Импрессионизм
Импрессионизм (от слова impression - «впечатление») — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Название стиля придумал французский критик Луи Леруа, увидевший в 1874 году на выставке в фотоателье Надара картину Клода Моне «Восход солнца. Впечатление».
Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей художника действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; шире — запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического метода. Сосредоточив своё внимание на тональных отношениях, живописцы ослабили рисунок, композицию, чувство формы и материальности изображаемых предметов.
Техника
Новое течение отличалось от академической живописи как в техническом, так и в идейном плане.
В противовес академистам импрессионисты отказались от тематической заданности (философской, нравственной, религиозной, социально-политической и т.п.) искусства, от продуманных, заранее осмысленных и четко прорисованных сюжетных композиций, то есть начали борьбу с засилием «литературщины» в живописи, сосредоточив главное внимание на специфических живописных средствах - на цвете и свете; они вышли из мастерских на пленэр, где стремились за один сеанс начать и кончить работу над конкретным произведением; они отказались от темных цветов и сложных тонов (земляных, асфальтовых цветов), характерных для искусства Нового времени, перейдя на чистые яркие цвета (палитра их ограничивалась 7 - 8 красками), положенные на холст часто раздельными мазками, сознательно рассчитывая на их оптическое смешение уже в психике зрителя, чем достигался эффект особой свежести и непосредственности; вслед за Делакруа освоили и абсолютизировали цветную тень, игру цветовых рефлексов на различных поверхностях; дематериализовали предмет видимого мира, растворив его в световоздушной среде, которая составила главный предмет их внимания как истинных живописцев. И именно потому, что импрессионисты писали на пленэре, а не в ателье при холодном северном свете, их краски были такими светлыми и яркими, на лицах персонажей, изображенных на картинах, заиграли солнечные рефлексы, а контуры утратили определенность. Эта новая жизнь цвета и света, составляющая красоту полотен импрессионистов, давалась нелегко. Она предполагала глубокое знание теории цвета и неустанные наблюдения, имевшие целью передать как можно более правдиво и естественно то, что воспринимает глаз художника.
|
Французские импрессионисты
1. Оскар Клод Моне посвятил своё творчество пейзажу. В своих картинах Моне добивался впечатления мягкой вибрации воздуха. Пейзажный мотив воссоздавался им как отдельная частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутренним движением и словно выхваченная на мгновение из постоянно меняющегося потока жизни («Бульвар Капуцинок в Париже», 1873 г.).
|
Стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, избирая один и тот же определённый мотив, Моне создавал серии картин-вариаций («Стога сена», 1890— 1891 гг.; «Руанский собор», 1893—1895 гг.).
Для позднего периода творчества Моне характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде («Туман в Лондоне», 1903 г.), нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения (серия панно «Кувшинки», 1914—1922 гг.).
2. Пьер Огюст Ренуар известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к классицизму.
Когда Ренуару было 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств, там он встретился с Альфредом Сислеем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.
Выбрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж, бытовые сцены, портрет и натюрморт.
3. Илер-Жермен Эдгар де Га, или Эдгар Дега мало интересовался пейзажем, занимавшем центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги или создавая небольшие скульптуры.
|
4. Жакоб Абрам Камиль Писсарро - один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма. Писсарро начинал как ученик Камиля Коро. В этом выборе учителя уже сказалась врождённая любовь художника к пейзажной живописи. Но не меньше внимания в начале своего творческого пути Камиль Писсарро уделяет и рисунку. Уже в ранних работах художник особое внимание уделял изображению освещённых предметов в воздушной среде. Свет и воздух стали с тех пор ведущей темой в творчестве Писсарро.
Постепенно Писсарро стал освобождаться от влияния, у него созревал собственный стиль. С 1866 года палитра художника становится светлее, доминантой его сюжета становится пространство, пронизанное солнечным светом и лёгким воздухом, а свойственные нейтральные тона исчезают.
Основные сюжеты его произведений — сельские пейзажи, а также виды Парижа.
Русский импрессионизм
Импрессионизм русской школы имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XIX века. Однако в живописи «русских импрессионистов», так же как и во французской, доминируют предметность, материальность.
По словам В. Филиппова, он проявился в условиях «ускоренного развития», отчего образовалась смесь различных стилистических направлений и его растянутое, продленное во времени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, что определяет его «деревенский» характер и так называемый «культ этюда». Очевидно генетическое родство импрессионизма с реализмом: Константин Коровин учился у Алексея Саврасова и дружил с Исааком Левитаном, Валентин Серов был учеником и другом Ильи Репина. Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника.
Русские импрессионисты
1. Константин Алексеевич Коровин (23 ноября 1861 года -1939, Париж) — русский живописец, педагог и писатель.
В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова и Василия Поленова.
Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды (1894 и 1897) совершил путешествие на Север, посетив северную Норвегию, шведскую Лапландию. Посетил Париж, где познакомился с импрессионизмом. Именно Коровина часто называют родоначальником нового направления в России. Его работа «Портрет хористки», написанная в 1883 году, стала первой ласточкой импрессионизма. Портретный этюд был написан Коровиным всего за один час. Фактурное письмо широкими сочными мазками придает образу конкретную форму, господствующие голубые и желтые тона, свободные мазки белил привносят в изображение ощущение воздушности и легкости.
В 1900-х годах художник активно работал в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, операм и балетам.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах.
2. Валентин Александрович Серов — русский живописец и график, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств. Его знаменитую «Девочку с персиками» до настоящего времени считают эталоном отечественного портретного импрессионизма. Запечатлеть свежесть и трепет ускользающего мгновения, в то же время остановить его – те задачи, над решениями которых больше месяца трудился художник, создавая картину. Легкая и непринужденная вибрация мазка, насыщенность световыми эффектами, тонкая фактура, фрагментарная трактовка увиденных предметов – черты, роднящие полотно «Девочка с персиками» с импрессионизмом. Идеи нового направления пришли в творчество Серова во многом под влиянием его близкого друга и наставника Константина Коровина.
3. Игорь Эммануилович Грабарь — русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты. Художник попал под очарование живописи импрессионистов в 1895 году во время поездки в Европу. Уже в 1903 году картиной «Зимний вечер» был обозначен переход к новой манере письма. С увлечением и азартом написанная на пленэре годом позже, картина «Мартовский снег» стала самым ярким по фактуре и мысли импрессионистическим полотном. Главный герой картины – слепящий глаза белый снег, которому художник подарил большую часть холста. На снежном просторе можно увидеть девушку-крестьянку, несущую воду в коромыслах – она играет роль знакового акцента, позволяющего придать картине атмосферу «русскости».