Выбор организационной структуры службы логистики




Субъектом логистического администрирования является служба (отдел, управление) логистики в организации. В зависимости от размера организации и объема логистических процессов на предприятии формируются вертикально ориентированные организационные структуры службы логистики: линейная или штабная. Линейная организационная структура организации (рис. 10.2) наиболее простая, в ней обязанности менеджеров распределены по функциональным подсистемам логистики. Наглядно видно: кто ставит цели и задачи, кто и какие задачи решает, кто несет ответственность.

 

ДИРЕКТОР ПО ЛОГИСТИКЕ

 

ОТДЕЛ ЛОГИСТИКИ

 

 

Менеджер по Менеджер по Менеджер Менеджер по Менеджер по

транспортировке складированию запасов упаковке потреб. сервису

 

Рис. 10.2. Линейная организационная структура службы логистики

В отличие от линейной, в штабной организационной структуре (рис. 10.3) основные функции управления сосредоточены в центрах ответственности: планирования, регулирования, контроля, анализа, координации и поддержки. В процессе планирования материального потока определяют оптимальный маршрут его движения, график следования потока потребность в финансовых ресурсах для осуществления потока. Регулирование предполагает оперативное отслеживание каждого объекта потока, согласно графику движения, а также выработку и применение управленческих воздействий. В ходе контроля и анализа выявляется степень соответствия фактических параметров потока плановым и устанавливаются причины несоответствия плану. Координация и поддержка предполагает согласование действий всех служб предприятия по эффективному продвижению материального потока к потребителю.

 

Рис. 10.3. Штабная организационная структура службы логистики

Современный подход к формированию эффективной структуры управления логистикой предполагает переход от вертикальной к горизонтальной организации службы логистики. При этом создаются матричные, программно- и процессно-ориентированные организационные структуры и команды функционально-ориентированного персонала (ФОП), которые занимаются реализацией конкретного проекта или процесса (рис. 10.4).

 

Рис. 10.4. Децентрализованная программно-ориентированная оргструктура

 

Типичными функциями интегрального менеджера по логистике являются:

- установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;

- согласование логистической, маркетинговой и производственной стратегии предприятия;

- разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;

- согласование интересов поставщиков, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в логистической системе организации, а также устранение конфликтов;

- формулировка ограничений по управлению запасами в логистической системе организации;

- определение уровня инвестиций в систему управления запасами;

- разработка логистического плана и согласование его с производственным расписанием;

- определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета логистического плана;

- разработка направлений по оптимизации времени реализации логистического цикла и общих логистических издержек предприятия;

- управление персоналом логистической службы.

Реализация данных функций приведет к финансовому успеху организации и интегрированной цепи поставок в целом.

 

Вопросы и задания

1. Какие преимущества и недостатки имеют вертикально ориентированные организационные структуры службы логистики?

2. Определите состав линейной и штабной организационной структуры.

3. Какие существуют виды горизонтальной организации службы логистики на предприятии?


ГЛОССАРИЙ

АВС -анализ – один из вариантов анализа В. Парето, применяемый к группе товаров с целью проведения выборочной проверки для управления запасами.

Возвратная логистика – необходимость планировать обратный поток избыточных или нежелательных материалов или оборудования по цепи снабжения после выполнения заявки клиента.

Время выполнения заказа – полное внутреннее время обработки необходимое для того, чтобы оформить пополняемое количество в форме заказа и передать этот заказ получателю.

Время закупки (PLT) – длительность времени между принятием решения о покупке предмета и моментом его поступления на склад.

Время хранения – максимальное время, в течение которого товар может храниться на складе до использования.

Готовность – основная мера эксплуатационных характеристик системы, характеризующая ожидаемую вероятность в процентах того, что описываемая система окажется работоспособной в случайный момент времени, а не простаивающей из-за отсутствия запчастей.

Доступные запасы – запасы, доступные для обслуживания немедленного требования (неотложной потребности, срочного запроса, спроса).

Европейский стандарт нумерации (EAN) – международный стандарт идентификации продукции, применяемый для потребительских товаров и в областях бизнеса розничной торговли.

Единица складского учета (SKU) – продукция определенного вида, которая хранится на складе; имеет одну учетную запись (позицию) в инвентарной описи.

Запас готовой продукции – запас, который готов для поставки стороннему потребителю, включая предметы, которые были поставлены, но еще не занесены в счет-фактуру стороннего потребителя.

Запас для покрытия непредвиденных расходов – запас, который хранится для покрытия расходов, связанных с возможными сбоями системы, которые могут быть математически просчитаны.

Запас, управляемый поставщиком (VMI) – та часть товаров, складированного одной организацией, для которой ожидаемый заказ оценивается и требуемые для этого заказа уровни запаса устанавливаются производителем или дистрибьютором этого товара.

Изделие в работе (WIP) – общее количество изделий, находящихся в стадии обработки, между производственными стадиями или в состоянии ожидания.

Исполнение заказа – производственный или сборочный процесс, запускаемый для удовлетворения требования клиента только после размещения заказа.

Категорийное управление – управление с целью удовлетворения нужд потребителей группами продуктов, которые являются взаимозаменяемыми, в отличие от обычной ориентированности на оригинальную продукцию и брэнды.

Комплектация заказа – подбор предметов из хранения в соответствии с заказом магазина или потребителя.

Консигнационный склад – склад товаров, который держит внешний заказчик, который все еще является собственностью поставщика, но оплата за который производится только в случае продажи склада или использования складированного товара заказчиком.

Концепция JIT («точно в срок») – доктрина ориентированной на потребности системы товарного управления, которая рассматривает производство как систему, в которой все операции, включая доставку необходимых для производства материалов, происходит как раз в тот момент, когда они необходимы.

Канбан – простая система управления для координации движения материалов, подаваемых на производственную линию. Этот термин часто используется, как синоним для особой системы планирования, разработанной и применяемой корпорацией «Тойота» в Японии.

Линейный штриховой код – метод автоматической идентификации, использующий последовательности чередующихся светлых и темных штрихов различной оптической плотности в стандартном формате для точного ввода данных и символов в компьютер без использования клавиатуры.

Логистика – текущее (с привязкой по времени) позиционирование ресурсов для целей удовлетворения потребностей пользователей.

Материальная ведомость – список компонентов и других предметов, необходимых для производства изделия с указанием их требуемого количества для изготовления конечного продукта. Спецификация материалов отличается от списка частей тем, что она обычно содержит описание процесса производства и сборки продукта. Также называется протоколом (прописью) структуры производства, формулой, рецептом или списком компонентов.

Максимальный запас – выраженный в количественных, стоимостных или временных терминах верхний предел запаса предметов, который нормально не должен превышаться при хранении.

Минимальный заказ - нормально минимально допустимый объем заказа.

Минимальный запас – контрольный предел в системе управления запасами, который определяет момент, при наступлении которого должно быть произведено размещение заказа, или служит индикатором недостатка запаса определенного товара на складе.

Наличный остаток – количество единиц хранения, указанное в инвентарной описи так, как есть в данный момент на складе.

Непрерывное совершенствование (CI) – термин, который используется для описания приемов и методов управления, применяемых для определения и устранения неоправданных затрат и для общего улучшения бизнес-процессов, качества или снижения расходов.

Неудовлетворенный заказ – заказ клиента не обеспеченный доступными запасами, когда клиент готов ожидать прибытия на склад нужного товара.

Нулевой запас – часть теории «точно в срок», которая относится к сокращению вплоть до исчезновения времени простоя за счет получения нужных материалов в нужное время.

Обеспеченность запасами – текущий запас, поделенный на усредненный недельный объем заказов (недельная потребность определяется либо по прошлым заказам, либо по прогнозам).

Обусловленный заказ – обозначение, используемое в области управления учетом, когда заказ на определенный предмет имеет прямую арифметическую связь с заказом на другой предмет более высокого иерархического или порождающего уровня и когда заказ на этот предмет однозначно зависит от заказа на предмет более высокого или порождающего уровня.

Общее время выполнения – общее время от момента принятия решения о размещении заказа на закупку до момента доступности этого товара для использования. Таким образом, оно является суммой времени размещения заказа, времени выполнения закупки, времени транспортировки и времени приемки товара для конкретного заказа на закупку.

Объем максимального заказа – объем заказа, который нормально не должен быть превышен.

Округленный объем заказа – тот элемент заказа, который был добавлен к основному количеству заказа, чтобы соответствовать ограничениям, налагаемым производителем, или для оптимизации общие издержки цепи поставок.

Первичная комплектация – главное место товарного склада, на котором осуществляется комплектация заказов, не превышающих по объему грузовой поддон.

Планирование производственных ресурсов (MRP II) – метод для эффективного планирования всех ресурсов производственной компании. В идеале это включает оперативное планирование в подразделениях, финансовое планирование, и моделирование производства для получения ответа на интересующие вопросы.

Планирование материальных требований (MRP I) – система поддержки производственных и обрабатывающих предприятий по своевременной реализации продукции и закупочные заказы, использующая производственный план для конечного продукта, чтобы определить материалы, требуемые для изготовления продукции.

Принцип Парето – эвристическое правило, которое утверждает, что, когда результат является суммой многих вкладов, его мажоритарная составляющая формируется миноритарной группой поставщиков. Это правило иногда формулируется в виде правила 80/20, которое констатирует, что во многих случаях приблизительно 80% оборота (запаса и т.п.) достигается за счет приблизительно 20% клиентов, товаров или заказов. Это правило является основой АВС -анализа.

Процент отсутствия – мера эффективности реагирования компании на факт получения заказа. Процент отсутствия выражается как отношение общего числа случаев нехватки нужного товара на складе к общему числу заказов или как отношение количества номенклатурных позиций, связанных с отсутствующими запасами, определенное за время, потребовавшееся для заказа всех номенклатурных позиций, к их общему количеству.

Правила размещения – внутренние правила и процедуры для размещения запасов на товарном складе или в хранении после приемки товара.

Покрывающий заказ – последний заказ для определенного продукта в его последней стадии жизненного цикла. Этот заказ имеет такой большой объем, что полученные по нему запасы удовлетворяют все предполагаемые будущие потребности (см. ниже Покрывающие требования) для рассматриваемого продукта. Иногда применяется термин – Пожизненный заказ.

Постоянный межзаказный интервал – система управления, при которой максимальный уровень запасов вычисляется с учетом их использования во время простоя и при выполнении заказа. Запас проверяется периодически через определенное время, и объем следующего заказа определяется разницей между максимальным и текущим уровнем запаса.

Промежуточный запас – учет, выполняемый в промежутках между товарным движением на складе с целью избежать одновременного проведения разных операций.

Прогноз продаж – предсказание, проекция или оценка ожидаемых продаж за определенный будущий период времени.

Полная стоимость закупки (TAQ) – сумма всех затрат на организацию доставки предмета на склад, включая повторные заказы, стоимость транспортировки и издержки, связанные с дефицитом.

Радиочастотная идентификация (РЧИ) – технология, основанная на использовании радиометок, прикрепленных к товарам, альтернативная по отношению к технологии штрихового кодирования, делающая возможным идентификацию продукта на удалении от считывающего устройства даже при отсутствии прямой видимости товара.

Резервный запас – запас, предназначенный для покрытия расхождения между предусмотренными и реальными объемами потребления и между ожидаемым и действительным временем поставки закупочного заказа, для предотвращения недостатка во время цикла пополнения запаса. При расчете резервного запаса в расчет принимаются такие факторы, уровень обслуживания, ожидаемые флуктуации заказов и вероятные вариации времени исполнения.

Рентабельный межзаказный интервал (EOI) – интервал между заказами, который минимизирует общие инвентаризационные затраты, при заданном наборе условий, полученных с помощью анализа продаж, основанного на сравнении стоимости размещения заказа с расходами на содержание складского запаса.

Рентабельный объем заказа (EOQ) – в системах с фиксированным количеством заказов, объем заказа, который минимизирует общие инвентаризационные затраты, при заданном наборе условий, полученных с помощью анализа продаж, основанного на сравнении стоимости размещения заказа с расходами на содержание складского запаса.

Рентабельный запас – сумма наличного запаса и заказанных, но еще не полученных товаров, за вычетом проданных, но еще не доставленных заказчику товаров, за которые риск, связанный с падением цены и рыночной невостребованностью, несет компания.

Система планирования потребностей в распределении (DRP I) – способ определения необходимости пополнить список хранящихся предметов на складе отделения через определенный период времени. При этом используется метод приближения распределенного по времени заказа, когда запланированные заказы на складе отделения отсортировываются с использованием логики метода планирования материальных ресурсов.

Система планирования распределения продукции (DRP II) – распространение метода планирования материальных ресурсов на планирование ключевых ресурсов, заключенных в дистрибьюторской системе.

Система планирования предприятия (ERP) – дальнейшее развитие технологии MRP II, в котором единая система охватывает и объединяет все стороны бизнес-операций в едином приложении базы данных.

Список комплектации – выходной документ системы инвентарного контроля, определяющий те предметы по номеру части, описанию и количеству, которые должны быть выбраны из запаса, чтобы выполнить заказ клиента.

Система местоположения склада – система, которая определенным образом идентифицирует все места на товарном складе для облегчения процессов хранения и поиска товаров.

Складской стандарт (норма) – отношение запаса к, например, объему продаж, определенное в качестве стандарта и выраженное в виде процентов, или коэффициента, или количества дней, недель или месяцев.

Стоимость единицы хранения – затраты на организацию приобретения одной единицы хранения, включая все затраты на перевозку, в случае получения со стороны или общие затраты на производство, включая прямые трудовые, прямые материальные и производственные издержки в случае собственного производства.

Складская политика – практика, сложившаяся по отношению к организации уровней и расположения мест хранения запасов, и то, где и каким образом это следует делать.

Складская диспозиция – ситуация, складывающаяся в отношении конкретного продукта в определенное время, с учетом соотношения предполагаемых заказов на него и/или потребности в нем, фактического запаса и выставленных заказов на его приобретение.

Складской оборот – количество раз, которое хранимый запас оборачивается за год, обычно определяется делением стоимости годовых продаж на среднюю стоимость запаса.

Стратегический запас – запас товаров особо важных для непрерывности производственного процесса, создаваемый для компенсации длительных перебоев в поставках продуктов на склад.

Товарное расхождение (или товарная невязка) – разница между действительным товарным запасом и расчетным или зарегистрированным запасом.

Транзитные/клиринговые продукты – все материалы, компоненты или готовые продукты, находящиеся в процессе перемещения от одного пункта цепи снабжения к другому, выраженные в количественных или финансовых терминах.

«Тянущая» система – система, при которой заказы на конечный продукт пропускаются через все инстанции для выполнения требований к конечному продукту. Примером сквозной системы является процесс – Канбан «Точно в срок».

«Толкающая» система – система, при которой заказы оформляются для завершения на определенную дату, основанную на приблизительном времени исполнения, или, при которой поток материалов в производственной структуре управляется и определяется снизу.

Узел поставки – деятельность третьей стороны на товарном складе, содержащем принадлежащий поставщику запас, для доставки его потребителю и финансируемая поставщиком.

Управление запасом – планирование и управление количеством, качеством и местоположением товарных запасов.

Упущенные продажи – требования клиентов, которые не удовлетворяются из-за отсутствия товара на складе, когда клиент отказывается ждать прибытия товара на склад и уходит к другому поставщику.

Управление цепью поставок (SCM) – организация всеохватывающего бизнес-процесса, с целью осуществления прибыльной переработки сырьевых материалов или продуктов в конечный продукт и его последующей своевременной дистрибуции для удовлетворения потребностей заказчиков.

Управление материалами – планирование, организация и управление всеми аспектами инвентаризации, включая материально-техническое снабжение, хранение на складе, производственный процесс, отгрузку и распределение готовой продукции.

Уровень обслуживания – требуемая вероятность того, что заказ будет выполнен из складского запаса (для отдельных предметов и товарных групп).

Уровень повторного заказа (ROL) (или точка повторного заказа - ROP) – рассчитанный уровень запаса в системе инвентарного управления, до которого может уменьшаться количество определенного продукта и при достижении которого вызывается процедура оформления заказа для пополнения запаса.

Фактический запас – сумма наличного запаса определенного товара и количества этого товара уже заказанного на определенный период, но еще не полученного.

Фиксированный по размеру заказ – система управления, когда запас проверяется непрерывно и при уменьшении запаса до определенного объема формируется заказ фиксированного объема для восполнения убыли запаса.

Цепь поставок – полная последовательность бизнес-процессов в единичном или множественном фирменном окружении, которая делает возможным осуществление выполнения заказа клиента на определенный продукт или услугу.

Эффективное использование обратной связи с клиентами – инициатива, результатом которой является слаженная работа элементов цепи поставок, направленная на то, чтобы удовлетворить запросы потребителя лучше, быстрее и за меньшую цену.

Электронная коммерция (E-коммерция) – способ выполнения торговых операций и обмена информацией с другими компаниями, потребителями или правительственными структурами с использованием компьютера и телекоммуникационных сетей, включая Интернет.

Электронный обмен данными (ЭОД) – обмен структурированными данными между компьютерами для их автоматической обработки.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2001.

2. Иванов, Д. Логистика: стратегическая кооперация / Д. Иванов. – М.: Вершина, 2006.

3. Кристофер, М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер. – СПб.: ПИТЕР, 2004.

4. Лебедев, Ю.Г. Логистика: учебник / Ю.Г. Лебедев. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

5. Логистика: учеб. пособие / под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах / под ред. Л. Б. Миротина. – М.: ЮРИСТ, 2002.

7. Миротин, Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок: учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. – М.: Экзамен, 2004.

8. Модели и методы теории логистики / под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: ПИТЕР, 2003.

9. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. – М.: ЮНИТИ, 2003.

10. Савенкова, Т.И. Логистика: учеб. пособие / Т.И. Савенкова. – М.: Омега-Л, 2006.

11. Семененко, А. И. Логистика. Основы теории: учебник / А. И. Семененко. – СПб: Союз, 2001.

12. Сергеев, В. И. Логистика в бизнесе: учебник / В.И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Сток, Дж. Стратегическое управление логистикой / Дж. Сток, Д.М.Ламберт. – М.: ИНФРА-М, 2005.

14. Сковронек, Ч. Логистика: учебно-методическое пособие / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М.: Финансы и статистика, 2004.

15. Практикум по логистике: учеб. пособие / под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

16. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс. – М.: ЮНИТИ, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: