Итак, как уже отмечали, что в истории философии существовали различные толкования понятия «цивилизации»: от стадий, достигших более высокого культурного уровня по сравнению с варварством до такой степени деградации культуры, которая характеризует состояние упадка общества, его гибель как локальной культуры. Как видим, существовала точка зрения, согласно которой культура и цивилизация противопоставлялись. «Когда культура умирает, её кровь свёртывается, она застывает и становится похожей на засохшее дерево»1. Всё это характеризует процесс превращения культуры в цивилизацию. Последняя понимается как заключительная стадия развития соответствующей культуры. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. По его мнению, переход от культуры к цивилизации в Европе и вообще на Западе начался в ХIХ и продолжается в ХХ в.
«Цивилизации развиваются благодаря порыву, который влечёт их от вызова через ответ к дальнейшему вызову»2. За ростом и расцветом цивилизаций следуют, по Тойнби, их надломы и распады. Он указывает на вертикальные расколы общества на более мелкие государства и общества, а также на горизонтальные его расколы на отдельные классы и слои. В связи с этим классовая борьба не представляется ему случайной и противоестественной. Но самый глубокий раскол, по его мнению, - это раскол в человеческой душе, который затрагивает чувства, поведение, жизнь людей и проявляется во всех сторонах человеческой жизни.
Согласно Канту, цивилизация начинается с установлений человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек – это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчёт. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, любезен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Такой подход Канта к рассмотрению проблемы цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества. Скорее всего, под цивилизацией надо понимать, с одной стороны, уровень развития культуры, а с другой стороны, способ освоения культурных ценностей (материальных и духовных), который определяет всю духовную жизнь, её специфику, что позволяет судить о ней как об определённой цивилизации. Это как бы два существенных признака цивилизации, позволяющие увидеть её отличие от культуры.
|
Первый признак – цивилизация как уровень развития культуры и общества – наиболее изучен в этнографической, исторической, социологической и философской литературе.
__________________________________________________________________
1. Бердяев Н.А. «Освальд Шпенглер и закат Европы». М.,1922.
2. Тойнби А. «Постижение истории». М., 1991
-8-
Другой признак цивилизации – способ освоения культуры – исследован в нашей литературе недостаточно. Вместе с тем знание этого признака важно, так как общесивенно-историческая практика развития человечества свидетельствует, что каков способ освоения культуры, такова и цивилизация. Например, мы различаем Западную и Восточную цивилизации. И сегодня продолжается спор западников и славянофилов: каким путём лучше идти России – западным или восточным? К какой цивилизации тяготеет Россия: Востока или Запада? Ведь и там и там ценности одни и те же, а способы освоения различны. На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям, понимание их функционирования, прежде всего через науку. На Востоке освоение ценностей осуществляется на основе религиозно-философских традиций. Не понять это различие культуры и цивилизации – значит отказаться от безболезненного реформирования России, которая представляет соединение двух цивилизаций – европейской и азиатской.
|
-9-
Виды цивилизаций.
Существуют цивилизации, которые характеризуются, прежде всего, уровнем развития техники. Западные исследователи (Д.Белл, З.Безжизненский) характеризуют их как «доиндустриальные», «индустриальные» и «постиндустриальные». Последние сегодня называются «информационными», «технотронными» и т.п. Действительно, каждая из названных цивилизаций имеет свой уровень развитиятехники и свои специфические способы её освоения: соединение человека с орудиями производства, его трудовые навыки и производственный опыт, формы управления производством и др. Для каждой из названных технических цивилизаций характерен свой уровень развития техники и человека как технологического субъекта. Уровень техники зависит от степени распространение того или иного типа орудий производства, прежде всего машин.
Для «доиндустриальной цивилизации » присуща качественно новая техника: водяные и ветряные мельницы, вокруг которых образуются лесопильное, сукновальное, бумажное производство. Происходит всеобщее распространение разделения труда, требующее многообразия орудий производства. Начинается быстрый прогресс «технического» сектора – умножение числа адвокатов, нотариусов, врачей, преподавателей университетов. Развивается горнодобывающая промышленность, которая сопровождалась созданием гигантских дел того времени устройства, предназначенных для откачки подземных вод и подъёма руды. В этот период царит атмосфера научных и технических открытий.
|
«Индустриальная цивилизация» связана с промышленной революцией ХVI-ХVII вв. и экономическим ростом. Промышленная революция определяет тип технической цивилизации как «индустриальной цивилизации». Качественное изменение техники связано не только с самой техникой, но и с развитием экономики: новшества зависели от потребностей и интересов рынка. Многие исследования свидетельствуют о том, что начало «индустриальной цивилизации» было положено развитием угольной промышленности, коротая в свою очередь, стимулировала развитие других отраслей производства. Таким образом, индустриальная цивилизация – это такая ступень развития общества, технологический базис которого составляет техника, заменяющая полностью усилия человека. Этот вид цивилизации характеризуется изменением всего образа жизни общества: с/х, транспорта, профессиональных навыков, образования, воспитания и культуры человека.
Эти два подхода дополняют друг друга. Человечество идёт, с точки зрения технического и технологического развития, в одном направлении – к «постиндустриальной цивилизации». Для неё характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни человека и общества. Постиндустриальная цивилизация формируется современной НТР, ко-
-10-
торая захватила страны и восточные, и западные. Под воздействием НТР оказываются основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, время творчества и время досуга. Информатика революционизирует эти периоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается время профессиональной подготовки и обучения, выдвигаются требования мобильности по отношению к изменяющимся условиям и характеру труда. Сокращается время труда, что содействует улучшению условий труда и благополучию работника. Наблюдается тенденция включения ранее безработных в производство путём перераспределения рабочего времени, сокращение рабочего дня и рабочей недели. Высвобождается время на творчество и досуг. Говоря о постиндустриальной цивилизации как о будущем человечества, мы не должны забывать о том, что эта цивилизация, являясь с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет иметь свою специфику применительно к отдельным народам, их культурам.
-11-