Характеристика волевых процессов.




Тема. Психическая регуляция деятельности человека.

Эмоции, чувства и воля

План:

1. Эмоции и чувства человека.

2. Характеристика волевых процессов.

3. Психическая регуляция поведения и деятельности.

 

Эмоции и чувства человека.

В психологической литературе и обыденной жизни наряду с понятием чувства нередко употребляются и другие — эмоции. Под эмоциями понимают внешние формы проявления, выражения чувств.

В зависимости от того, что выступает предметом потребностей и интересов человека, источником его переживаний, в психоло­гии различают:

· эмоции как исходные, первичные, простые (элементарные) переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворе­нием потребностей организма (в пище, отдыхе, самосохранении, защите от холода или жажды и т. п.), а также как формы проявле­ния более сложных эмоциональных состояний — чувств;

· чувства рассматривают как более сложные, преимущественно социально обусловленные и присущие только человеку пережи­вания: чувства любви, ненависти, дружбы, коллективизма, от­ветственности, чувства вины, одиночества, застенчивости и т.п.

Чувства — это специфически человеческие переживания, возни­кающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потреб­ностей человека как личности (потребности в общении, позна­нии, эстетические, политические, профессиональные и др.).

По направленности чувства могут быть положительные (радость, уверенность, оптимизм и т.п.) и отрицательные (угнетенность, страх, неуверенность и т.п.).

По форме проявления различают:

настроения — небольшой силы кратковременные или относи­тельно длительно функционирующие эмоциональные состояния человека;

аффекты — большой силы кратковременные чувства, вспыш­ки чувств (гнев, ненависть, панический страх и т.п.). Они харак­теризуются значительными изменениями в сознании, нарушени­ем волевого контроля и т.д.

страсти — сильные, глубокие, длительные и устойчивые пе­реживания человека. Страсть, направленная на общественно важ­ные цели, обогащает личность, ведет к выдающимся достижени­ям, подвигам. Безмерная любовь к науке, технике, искусству — это тоже проявление страсти.

Высшие чувства

К морально-политическим чувствам относятся: любовь к своей Родине, ненависть к врагам, коллективизм, положительное эмо­циональное отношение к труду, честь, достоинство, стыд, со­весть и др. Эти чувства наиболее тесно связаны с мировоззрением, с политическими и нравственными убеждениями и взглядами, с представлениями о своей Родине.

В жизни человека известное место занимают правовые чувства, в которых выражается переживание личностью своего отношения к поступкам и действиям, регулируемым различными нормами права. Высокоразвитые правовые чувства выступают существен­ным мотивом, побуждающим человека к активному исполнению правовых предписаний и удерживающим его от правонарушений.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе познаватель­ной деятельности человека и обусловливаются этой деятельнос­тью. В них выражается отношение человека к мыслям, как истин­ным, так и ложным, понятным или непонятным, вызывающим недоумение.

Эстетические чувства возникают у человека в связи с удовлет­ворением или неудовлетворением его эстетических потребностей.

Выделяют также чувства: профессиональные, семейно-бытовые, религиозные и др.

Успешность любой профессиональной деятельности во многом зависит от воспитания у специалиста адекватных потребностям профессиональной деятельности чувств и эмоциональных состоя­ний: любви к профессии, своей специальности, уверенности, кол­лективизма, любознательности, чести, личного достоинства и др.

Характеристика волевых процессов.

Воля — это психические процессы человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.

Основными признаками волевых (произвольных) действий являются:

• целеполагание (в отличие от непроизвольных, импульсив­ных действий);

• преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних труд­ностей.

В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Воля — это спо­собность контролировать свою деятельность и активно направлять ее на достижение своих целей. Она представляет особую форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-либо, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической де­ятельности, к изменению действительности в связи с потребнос­тями, намерениями, интересами человека. С помощью воли чело­век организует деятельность и управляет своим поведением.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием ре­шений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральный облик. По­этому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь че­ловек как сознательно действующая личность.

Волевое действие включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. Волевой акт начинается с воз­никновения побуждения и постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется еще и обсуждением цели действия и борь­бой мотивов, принятием решения, планированием действий, средств и способов их осуществления.

В результате борьбы мотивов человек принимает решение, что проявляется в ограничении одних побуждений от других и в окон­чательном оформлении цели деятельности, иногда совсем не со­впадающей с первоначальной. Процесс принятия решения вы­ступает как особая стадия волевого действия, требующая не толь­ко максимальной осознанности, но и решительности, ответствен­ности личности. С принятием решения наступает разрядка. Она заключается в спаде напряжения, сопровождавшего борьбу мо­тивов.

Основной этап — самый важный в волевом акте. Это ис­полнение принятого решения. В волевом действии оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

К внешним трудностям относятся препятствия, которые не зависят от действующего человека: затруднения в работе, сопро­тивление других людей, разного рода помехи и т.д. К внутренним относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека (например, отсутствие зна­ний, опыта, столкновение укоренившихся старых и нарождаю­щихся новых привычек, борьба сложившихся в прошлом отрица­тельных представлений, желаний, стремлений и чувств: совести, стыда, долга). Этот этап характеризуется напряжением сил, на­правленных на преодоление противоположно направленных мо­тивов и мобилизацию сил. В большинстве случаев внешние и внут­ренние трудности проявляются в единстве.

Заключительный этап. Его содержанием является ана­лиз и оценка волевого действия и его результатов. На этом этапе происходит спад общего напряжения, появляется чувство удов­летворения или неудовлетворения в зависимости от результатов действия и их оценки.

Воля — это прижизненно сформированная характеристика пси­хики человека. Воля имеет условно-рефлекторную природу и вы­ступает результатом суммарной деятельности всей коры головно­го мозга.

Воля человека проявляется в разнообразных личностных каче­ствах, волевых чертах.

Целеустремленность — способность личности подчинить свою деятельность и поведение общественно значимым целям.

Решительность — это волевое качество человека, благодаря которому он способен своевременно принимать обоснованные решения и без излишних колебаний выполнять их.

Энергичность и настойчивость — черты, в которых проявляется степень волевой активности человека. Как правило, люди энер­гичные бывают и настойчивыми. Настойчивые люди способны к длительному и неослабному напряжению энергии.

Выдержка и самообладание — способность человека сдерживать психическую и физическую активность, мешающую достижению.

Исполнительность — волевое качество, заключающееся в ак­тивности, старательном, систематическом и своевременном вы­полнении распоряжений и решений начальников. Исполнитель­ность тесно связана с инициативностью.

Инициативность — способность человека включать творчество в выполнение своих обязанностей. Инициативность противопо­ложна инертности, равнодушию и безразличному отношению к делу.

Смелость и храбрость выражаются в готовности человека бо­роться и преодолевать опасности. Храбрость проявляется только в борьбе с врагами, в бою. Храбрый человек может поддаваться порыву, допустить безрассудство. Смелость — это способность человека целенаправленно действовать в условиях риска, опас­ности и проявляется в различных обстоятельствах не только во­енного времени.

Самостоятельность личности проявляется в действиях, со­вершаемых в силу твердого убеждения в правильности своего поведения. Самостоятельность предполагает уверенность в сво­их силах, критичность ума, настойчивость в достижении цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые дей­ствия.

Дисциплинированность — это сплав личностных черт, обеспе­чивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

В воспитании воли большую роль играют два обстоятельства:

1) формирование мотивов волевого поведения;

2) накопление опыта волевых действий, поведения.

Воспитание воли — это длительный, целенаправленный про­цесс, опирающийся на систему внешних воздействий и самовос­питание личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: