Психолого-педагогические рекомендации при акцентуациях характера




№ п/п Тип акцентуации Характеристика Рекомендации при акцентуациях
  Демонстративный тип Стремление всегда быть в центре внимания, причём иногда любой ценой, жаждет постоянного внимания к себе. Характерны упорство и инициативность, коммуникабельность, целеустремлённость, активность, организаторские способности, но быстро выдыхается. Способность к интригам, лживость и лицемерие, учёт только собственных желаний. Постоянно нуждается в множестве зрителей. Общается с тем, кто явно или не явно выражает своё восхищение им. Учёба часто повод для общения возможность проявить себя среди людей, чтобы привлечь внимание к себе. Для начала суметь распознать их хитрость. Это возможно, так как их поведение необдуманно. Поэтому требовать от них приведения конкретных фактов в обоснование их заявлений. Понимание окружающими поведения таких людей заставляет их сдерживаться от негативных поступков. Формирование у этих лиц достойных целей и мотивов поведения, переключение их на полезные дела способны сделать их полноценными членами общества. Подчёркнутое игнорирование такой личности, проявление в активной форме позиции «ты ни чем не выделяешься» является исключительно сильной мерой воздействия. Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представляет») часто является невыносимой для демонстративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, уходы из школы, попытки превратить выдумку в реальность любым способом.
  Застревающий Главной особенностью этого типа является застревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость, мстительность. Пережитое оставляет у застревающих личностей прочные следы. Честолюбие - ещё одна характерная черта застревающих личностей. Они могут быть не совсем тактичными с окружающими, стремятся оттеснить конкурентов, могут добиваться отличных показателей в учёбе. Необходимо учитывать, что даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личный контакт, поэтому педагог в процессе взаимодействия должен учитывать личностные особенности застревающего акцентуанта. В виде спонтанных бесед при любом удобном случае, общих рассуждений говорить о нецелесообразности длительных обид, мстительности, хотя бы с точки зрения разрушения психического и соматического здоровья самого обижающегося. Можно проводить психопедагогическую коррекцию и по конкретному поводу. Эта коррекция в данном случае носит ситуативный характер и связана с коррекцией отношения личности к конкретной ситуации, конкретному человеку. Своеобразный подход должен быть к ним и при обучении. Если по какому-то либо предмету подросток слабо успевает, то соответственно помощь должна быть продумана и предложена в тактичной форме. Малейшие успехи должны быть замечены, поддержаны, закреплены, иногда оправданы завышенные оценки в целях повышения уверенности и самооценки. При организации учебного процесса следует помнить, что главными чертами этого типа является повышенная утомляемость и раздражительность. Это требует внимания к режиму работы, учёбы и отдыха, продуманного их чередования. Правильно организовать умственные и физические занятия, не стоит устраивать эти занятия в обстановке соревнований, так как подросток начинает осознавать невыполняемость намеченного.
  Гипертимный С детства шумливы, общительны, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству. Нет чувства дистанции в отношении к взрослым. Учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Всегда тянутся в компанию, стремятся к лидерству. Любят риск и авантюры. Самооценка завышена. На её фоне могут возникнуть ранняя алкоголизация, токсиманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Противопоказана строгая регламентация, жёсткая дисциплина, постоянная навязчивая опека и мелочный контроль. Если же это присутствует, то повышается вероятность не только нарушения дисциплины со стороны учащегося, но вспышек гнева и конфликтов.
  Тревожный Свойственно неуверенность в себе, тревожность, мнительность, опасение за своё будущее, за своих близких. Аккуратность, серьёзность, добросовестность, рассудительность, надёжность. Нерешительность, формализм, безынициативность, самокопание, наличие навязчивых идей, мыслей. Верить в приметы, постоянные страхи. Стеснителен, застенчив, боится устанавливать новые контакты, друзей немного. Признателен за внимание к себе. Занимается, не поднимая головы, долгое время сверяет полученный результат по словарю. Аккуратно, точно, в срок выполняет работу, если дано конкретное задание. Отличаются иногда проявлением покорности. Постоянная настороженность и неуверенность в собственных силах. Боятся темноты, пустой комнаты, животных, грозы. Боятся попасть в конфликтную ситуацию, но окружающие дети, подмечая их боязливость, нередко их обижают и даже бьют. Нормализация самооценки. Воспитывать волю и смелый, мужественный характер, умение постоять за себя и дать отпор обидчикам. Учителю с такими детьми надо обращаться не слишком категорично и требовательно, переключать их внимание на глубокое осмысление учебной работы и вселять уверенность. Нужно предоставлять им большую самостоятельность. Хорошо помогает АТ + (ритмика, психогимнастика). Благодаря высокому интеллекту, перестройка может происходит на основе аргументированных доводов.
  Экзальтированный Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а так же улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Крайняя изменчивость настроений, которое меняется слишком часто, они легко переходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают, как активной, так и пассивной стороной. Привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникёрами подвержены сиюминутным настроением, порывисты. Обладают лабильностью психики. Этот тип требует доброжелательного отношения, эмоционального сопереживания. У них вслед за эмоциональным отреагированием наступает душевное расслабление, в котором он становится доступным для директивного внушения. Иногда полезны занятия АТ. Предмет особой заботы - организация межличностных отношений ребёнка в группе и семье, так как ребёнок требует постоянной поддержки, все успехи должны быть замечены, иногда лучше даже «завышенная» оценка для поддержки уверенности. Желательно для них иметь близкого друга, который может сопереживать. Именно в семье должна быть эмоциональная поддержка, взаимопонимание. Самая тяжёлая психологическая травма - эмоциональное отвержение со стороны эмоционально-значимых лиц - родных, друзей, близких, сверстников.
  Эмотивный Актуализирована потребность в сочувствии и сопереживании. Высокая изменчивость настроения вследствие чрезвычайной чувствительности. Эти дети проходят через эмоциональную депривацию. И это может иметь особо негативные последствия. Они наиболее остро реагируют на различные «проколы» в педагогическом общении. Чрезвычайно желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога, что ведёт к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Недопустима в отношениях с такими детьми фальшь, и тем более безразличие Цель помощи постепенное повышение самооценки. С ним необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором ситуации. Важно создать ситуацию самоутверждения в сферах деятельности, где они могут проявлять себя наиболее полно и естественно, но так же помочь утверждаться в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. В семье при общении противопоказаны чрезмерная опека и мелочность. Не допускать ситуаций недоброжелательного воздействия (насмешек, подозрений, несправедливых публичных обвинений). Это приводит к дальнейшему снижению самооценки и т. д. Создать условия для самоутверждения в интеллектуальном и эстетическом виде деятельности (музыке, рисовании, домашними цветами, певчими птицами и т. д.). Здесь удовольствие доставляет не только результат, но и сам процесс.
  Возбудимый Недостаточная управляемость. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, угрюмость, гневность, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, тяжеловестность поступков. Работает лишь по мере необходимости, никакой труд не становится привлекательным. Равнодушен к будущему, целиком живёт настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения более слабых. Соответствующее информирование педагогов, обучение некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения. Не идти на агрессию. Только спокойствие, уважение личности. Запрещена провокация. Основные усилия желательно направлять на то, чтобы способствовать осознанию возбудимым человеком своих недостатков и появлению у него желания их исправить, на формирование твёрдых моральных устоев, развитие сознательного контроля над своими действиями и поступками. Тормозить раздражение на начальном этапе возникновения посредством отвлечения на другие дела. Полезно также помнить, что людям такого типа нравится достаточно напряжённый труд, особенно физический.
  Педантичный Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжёлостью на подъём, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной стороной. Сильно реагирует на любое нарушение порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулёзен, добросовестен, склонен жёстко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям. Не поручать больших и срочных заданий, не дающих возможность проявить свою сверхаккуратность и точность. Не мешать следовать твёрдому распорядку дня, урока. Воспитывать у них силу воли. Установление контакта с этим типом подростков представляет большую трудность. Многие из них совершенно не выносят, когда к ним «лезут в душу». Поэтому стремясь к контакту, к установлению тёплых взаимоотношений, надо избежать излишней напористости. Необходимо создавать такие условия и ситуации, в которых подростку приходилось бы проявлять самостоятельность, определить стойкость, доказанность своих субъективных личностных отношений. Надо давать задания, которые не требуют жестокого плана, чтобы подросток мог сам найти выход из ситуаций. Больше отвлекать, побуждать к действию, вызывая интерес у подростков к какой либо сфере деятельности (спортивные секции, музыкальные, танцевальные кружки и т. д.)
  Дистимический Люди этого типа отличаются серьёзностью, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Люди такого типа являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчинятся, располагают обострённым чувством справедливости, а также замедленностью мышления. Концентрация на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всём: в поведении, в общении, в особенностях восприятия жизни, событий и других людей. Активность им не свойственна. Смотрят на мир через «тёмные очки». С этим типом детей очень трудно установить контакты. К ним нужен очень осторожный и тактичный подход. Даже в беседе наедине нужно прибегать в начале к проблемам аналогичным «анонимному обсуждению» и «зеркалу». Признаком преодоления психологического барьера, перехода к личному не формальному общению служит момент, когда подросток начинает говорить сам, по своей инициативе, иногда на тему неожиданную и далёкую от обсуждения. Останавливать его не следует, поскольку чем дальше, тем раскрытие может стать всё больше. С какого-то момента лучше постепенно направлять беседу в нужное русло. В случае осложнений для поддержания общения лучше круто перейти к новой теме. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать глубокий интерес, обширные знания этого типа. В какой-либо науки или в виде деятельности создавать ситуации, при которых он мог бы показать свои глубокие знания и умения и через это улучшить его межличностные отношения в коллективе. Для развития общения необходимо включать подростков этого типа в спортивные секции, кружки, особенно в игровые виды спорта и так же хорошо организованные коллективы, что помимо всего будет способствовать и развитию общительности.
  Циклотимный Важнейшая особенность - это смена гипертимических и дистимических состояний. Эти перемены нередки и систематичны. В гипертимической фазе - радостные эмоции, жажда деятельности, повышенная словоохотливость. В дистимеческой: печальные события не только приводят к огорчению, но и к подавленности. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.     Этому типу детей рекомендуется давать поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций. В хорошей компании сверстников во время спада настроения оказывать психологическую поддержку. Если у него подъём, побеседовать о том, чтобы подросток смог понимать свои особенности и контролировать себя.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: