Игротерапия, как средство развития танцевальных способностей.




Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игр. В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.Одним из важнейших средств развития двигательных и танцевальных качеств детей является игра. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость времени и вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Современные дети мало двигаются, мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Родители и педагоги все больше обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поймать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. Она предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т.п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Среди отечественных подходов в игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Зенкевич-Евстигнеева и др.). Это эклектическая форма игротерапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники различных школ. Однако сказочную игротерапию можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть игровой процесс в значительной степени структурирован взрослым. Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается к определенной сказке.

Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а так же проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Основные задачи игровой терапии:

1. обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма

2. уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества

3. улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

4. освоить групповые правила поведения;

5. наладить контакт между родителями и детьми;

6. развить ловкость и координацию движений;

7. научиться основам для дальнейшего изучения бальной хореографии.

Педагог должен учесть интерес каждого ребёнка, сделать так, чтобы игра принесла детям радость. Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Для дошкольников занятия по хореографии желательно строить по игровому принципу. Обычно самые маленькие дети в возрасте с 3-4, посещающие занятия хореографии испытываю стресс, при их отрыве с родителями на время урока. Они очень переживают, начинают плакать, хватать родителя за руку, кричать. Приходит время педагога показать свои замечательные способности в работе с детьми. Педагог должен собрать все свои качества, и просто «превратиться в ребенка». Он должен отвлечь внимание ребенка, с помощью игр. Хореограф может собрать детей и просто с ними поиграть, чтобы отвлечь детей, помочь им забыться, сделать так, чтобы им было хорошо с ним. Педагог должен влюбить в себя детей, развить в них воображение, уважение друг к другу, коллективизм, раскрепостить, стать для них таким же человечком с богатой фантазией и внутренним миром. Когда дети понимают, что в коллективе присутствует доброта, любовь, поддержка взрослого, они раскрываются, и дарят любовь друг к другу. Они не смеются над ошибками соседа, а все вместе исправляют. Даже начало урока, которое начинается с поклона, можно элементарно начать в игровой форме, детям можно предложить представить себя в образе принцесс или принцев. Ребята сразу понимают, что надо сделать поклон как-то по-особенному, чтобы они были на самом деле похожи на тех замечательных сказочных героев из любимых мультиков. Движения становятся более грандиозными, появляется красивая осанка, красивые стопы, умение держать голову. Можно продолжить занятие в игровой форме. Для самых маленьких можно придумать различные этюды для разминки. Они будут старательно все выполнять, так как им будет очень интересно и занимательно. Для разминки им можно предложить «пойти» в зоопарк. Это разминка очень развивающая, поскольку она затрагивает не только познание нового, изучения повадков животных, но и умение изобразить их с помощью танцевальных элементов. Можно предложить «сходить в лес», где можно встретить не только животных, но и пособирать грибы, ягоды. В процессе «похода в лес» может начаться погоня волка за зайцем. Детям очень нравится быстрая смена событий. Все эти движения не только развивают все мышцы ребенка, но и учат детей окружающему нас миру.

В процессе всего занятия нужно делать небольшие перерывы, чтобы ребенок немножко отдохнул. Дети очень любят двигаться под музыку, поэтому пришлась по душе им такая очень интересная игра, которая называется «Повторяй-ка». Дети становятся в круг, выбирается водящий, который становится в центре круга. Включается музыка, водящий начинает танцевать то, что чувствует, а остальные одевают невидимый бинокль, наблюдают и запоминают за главным героем. И тут водящий с участниками меняются местами. Главный герой выбирает лучшего исполнителя его движений. Гимнастика на ковриках очень утомительное занятие для детей, они очень сильно устают, когда выполняют силовые упражнения. И хоть как-то снять напряженное состояние помогает игра. Здесь на первом месте игра «Рассыпуха», звучит музыка, и дети рассыпаются по залу словно шарики, они бегают на носочках, радуются. Музыка останавливается, дети бегут на свои коврики, и выполняют упражнения дальше, и так несколько раз. В конце занятий желательно провести игру, чтобы хоть как-то поднять настроение ребенка после долгих тренировок. Дети любят танцевальные игры: «День и ночь», «Море волнуется», «Кошки-мышки», «Почтальон». Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Физические качества - быстрота реакции, ловкость, равновесие, навыки пространственной ориентировки проявляются сами собой. Все это положительно влияет на развитие двигательных качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Различают два способа превращения обычной игротерапии в сказочную:

1. «переписывание» существующей инструкции к игре в форме сказки или притчи

2. игра придумывается к сказке. Дети младшего дошкольного возраста занимаются под образную музыку, которая развивает у них фантазию, дети могут мечтать, представляя себя в сказочных мирах. (Используются более лёгкие и простые танцевальные игры. Ролевые игры позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок и фантазий самих детей и хореографа. Прыжки и другие танцевальные движения в образах: жуков, аистят, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут, а не помешают, освоит хореографию на базовом уровне. Нужно придумать сюжет, главное, чтобы он был прост, понятен и доступен для детей данного возраста.

Такой подход на начальном этапе обучения бальным танцам позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и духовно. Благодаря интересу всех к играм вообще, дети легче запоминают движения, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы.

Изучив ритмику, дети через игру чувствуют себя уверенней в коллективе бального танца, детского сада, компании друзей. Они учатся взаимодействовать друг с другом, получают удовольствие от совместного творчества, возникают межличностные связи, увеличивается их способность к коммуникации. Игры, связанные со сказочными сюжетами, различаются не только разнообразием танцевальных движений, но и применения их в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Было замечено, что изучив танцевальную композицию, ребенок использует ее в игре. Играя, дети испытывают радость от реализации выученных танцевальных движений. Самый главный результат игры — это радость и эмоциональный подъем детей. В игре присутствует соревновательный характер, которого больше чем в других формах и средствах физической культуры. Это соответствуют воспитанию двигательно-активных способностей у детей. Игровые действия требуют всего объема способностей от ребенка это связано с тем, что для общего развития танцевальных способностей нужно многократно повторять движения с максимальной точностью, а также учитывать возможности ребёнка. От детей в первую очередь зависит точное исполнение танцевальных движений. Необходимо также чередовать методы стандартного повторения движений с максимальной скоростью и движений с минимальной скоростью. Уровень развития танцевальных способностей в настоящее время находится на невысоком уровне. Поэтому, проблема развития двигательно-активных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.

Подвижные игры различной направленности являются очень сильным средством общего совершенствования танцевальных качеств. Они же максимально позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном применении игра становится эффективным методом физического воспитания на начальном этапе изучения бальных танцев, то есть ритмики. Использование подвижных игр предусматривает включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения. За последние годы танцевальные игры все больше завоевывают интерес педагогов-хореографов. Творчески работающие педагоги широко используют и разносторонне применяют игру или ее элементы в танцевальных занятиях. А интерес к играм заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. На этапе усложнения танцевальных комбинаций и в постоянном их повторении, игры развивают у учащихся способность целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде. Игровой танец может носить как тренирующий, так и развивающий коррекционный характер.

Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом (катарсис). Включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием собственного Я и своих отношений со значимыми другими, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

Таким образом, игровая терапия предупреждает развитие у детей нервно-психических патологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим), коррекция поведенческих проблем, развитие творческого потенциала. В коллективе развиваются теплые дружеские доверительные отношения не только между ребятами, но и между педагогом и учащимися. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Педагог полностью принимает ребенка таким, какой он есть, и пытается развить в нем ощущение быть свободным в полном выражении своих чувств. С 3-5 лет у детей очень хорошо развита фантазия. Ролевые игры позволяют детям импровизировать, подражать. Это помогает детям самовыражаться в танце, развиваясь физически, духовно и эмоционально. В первую очередь, игра помогает снять напряжение не только в мышцах, но и во всем теле. Игра — это получение удовольствия, взаимодействия друг с другом, совместное творчество. Поэтому в дошкольном возрасте нужно широко использовать и применять игру или ее элементы в танцевальных занятиях.

Список, используемой литературы:

1.Журнал "Няня", Лечение Арт-игрой, 2002, № 2

2.Копытина А.И. Арт-терапия. –СПб.: Питер, 2001.- 320с: ил

3. Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников, М., 2002

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: