речевые карты двух детей с нарушениями речи.
6. Индивидуальные рекомендации (две памятки для родителей или один бюллетень) для родителей учащихся с нарушениями речи
7. Самоанализ прохождения практики
8. Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя ДОУ, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и заверенная печатью
|
9. Мультимедийная презентация для итоговой конференции в университете
Производственная практика (2 недели):
Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-логопеда и учителя начальных классов в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями учителя-логопеда в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных особенностей;
овладение профессиональными умениями и навыками учителя-логопеда: диагностической, коррекционной, консультативной деятельностью с детьми с ТНР в условиях общеобразовательного учреждения и в С(К) ОУ V вида.
Задания:
- Полное логопедическое обследование трех детей с НР; оформление речевых карт
- Обсуждение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов трёх обследованных детей с НР
- Составление 5-ти конспектов зачетных коррекционных логопедических занятий; согласование конспектов с учителем-логопедом; проведение 5-ти зачетных логопедических занятий с оформлением сопутствующего дидактического материала;
- Проведение 2 консультаций для родителей по результатам диагностики обследованных детей с НР
- Проведение1-й консультации для педагогов с логопедом
- Посещение и анализ зачётных логопедических занятий других практикантов (не менее трех) с анализом наблюдаемых коррекционных уроков;
Отчетные документы:
|
1. Индивидуальный план работы на период практики заполняется на все две недели практики
2. Дневник практики
3. Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5)
4. Конспекты зачетных логопедических занятий индивидуальных (не менее 3), групповых (не менее 3) с комплексом наглядных пособий (с анализом урока методистом и его оценкой – подпись методиста)
5. Протоколы обследования речи. Речевые карты двух учащихся с НР.
6. Лекция или доклад для педагогического коллектива и консультативная беседа (бюллетень, памятки) для родителей.
7. Самоанализ прохождения практики
8. Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя ДОУ, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и заверенная печатью
9. Мультимедийная презентация для итоговой конференции в университете
Содержание и оформление отчетных документов:
№ п/п | Перечень отчетной документации (форма предоставления отчета) | Требования к содержанию | Сроки отчета (все документы должны бать сданы методисту на базах обучения в последний день срока практики | |||||||||
Индивидуальный план работы на период практики заполняется на все шесть недель практики | Заполняется в первую неделю практики на все шесть недель по форме
| 1-я неделя практики | ||||||||||
Дневник практики | Разделы дневника:
| Срок окончания практики | ||||||||||
Анализ просмотренных логопедических занятий (не менее 5) | Структура анализа индивидуального логопедического занятия. 1. Общие сведения о занятии. 2. Содержание занятия. 3. Организация занятия. 4. Соответствие темы, цели и задач урока программным требованиям. 5. Структура занятия 6. Методическая сторона занятия 7. Характеристика профессиональных умений логопеда 8. Качество работы логопеда 9. Выводы и предложения. Структура анализа урока учителя-логопеда на логопункте в образовательном учреждении 1. Тема урока в структуре тематического планирования (какое по счету, период). 2. Цели (образовательные, коррекционные, воспитательные с коррекционной направленностью). 3. Соответствие темы и цели урока программным требования. 4. Соответствие материала урока его целям. 5. Активизация умственной деятельности учащихся (приёмы учителя). 6. Поведение учителя в случае неправильных ответов учащихся. 7. Реализация принципа развития (речевой материал должен преподноситься в доступной форме, но задания должны быть повышенной степени сложности). 8. Необходимая или достаточная наглядность. 9. Знания учителем индивидуальных и психоэмоциональных особенностей учащихся разного возраста. Демонстрация того, как знания реализуются на уроке. 10. Разнообразие видов работ и методических приемов. 11. Темп ведения урока. 12. Заинтересованность и активность учащихся на уроке. 13. Выводы: содержание последних заданий должно показать, что цели достигнуты | Срок окончания практики | ||||||||||
Конспекты логопедических занятий индивидуальных (не менее 3), групповых (не менее 3) с комплексом наглядных пособий | Структура конспекта индивидуального логопедического занятия. Тема. Цель. Задачи (три). Лексика. Оборудование. Ход занятия поэтапно. Итог занятия. Структура конспекта группового логопедического занятия. Тема: коррекционная, лексическая, грамматическая. Цель. Задачи. Оборудование. План занятия. Поэтапный ход занятия. Итог занятия | 1-я, 2-я и 3-я недели практики | ||||||||||
Протоколы обследования речи. Речевые карты двух учащихся. | Структура речевой карты. Ф.И.О. ребёнка Возраст. Школа, класс. Национальность, родной язык, на каком языке общается в семье. Анамнестические данные. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Исследование речевой моторики. Исследование фонематического восприятия. Исследование языкового анализа и синтеза. Исследование словарного запаса. Исследование грамматического строя речи. Состояние речезрительных функций. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение | 3-я неделя практики | ||||||||||
Индивидуальные рекомендации для родителей учащихся с тяжёлыми нарушениями речи | Содержание индивидуальных рекомендаций определяется результатами обследования устной и письменной речи, неречевых процессов. | 4-я неделя практики | ||||||||||
Конспекты зачётных уроков с полным наглядно-дидактическим обеспечением в презентационном варианте -3 конспекта: по предметам лингвистического цикла, по математике и по развитию речи | Структура конспекта урока в школе для детей, посещающих занятия учителя - логопеда Тема. Тип урока. Планируемые результаты: предметные; личностные; метапредметные. Поэтапный ход урока. Итоги урока. | 4-я, недели практики | ||||||||||
Лекция или доклад для педагогического коллектива | Содержание и структура определяется в тех условиях и возникшей потребности, в которых будет находиться обучающийся-практикант | 2-я и 4-я недели практики | ||||||||||
Самоанализ прохождения практики | Структура самоанализа прохождения практики. 1. Каким образом изучали работу образовательной организации, реализующей адаптированную программу для детей с нарушениями речи? 2. Какие методы, приемы использовали при изучении состава класса? 3. Сколько логопедических занятий/уроков посетили? С какими типами занятий/уроков познакомились? 4. Какие методические приемы были заимствованы вами и использованы при проведении занятий/уроков (у кого вы позаимствовали эти приемы)? 5. Количество самостоятельно проведенных занятий/уроков. Какие занятия/уроки прошли наиболее удачно, какие вызывали затруднения? Какие наглядные пособия были изготовлены вами при подготовке к занятиям/урокам? 6. Какие трудности вы испытывали при подготовке и проведении занятий/уроков и какая помощь была оказана вам логопедом? 7. Какую работу с родителями провели и в какой форме? 8. Какие умения и навыки приобрели в процессе практики? 10. 11. Общие выводы по практике. Ее значение в овладении профессиональными умениями учителя-логопеда, ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики | Первые три дня после практики | ||||||||||
Характеристика с места прохождения практики, подтвержденная подписью руководителя образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи, и заверенная печатью | Должна содержать следующие структурные компоненты. Обучающийся (Ф.И.О.) курс________________группа___________ Образовательная организация № _______района Адрес ОО______________________________________ Телефон______________________________________ Сроки прохождения практики с __по______________ Оценка работы практиканта Учитель-логопед_______________________________ (Фамилия, имя, отчество) Отметка учителя-логопеда: _____подпись__________ Руководитель практики_________________________ (Фамилия, имя, отчество) Отметка руководителя практики___подпись_______ Печать образовательного учреждения | 4-я неделя практики | ||||||||||
Мультимедийная презентация для итоговой конференции в школе и в университете | Предоставление полной информации о прохождении практики: название; сроки; реализуемые программы (коррекционные, образовательные); знания, умения и владения, приобретённые в период практики; сколько занятий и уроков было проведено; консультирование родителей и педагогов; общие выводы по практике; предложения по улучшению организации и содержания практики. Отчёт о прохождении практики должен предоставляться в форме мультимедийной презентации | 4-я неделя практики, |