Коррекционная работа строится с учетом новых данных, полученных в результате клинико-педагогического обследования, базируется на знании голосового дефекта разных нозологических форм и учете личностных психологических особенностей детей, таких как фиксированность на дефекте и определение ведущего канала сенсорной модальности.
Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки состояния голосового аппарата, коммуникативных возможностей и личностных психологических особенностей.
Логопедическая (фонопедическая) работа подчинена общедидактическим принципам: последовательность, систематичность, активность и сознательность обучения, мотивированность, необходимость учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки голосового аппарата, включает медицинские мероприятия, психотерапевтическое и логопедическое воздействие.
Основная задача реабилитационных мероприятий — устранение этиологического фактора, формирование оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.
Фонопедическая работа подразделяется на 3 этапа:
I — подготовительный, II — формирование нового механизма голосообразования, III — закрепление и автоматизация речевого стереотипа.
Задача подготовительного этапа заключается: во всестороннем обследовании ребенка с целью составления плана дальнейшей коррекционной программы; в ослаблении патологических речевых связей; активном сознательном включении в тренировку; подготовке дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата к последующим голосовым тренировкам; развитии речевого слуха; координации общей и мелкой моторики.
|
Задачей следующего этапа является активное формирование навыков речевого дыхания, воспитание нового стереотипа голосообразования, предполагающего оптимальное звучание голоса при минимальном мышечном напряжении.
Задача заключительного этапа состоит в закреплении полученных навыков, расширении диапазона звучания и развитии выносливости к голосовым нагрузкам.
Цель восстановительного лечения голосовых нарушений реализуется в двух направлениях:
1— восстановление органической структуры артикуляционного и голосового аппарата;
2— коррекция поведения и личности говорящего и выработка правильных голосовых стереотипов и техники голосообразования.
Для достижения оптимальных функциональных результатов могут быть использованы фонохирургия, медикаментозное лечение; применены различные приборы для тренировок, психотерапия, голосовой тренинг.
Конечный результат восстановительного лечения определяется получением оптимального акустического результата при наименьшем мышечном напряжении.
В процессе тренировок следует добиваться умения изменять тональность, интенсивность звучания в специальных упражнениях, а главное — сформировать навык голосообразования в процессе спонтанной речи.
Автор рассматривает эту проблему с позиции оптимизации, которая позволяет при минимально необходимых затратах времени и усилий логопеда и обучающегося получить максимальные результаты.
Оптимизация представляет целенаправленное воздействие на основе закономерностей и принципов обучения, выбор наилучших вариантов, современных форм и методов для разработки системы педагогического воздействия в целом.
|
Коррекционно-педагогическая работа по восстановлению голоса у детей с нарушениями голоса базируется на общедидактических принципах, а также принципах специальной педагогики.
Ведущий принцип дидактики, положенный в основу обучения — принцип активности. Нельзя говорить об эффективности обучения без формирования творческого и самостоятельного умения достижения поставленной цели. Важнейшая задача логопеда — обеспечить активность обучающегося.
Не менее существенным принципом является мотивированность обучения. Каждый пациент, начинающий работу над развитием своего голоса, должен понимать необходимость занятий. У тренирующегося должна быть сформирована потребность активно и сознательно работать, знать реальную перспективу тренировок. Следует помнить, что, говоря о мотивированности коррекции нарушенной функции, мы одновременно решаем проблему профилактики нарушений голоса в будущем.
Мотивация обучения позволяет последовательно и систематично усложнять конкретные педагогические задачи, которые не всегда одинаково интересны для ребенка. Они могут быть слишком просты и поэтому неинтересны или настолько сложны, что, пытаясь их решить, обучающийся понимает, что это ему не по силам, что в свою очередь вызывает отчаяние и мешает восстановительному процессу.
Эффективность коррекционной работы достигается благодаря этапности, системности и концентричности в подаче материала.
|
При выборе упражнений для реализации конкретных задач следует подбирать упражнения несколько более сложные, чем те, которые может выполнить подросток, но не настолько сложные, чем те, которые он и не пытается повторить {принцип развивающего обучения). Упражнения по формированию и развитию дыхания, органов артикуляции, формированию навыков голосообразования и голосоведения, расширению диапазона звучания постепенно усложняются на протяжении всего курса логопедических занятий.
=> Любое обучение — это обучение той или иной деятельности через ведущую деятельность. Воспитание, коррекция, формирование, развитие голоса — это обучение речевой деятельности при помощи родного языка. В процессе обучения те операции, которые мы учим производить, становятся из сознательных (осознанных) — бессознательными, из целенаправленных — автоматическими.
Комплексное ортофоническое воздействие патогенетичеки обусловлено и при гипотонусных состояниях имеет стимулирующее действие, а при гипертонусных дисфониях направлено на релаксацию мышечного аппарата.
Большое значение в нашей работе уделяется рациональной психотерапии, которая позволяет добиться активного и сознательного включения ребенка в процесс реабилитации, мобилизовать его силы на преодоление трудностей, воспитывает волю, целеустремленность.
Успех коррекционной работы во многом зависит от того, какая обстановка окружает ребенка дома, как осуществляется контроль за занятиями в домашней обстановке, поэтому большое внимание следует уделять работе с родителями, объясняя им причины и механизм нарушения голоса их ребенка, а также важность дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений.
С целью предупреждения нарушений голоса у детей автором разработан курс занятий, позволяющий познакомиться с гигиеной голоса и техникой выразительной речи. Практическая часть предполагает тренинговые занятия по воспитанию выносливого голоса, развитию его диапазона, обучению технике фонационного дыхания, выработке мягкой атаки голосообразования.
На основании данных, полученных при клиническом и логопедическом обследовании, для каждого ребенка составляют индивидуальную программу, направленную на расширение диапазона звучания и совершенствование природных данных. При этом учитывают характер смыкания голосовых складок, индивидуальные психологические и характерологические особенности детей. Программа реабилитационных мероприятий составляется с учетом комплексной оценки голосового аппарата, включает медицинские оздоровительные мероприятия, педагогическое и психотерапевтическое воздействие.
Основная задача состоит в устранении ошибок фонационного дыхания, создании оптимальных условий резонирования, так как от этого зависит не только качество звучания, но и предупреждение заболеваний гортани в будущем. Неправильная техника речи чаще всего является причиной голосовых расстройств. В этой связи одно из ведущих мест в процессе ре абилитации голоса у детей с нарушениями голоса занимает постановка или воспитание голоса, а также и психотерапевтическое воздействие, направленное на активное участие ребенка в процессе формирования и развития голоса.
Под постановкой (воспитанием) голоса понимается развитие определенных навыков голосообразования и голосоведения в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Основная цель — добиться выносливости голосового аппарата к интенсивным речевым нагрузкам и обеспечить возможность его работы с минимальной затратой энергии, но с максимальным акустическим эффектом.
В соответствии с принципами специальной педагогики логопедическая работа проводится под контролем слуховых, зрительных и тактильно-вибрационных мышечных ощущений, то есть с максимальным использованием сохранных анализаторов. Задания постепенно и дозированно усложняются.
Комплекс реабилитационных мероприятий включает следующие разделы: психотерапию, работу над фонационным дыханием, развитие артикуляционно-резонаторной системы, расширение диапазона звучания, развитие речевого слуха и работу по координации как общей, так и речевой моторики.