Конспект внеурочного занятия (классного часа)
«Толерантность - путь к миру»
По воспитанию толерантности с детьми младшего школьного возраста
Шуст Марина Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 г. Щигры Курской области»
Цель:
- познакомить обучающихся с понятиями «толерантность», «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости; показать значение толерантного поведения при взаимодействии с другими людьми;
- развить способности адекватно познавать себя и других людей;
- формировать уважительное отношение к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «толерантность», «толерантное отношение»;
- развивать осознание ребенком своего места в обществе, своей неповторимости;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, книга Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок», портрет Г.-Х. Андерсена, словарь С.И. Ожегова, видеозапись мультфильма «Гадкий утёнок», «Цветок толерантности» (на доске).
Ход занятия
I. Организационный момент. «Минутка радости»
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга, как это принято в разных странах.
Варианты приветствий:
· в нашей стране принято пожимать друг другу руку;
· в Китае люди здороваются, делая лёгкий поклон со скрещенными руками на груди;
· в Италии – горячо обнимаются;
· в Бразилии – хлопают друг друга по плечу;
· в Македонии – здороваются локтями;
· в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
|
· в Малайзии здороваются, касаясь только кончиками пальцев;
· эскимосы очень смешно здороваются: они трутся друг о друга носами;
· у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
II. Введение в тему
- Ребята, перед вами набор слов, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
+ | - |
Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. | Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
Итог обсуждения:
· Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
· Помогать, если возникнут проблемы;
· Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.
III. Знакомство с понятием. Работа с определением
- Сегодня мы с вами будем говорить о толерантности. Кто-нибудь из вас слышал это слово? Можете его объяснить?
- Ребята, мы попытаемся разобраться, что же оно означает. Попробуем решить, кто такой толерантный человек и нужно ли человеку быть толерантным.
- Посмотрите на своего соседа. Скажите друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, мы учимся в одной школе, классе и т.д.).А теперь скажите друг другу: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос, ты мальчик, а я девочка и т.д.).
|
Итог обсуждения:
Все люди разные и порой нам непросто бывает понимать друг друга, относиться хорошо к человеку, который в чём-то на нас не похож. Сохранить добрые отношения со всеми людьми нам помогает такое качество, как толерантность.
Толерантность – это терпение, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.
Игра «Толерантный человек должен...»
- Ребята, я буду произносить фразы, а вы улыбайтесь, если считаете, что так поступает толерантный человек, и хмурьтесь, если так поступает не толерантный человек.
· Поздороваться при встрече только с теми людьми, которые нравятся.
· Толкнуть одноклассника и не извиниться.
· Толкнуть старшеклассника и извиниться, ведь он сильнее, может в ответ толкнуть.
· Говорить: «Спасибо» за подарок.
· Говорить «Спасибо» только за тот подарок, который нравиться.
· Обозвать «толстяком» человека, который имеет лишний вес.
· Помочь пожилому человеку.
· Поздороваться при встрече.
- Ребята, перед выполнением этого задания, давайте с вами потренируемся показывать свои эмоции. Попробуйте нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как хитрая лиса; позлиться, как злой зверь; испугаться, как зайчик, увидевший волка.