Лекция 2.
План лекции:
1. Нормативно – правовая база метод. работы в школе
2. Принципы и задачи методической работы в ОУ
3. Содержание и формы методической работы в школе
4. Структура управления МР в школе
5. Критерии оценки МР в школе
Методическая работа в школе – это система методических мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства педагогов.
Нормативно – правовой основой методической работы в образовательном учреждении являются такие документы, как:
- Закон "Об образовании в РФ" от 2012 г. (ст. 34, п. 20 – о содействии в организации педагогич. объединений)
- Порядок организации образовательной деятельности;
- Устав учреждения, регламентирующем его деятельность
- муниципальные локальные акты, которые регулируют внешние и внутренние связи учреждения
- локальные, внутриучрежд. акты, регулирующие внутренние взаимоотношения (Положение о НМС, о МО, Положение о Педагогич. совете, Положение о стимулировании и поощрении за участие в методической работе),
- должностные инструкции (руководитель МО, например).
Рассматривая сущность методической работы в школе, многие исследователи считают, то она должна осуществляться в соответст- вии с определёнными принципами. Это такие принципы, как:
1. Связь с жизнью, с практикой школы. Этот принцип требует учета в процессе осуществления методической работы не только глобальных проблем современности, но и проблем, близких данному коллективу учителей.
2. Научность. Это принцип нацеливает руководителей методической работы на достижение соответствия между всей системой повышения квалификации учителей и современным уровнем науки.
|
3. Системность. Этот принцип требует подхода к методической работе как к целостной системе, оптимальность которой зависит, прежде всего, от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с учителями, от направленности на высокие конечные результаты.
4. Комплексный характер. Этот принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений методической работы.
5. Принцип систематичности, последовательности, преемственности, непрерывность. Данный принцип предусматривают охват учителей разными формами методической работы в течение всего учебного года, превращение методической работы в часть системы непрерывного образования.
6. Творческий характер, максимальная активизация учителей. Этот принцип предполагает творческий характер методической работы с учителями, обеспечивающей действенное стимулирование творческих поисков учителей.
Под методработу в образ. учреждении сегодня определён следующий круг зада ч:
1. оперативное реагирование на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам, знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики, с новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа и самоанализа педагогической деятельности;
2. организация системы методической работы в школе с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогов;
3. пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег;
4. оказание методической помощи учителям, создание собственных методических разработок, адаптация и модификация традиционных методик, индивидуальных технологий и программ;
|
5. вооружение педагогов школы наиболее эффективными способами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической деятельности и деятельности учащихся в соответствии с современными требованиями.
Содержание методической работы школы определяется современной ситуацией образования, целями и задачами конкретного образовательного учреждения.
К наиболее значимым направлениям деятельности методической службы школы относят:
o разработку и научно-методическое обеспечение процесса внедрения обновляемого содержания образования;
o модернизацию технологий обучения;
o оказание методической помощи при решении профессиональных проблем педагогов в их практической деятельности;
o развитие и саморазвитие профессионального мастерства учителей с учетом изменений образования
Формы методической работы в школе:
- Тематические педагогические советы
- Методический совет, МО по направлениям (русск. и литер, например – предметные чаще всего)
- Семинары
- Работа учителей над темами методического развития
- Предметные декады
- Обобщение педагогического опыта.
- Публикации
- Организация педагогической практики студентов ВУЗов
- Педагогический мониторинг
-Аттестация
- Портфолио педагога
- Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации
- Научно-методическая кафедра (по образовательной области).
Все многообразие форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп: фронтальные формы (семинары, практикумы, научно-практические конференции и др.); групповые формы (методические объединения, творческие микрогруппы учителей, школы передового опыта и др.); индивидуальные формы (индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и др.).
|
При этом нужно иметь в виду, что внутри фронтальных форм работы возможна работа и группового, и индивидуального характера, поэтому различие между вышеназванными группами не следует абсолютизировать.
Структура управления методической работой школы
Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается Педагогический совет. Тематика проведения педагогических советов должна быть актуальной и востребованной.
Методическая работа в школе осуществлялась также через работу Методического (НМС) совета и методических объединений.
Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы и методических объединений в отдельности.
Критерии оценки результатов методической работы в школе:
Ø рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
Ø положительный психолого-педагогический климат в школе;
Ø высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
Ø овладение современными методами обучения и воспитания;
Ø положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;
Ø высокий уровень профессиональной активности педагогов;
Ø своевременное распространение передового педагогического опыта;
Ø качественно организованная система повышения квалификации.
Методическая работа достаточно важна для школы.
Особенно, если она носит относительно непрерывный, постоянный, повседневный характер. Как отмечается в педагогической литературе, методическая работа в целом является важным звеном системыработы учителя.
Сегодня накоплен достаточно большой опыт организации методической работы в школе.
Методическая работа в школе проходит в живом, конкретном, развивающемся педагогическом коллективе – это способствует её эффективности.
Методическая работа в школе занимает также особое место и в системе внутришкольного управления. Ее особая роль в управлении школой проявляется в активизации человеческого фактора: усилении творческой направленности деятельности учителей и воспитателей.
Администрация школы, если она умело использует возможности методической работы, имеет мощное средство управления, позволяющее решить именно ту проблему, которая актуальна для школы.
………………………………………….
Обратить внимание - ж. "Методист" – очень много материалов о МР в школе: особенно из опыта работы.