ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Утверждено на заседании Совета Института психологии протокол № от Председатель Совета ____________ Л.А. Цветкова |
Санкт-Петербург
2017 г.
Пояснительная записка.
· Цель государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации по направлению 37.01.03 Психология является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавра 37.01.03 Психология.
После успешного прохождения Итоговой государственной аттестации выпускнику присваивается квалификация бакалавр по направлению «Психология».
Согласно ФГОС-3+ основными видами профессиональной деятельности академического бакалавра являются научно-исследовательская и практическая. Вместе с тем, научно-исследовательская и практическая деятельность в данной области научного знания дополняются компетенциями в области педагогической деятельности по профилю вуза, поэтому проверка их сформированности включена в итоговую государственную аттестацию.
· Обоснование предлагаемой структуры итоговой государственной аттестации;
Проверяемые компетенции (в соответствии с ФГОС3+) | Профессиональные задачи (в соответствии с ФГОС3+), умение решать которые проверятся на итоговой аттестации | Вид аттестации | Количество кредитов |
ОПК-1; ПК-2,4,6,7,8,9 | - участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии; - изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; - применение стандартизованных методик; - обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения; - осуществлять анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; | Защита ВКР | |
ОПК-1; ПК-6,7,8,9,10,11,12 | § анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; § предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности; § выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности; § распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации; § формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром; § изучение научной информации, российского и зарубежного опыта по тематике исследования; § применение стандартизованных методик § преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины; § участие в проведении тестирования по итогам обучения; § участие в подготовке учебно-методических материалов для обучающихся в общеобразовательных организациях; § пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества; | Государственный экзамен «Психология» |
· Принципы формирования содержания итоговой государственной аттестации бакалавров
|
|
- принцип учета готовности выпускника к постоянно изменяющейся профессиональной деятельности;
- принцип практикоориентированности как учёта основных типов профессиональных задач, к решению которых должен быть готов выпускник;
- принцип учета готовности выпускника к продолжению образования;
I. Защита выпускной квалификационной работы
Общие требования
Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом проведения государственных итоговых испытаний и имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений и профессиональных компетенций выпускника.
Выпускная квалификационная работа выполняется в течение последнего семестра обучения и представляет собой квалификационную работу в сферах: образования, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
|
2.2. Цель ВКР.
Выпускная квалификационная работа включается в итоговую аттестацию государственную аттестацию выпускников бакалавриата в соответствии с ФГОС-3+ с целью определения:
- профессиональной компетентности выпускника в процессе решения профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности.
- умений выпускника применять теоретические знания для решения конкретных профессиональных задач в области научно-исследовательской деятельности.
- умений ведения научной дискуссии и защиты собственной исследовательской позиции;
2.3. Виды ВКР по направлению:
ВКР по направлению 37.01.03. Психология может быть следующих видов:
· исследовательская работа, которая предполагает традиционный формат научного исследования, связанного с изучением, экспериментом (наблюдением), проверкой теории в целях получения научных знаний о структуре, свойствах и закономерностях изучаемого объекта (явления).
· прикладной проект, где объектом изучения выступает практическая задача, стоящая перед конкретной организацией; основной результат ВКР – практические рекомендации для решения практической задачи.
· эмпирическое исследование, которое предполагает выдвижение одной или нескольких рабочих гипотез относительно предмета и объекта исследования, сбор данных, их обработку и анализ, интерпретацию полученных результатов. Выдвигаемые гипотезы могут быть заимствованы из работ, в которых рассматриваются данная или схожая проблемы.
Требования к выбору темы ВКР
Тема ВКР может быть:
· предложена сторонним заказчиком или выпускающей кафедрой;
· предложена студентом с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.
2.5. Требования к содержанию тематики и содержанию ВКР (указываются примерные темы и конкретные требования к содержанию):
· Примерная тематика ВКР:
Тема выпускной квалификационной работе должна соответствовать проблемному полю психологии должна быть связана с научно-исследовательской деятельностью выпускающей кафедры психологии человека по теме «Психология жизненного пути: личностные и групповые процессы» и исследовательскими интересами бакалавра. Таким образом, тема выпускной квалификационной работе должна отражать психологическую и социально-психологическую проблематику, может освещать прикладные и практические вопросы психологии. Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной для современной психологии в следующих областях:
- общая психология, психология личности,
- социальная психология;
Примерные темы ВКР:
• Отношение к браку у студентов с различными жизненными ориентациями
• Взаимосвязь карьерных ориентаций и мотивов выбора профессии у старшеклассников с разным профилем обучения
• Взаимосвязь опыта межличностных отношений с представлением о дружбе у подростков
• Аксиологические аспекты профессионального самоопределения молодежи
• Психосемантическое исследование восприятия произведений классической и современной живописи юношами
• Визуальное мышление у студентов
• Взаимосвязь гендерных характеристик личности и особенностей семейных отношений в различных типах брака
• Взаимосвязь стрессоустойчивости и локуса контроля личности.
Тема, выбранная бакалавром из списка предлагаемых научными руководителями, закрепляется за ним как за исполнителем. Возможно заявление темы студентом, или ее корректировка утвержденной, все эти изменения после обсуждения на заседании кафедры должны быть отражены в протоколе заседания кафедры. На основании решения совета Института психологии РГПУ им. А.И.Герцена темы выпускных квалификационных работ утверждаются приказом ректора.
ВКР проходит предзащиту на выпускающей кафедре.
ВКР проходит две проверки на оригинальность в программе «Антиплагиат»: первая проверка за месяц до начала ГИА, и вторая проверка – во время преддипломной практики, сразу после которой текст ВКР размещается в ЭБС. Минимальный процент оригинальности для ВКР бакалавра 60%.
· Требования к содержанию ВКР
1. Соответствие проводимого исследования направлению 37.01.03 Психология.
2. Квалифицированное применение теоретических знаний и профессиональных компетенций для решения задач исследования.
3. Связь теоретических положений с практическими психологическими задачами в рамках исследования.
4. Законченность исследования и самостоятельность его выполнения, включающая в себя:
· самостоятельный характер изложения и обобщения материала;
· формулировку и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных проблем психологической теории и практики;
· самостоятельный анализ статистического, эмпирического, фактологического материала;
· самостоятельный выбор и обоснование математической модели или методов количественного анализа, используемых в работе;
· самостоятельность выводов по результатам проведенного исследования.
5. Достаточность и современность использованного библиографического материала и иных источников.
· Требования к оформлению ВКР
Для защиты бакалавром должен быть подготовлен текст выпускной квалификационной работы (объем не более 60 страниц, не включая ВКР).
1. Выпускная квалификационная работа представляется в сброшюрованном виде. Текст печатается на стандартной бумаге (210х297) через 1,5 интервала 14 кеглем, левое поле страницы - не менее 35 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм.
Вписывать в отпечатанный текст работы отдельные слова, формулы необходимо черными чернилами или черной тушью. Полностью оформленная работа должна иметь:
- титульный лист;
- оглавление (с указанием страниц каждого раздела),
- литературный текст,
- эмпирические данные в виде таблиц, графиков, схем и т.д.,
- выводы,
- заключение,
- практические рекомендации,
- список использованной литературы,
- приложение.
НУМЕРАЦИЯ СТРАНИЦ РАБОТЫ. Все страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая иллюстрации и приложение.
Номер страницы проставляется вверху страницы, выравнивание от центра. Точка после цифры не ставится. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы на титульном листе не ставится. Образец титульного листа приводится в приложении 1.
НУМЕРАЦИЯ РАЗДЕЛОВ РАБОТЫ. Разделы (главы) ВКР должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., и т.д. При этом слово "глава" не пишется. Введение и заключение не нумеруются.
Подразделы работы имеют порядковую нумерацию в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой, например: 1.1., 1.2. и т.д.
Каждая глава работы, а также разделы "Введение", "Выводы" и другие должны начинаться с новой страницы.
ТАБЛИЦЫ. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует помещать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Слово "таблица" с номером следует размещать в правом верхнем углу текстового поля над названием (заголовком таблицы). Нумерация может быть сквозной, то есть через всю работу, или по главам, при этом таблицы имеют двойной номер: первый - главы, второй - порядковый номер таблицы в главе, цифры отделяются точкой, например: 1.1.,1.2. и т.д.
Общий заголовок должен лаконично отражать содержание таблицы.
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотографии и др.) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Иллюстрации любого содержания и графического исполнения называются рисунками.
ЦИТАТЫИ ССЫЛКИ НА АВТОРОВ. Цитирование должно проводиться точно, с соблюдением всех особенностей подлинника. В тексте цитата заключается в кавычки и сопровождается ссылкой, где указываются номер источника согласно списку литературы и страница, на которой находится цитируемый текст.
После ссылки на литературный источник или после изложения чужих мыслей необходимо в скобках указать номер, под которым приводится источник в списке литературы (например, [25] или [3, C. 34], если приведена цитата). Если требуется указать работы нескольких авторов, ссылки на них даются в хронологическом порядке (например, «Многие авторы [25, 41, 48] отмечают, что…»). В тех случаях, когда ссылка требует упоминания фамилии в тексте, номер публикации дается сразу после фамилии автора в скобках. Например, "С.Л. Рубинштейн [25] утверждает, что...".
Ссылки на предыдущие страницы текста ВКР пишутся сокращенно в скобках, например: (см. С.8).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Список литературы помещается в конце ВКР. Список составляется в алфавитном порядке. Каждый литературный источник представляется в списке с полным библиографическим описанием. Нельзя помещать в список литературу, которая не упоминалась в ВКР. Запись литературных источников осуществляется следующим образом: порядковый номер арабскими цифрами, фамилия автора, инициалы, полное название книги, порядковый номер издания, номер тома арабскими цифрами, место издания, название издательства, год издания, количество страниц.
При включении в список статей из журналов указываются фамилии автора и инициалы, название статьи, название журнала без кавычек, год издания, номер журнала, страницы.
Издательства обязательно указывать в монографиях и учебных пособиях.