РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Урок 1
Упражнение 1. Дайте русскую транскрипцию гласных в слогах.
Слоги по порядку |
1 2 3 1 2 3 1 2 3 |
i-gi-tur an-te vir-gi-nes |
ju-ve nes у э э fu-e-re a-ma-bi-les |
se-nis su-pe-ros gy-rus |
ha-be-bit fi-ni-re и и э do-lo-res |
in-fe-ros ne-mi-ni ec-ce |
Упражнение 2. Дайте русскую транскрипцию гласных и дифтонгов.
Слоги | ||||||||||||
cauda | ау | а | linea | neuralgia | ||||||||
cochlea | о | э | а | mulier | pancreas | |||||||
area | pnoë | myalgia | ||||||||||
poēma | neuter | paediater | ||||||||||
aĕr | splenium | perpetuo | э | э | у | о |
Упражнение 3. Подумайте,к каким латинским словам восходят предлагаемые русские слова.
сенат | ареал | ||
супер-клей | гектар | ||
финиш | аэробус | ||
линейка | нейтральный |
Урок 2
Упражнение 1. Прочитайте слова, дайте русскую транскрипцию подчёркнутых согласных.
v o x | в, кс | j us | s uperior | re q uiem | |||
c laman s | prae s en s | G a j u s | s ae c ula | ||||
de s erto | q ui v i s | ra s a | vinco | ||||
tra h unt | х | velo c iter | h o c | х, к | vin c i s | ||
vo l en s | c ra s | c ita t um | qu ae |
Упражнение 2. Прочитайте, дайте русскую транскрипцию слов.
Сочетание | Русская транскр. | Примеры | ||
Написание | Произношение | Перевод | ||
ngu | [нгв] | sánguis sublinguális | кровь подъязычный | |
ti | [ци] | substántia solútio áctio | вещество | |
раствор | ||||
действие | ||||
[ти] | míxtio | смешивание | ||
nominatívus | именительный падеж | |||
su | [св] | suádeo | советую | |
suávitas | удовольствие | |||
[су] | súis | своим, своими | ||
súae | свои | |||
ch | [х] | cóchlea chóndros | улитка | |
хрящ | ||||
ph | [ф] | prophyláxis | профилактика | |
phárynx | глотка | |||
rh | [р] | rhomb- encéphalon | ромбический мозг | |
th | [т] | thesáurum | сокровище | |
Theodórus | Теодор |
|
Упражнение 3. Прочитайте.
Nérvus – нерв, béne – хорошо, génu – колено, líttera – буква, meátus – проход, sémen – семя, vitamínum – витамин.
Insanábilis – неизлечимый, januárius – январь, júvenis – юноша, hypotonía – гипотония, amýgdala – миндаль.
Anaemía – малокровие, paediáter – педиатр, aetas – век.
Áuris – ухо, áura – дуновение, neurítis – воспаление нерва, leukaemía – белокровие, aneurýsma – аневризма.
Cérebrum – мозг, cérvix – шея, cíto – быстро, céntum – сто, séctio – сечение, coccygéus – копчиковый, caeméntum – камень, críticus – решающий, переломный, cáusa – причина.
Hábitus – габитус, внешний вид, hiásma – перекрест, hérba – трава, háema – кровь.
Jus – право, júvenis – молодой, Jésus – Иисус, injéctio – инъекция.
Lux – свет, lumbális – поясничный, lábor – труд, lócus – место, lóngus – длинный, colúmna – столб, medúlla – костный мозг.
Státus – положение и состояние, úsus – употребление, incisúra – вырезка, systéma – система, organísmus – организм.
Rádix – корень, vértex – верхушка, méninx – мозговая оболочка, máximus – наибольший.
Quotídie – ежедневно, líquor – жидкость, antíquus – древний.
Hýmnus – гимн, хвалебная песнь; hypertonía – гипертония, hypotonía – гипотония.
Упражнение 4. Прочитайте.
Polinucleáris – многоядерный, séctio caesárea – кесарево сечение, thálamus – зрительный бугор, glóbulus – шарик, tríplex – тройной, reconvalescéntia – выздоровление, hirúdo – пиявка, bilaterális – двусторонний, propaedéutica – введение в науку, púnctio – прокол, múltiplex – множественный, púlsus fréquens – учащённый пульс, membrána arachnoídea – паутинная оболочка мозга, aequális – равный, neuróma – опухоль по типу нервной ткани, paediáter – детский врач, gángleon – нервный узел.
|
Упражнение 5. Подумайте к каким латинским словам восходят данные русские слова.
литература | секция | ||
церебральный | критик | ||
цент | гербарий | ||
процент | люкс | ||
гирудотерапия | глобус |
Урок 3
Упражнение 1. Определите в данных словах долготу второго от конца слога.
д., к. | д., к. | ||
medulla (спинной мозг) | dentātum (зубчатое) | ||
termināle (конечное) | д. | fissūra (щель) | |
anterior (передний) | posterior (задний) | ||
substantia (вещество) | intermedius (промежуточный) | ||
columna (столб) | grisea (серая) | ||
spongiōsa ( губчатая) | formatio (формация) | ||
inferior (нижний) | nucleus (ядро) | ||
encephălon (головной мозг) | к. | gracĭlis (тонкий) | |
pyrămis (пирамида) | ambiguus (двоякий) | ||
motorius (двигательный) | lamĭna (пластинка) |
Упражнение 2. Расставьте ударениев двусложных словах в соответствии с правилами.
Flavus – жёлтый, aether – эфир, vulnus – рана, aden – железа,
caelum – небо, cortex – кора, dolor – боль, ego – я, felix – счастливый, frater – брат, ipse – сам.
Упражнение 3. Расставьте ударениев многосложных словах с надстрочным знаком долготы в соответствии с правилами.
|
Formōsus – красивый, perforātus – продырявленный, parvicellulāris – мелкоклеточный, gingīva – десна, apertūra – отверстие, gaudeāmus – давайте веселиться, vidēre – видеть, professōres – учителя, laboriōsus – работящий, gingīva – десна, fissūra – трещина, щель, lumbālis – поясничный, pulvīnar – подушка, rubrospinālis – красноядерный, commissūra – спайка.
Упражнение 4. Расставьте ударение в многосложных словах с надстрочным знаком краткости в соответствии с правилами.
Periŏdus critĭca – критический период, acustĭcus – слуховой, canalicŭlus – каналец, cognĭtus – познанный, communĭcans – соединительный, congenĭtus – врожденый, dividĕre – делить, vincĕre – побеждать, оphthalmĭcus – глазной, prosencephǎlon – передний мозг, paralўsis – паралич, mobĭlis – подвижный, foveŏla – ямочка.
Упражнение 5. Расставьте ударение в многосложных словах без надстрочных знаков в соответствии с правилами.
Medicamentum – лекарство, chirurgus – хирург, processus – отросток, receptus – принятый, rotundus – круглый, sinister – левый, tegmentum – покрышка, transversus – поперечный, unguentum – мазь, internus – внутренний, juventus – молодость, tonsilla – миндалина, cerebellum – мозжечок, curatio – лечение, pancreas – поджелудочная железа, sigmoideus – сигмовидный, ellipsoideus – эллипсовидный, eminentia – возвышение, exspiratio – выдох, granulatio – грануляция, hydrogenium – кислород, infectio – заражение, lambdoideus – лямбдовидный, olfactorius – обонятельный, necessarius – необходимый, praevenio – предупреждаю, pterygoideus – крыловидный, reanimatio – оживление, sensorius – чувствительный, superior – верхний, tristitia – печаль.
Упражнение 6. Какие слова и части слов из упражнения 5 заимствованы русским языком?
медикаменты | хирург |
Лексический минимум 1
1. ala, ae, f 2. apertūra, ae, f 3. area, ae, f 4. arteria, ae, f 5. capsŭla, ae, f 6. cauda, ae, f 7. cisterna, ae,f 8. cochlea, ae 9. columna, ae, f 10. commissūra, ae, f 11. corōna, ae, f 12. eminentia, ae, f 13. fibra, ae, f 14. fimbria,ae, f 15. fissūra, ae, f 16. fossa, ae, f 17. habenŭla, ae, f 18. incisūra, ae, f 19. insŭla, ae, f 20. intumescentia, ae, f 21. lamĭna, ae, f 22. linea, ae, f 23. lingua, ae, f 24. lingŭla, ae, f 25. medulla, ae, f 26. olīva, ae, f 27. stria, ae, f 28. substantia, ae, f 29. tela, ae, f 30. tenia, ae, f 31. tonsilla, ae, f 32. uvŭla, ae, f 33. zona, ae, f | крыло апертура, отверстие поле артерия капсула хвост цистерна, полость, пространство улитка, передняя часть ушного лабиринта столб спайка венец возвышение, выступ ткань, волокно бахромка щель ямка поводок вырезка островок утолщение пластинка линия язык язычок костный (спинной) мозг олива полоска вещество, субстанция ткань лента миндалина язычок зона, пояс |
Урок 4
Упражнение 1. Восстановите полные формы Gen.sg. по образцу.
Nom. sg. | Gen. sg. | Nom. sg. | Gen. sg |
caverna, ae, f | cisterna, ae, f | ||
axis, is, f | aurum, i, n | ||
circŭlus, i, m | circŭli | collēga, ae, m | |
corōna, ae, f | contagium, i, n | ||
domus, us, f. | gelu, us, n | ||
аnĭmus, i, m | atrium, i, n |
Упражнение 2. Найдите основу, определите род и склонение следующих существительных.
Словарные формы | Основа | Род | Склонение |
bulbus, bulbi, m | |||
cerebrum, cerebri, n | |||
corōna, corōnae, f | |||
forāmen, foramĭnis, n | |||
caput, capĭtis, n | capit- | средний | |
tractus, tractus, m | |||
pons, pontis, m | |||
columna, columnae, f | |||
opus, opĕris, n | |||
dies, diēi, f | |||
cornu, cornus, n | |||
funicŭlus, funicŭli, m | |||
brachium, brachii, n |
Упражнение 3. Запишите в таблицу производные от слов caput, capĭtis, n – голова и opus, opĕris, n – деяние.
капитал | опера |
капит… | опер… |
капит… | опер… |
капит… | опер… |
капит… | опер… |
Лексический минимум 2
1. bulbus, i, m 2. collicŭlus, i, m 3. conus, i, m 4. cuneus, i, m 5. epithalămus, i, m 6. fascicŭlus, i, m 7. floccŭlus, i, m 8. funicŭlus, i, m 9. globus, i, m 10. gyrus, i, m 11. hippocampus, i, m 12. hypothalămus, i, m 13. isthmus, i, m 14. lemniscus, i m 15. lobŭlus, i, m 16. lobus, i, m 17. locus, i, m 18. metathalămus, i, m 19. nervus, i, m 20. nodŭlus, i, m 21. nucleus, i, m 22. peduncŭlus, i, m 23. polus, i, m 24. ramus, i, m 25. sulcus, i, m 26. thalămus, i, m 27. uncus, i, m 28. ventricŭlus, i, m | луковица бугорок конус клин эпиталамус пучок клочок канатик шар извилина гиппокамп гипоталамус перешеек петля долька доля место метаталамус нерв узелок ядро ножка полюс ветвь борозда таламус крючок желудочек |
Урок 5
Упражнение 1. Переведите на русский язык существительные, определите их основу и склонение.
ala, ae, f | крыло | al-, 1 |
commissūra, ae, f | ||
fascicŭlus, i, m | ||
fissūra, ae, | ||
fossa, ae, | ||
gyrus, i, m | ||
habenŭla, ae, f | ||
isthmus, i, m | ||
lamĭna, ae, f | ||
lemniscus, i m | ||
peduncŭlus, i, m | ||
ventricŭlus, i, m |
Упражнение 2. Переведите существительные на латинский язык, определите их склонение.
улитка | ||
ядро | ||
возвышение | ||
утолщение | ||
шар | globus, i, m | |
хвост | ||
пучок | ||
гиппокамп | ||
луковица | ||
венец | ||
борозда | ||
ножка |
Упражнение 3. Образуйте от данных существительных формы Gen. sg. и Nom. pl.
Nom.sg. | Gen. sg. | Nom. pl. |
fissūra | fissūrae | fissūrae |
lobus | ||
velum | ||
cavum | ||
corōna | ||
gyrus | ||
nucleus | ||
ramus | ||
linea |
Упражнение 4. Просклоняйте существительные.
Fissūra, fissūrae, f – щель | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Lobus, lobi, m – доля | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Velum, veli, n – парус | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Cavum, cavi, n – полость | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Corōna, corōnae, f – венец | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Gyrus, gyri, m – извилина | ||
Падежи | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Упражнение 5. Запишите в таблицу русские производные от латинских слов.
cor, cordis, n – сердце | аккорд,... |
orīgo, origĭnis, m – начало | |
unus, unīus – один | |
pulsus, us, m – пульс | |
memoria, ae, f – память | |
cura, ae, f – забота | |
ego, mei – я | |
externus, a, um – внешний | |
internus, a, um – внутренний | |
musa, ae, f – муза |
Лексический минимум 3
1. brachium, i, n 2. cavum, i, n 3. cerebrum, i, n 4. сerebellum, i, n 5. cingŭlum i, n 6. claustrum, i, n 7. dienencephălon, i, n 8. dorsum, i, n 9. fastigium, i, n 10. filum, i, n 11. folium, i, n 12. hemisphaerium, i, n 13. indusium, i, n 14. infundibŭlum, i, n 15. ligamentum, i, n 16. mesencephălon, i, n 17. pallium, i, n 18. rostrum, i, n 19. septum, i, n 20. splenium, i, n 21. stratum, i, n 22. tapētum, i, n 23. tectum, i, n 24. tegmentum, i, n 25. telencephălon, i, n 26. trigōnum, i, n 27. tubercŭlum, i, n 28. velum, i, n | ручка, плечо полость мозг мозжечок пояс ограда промежуточный мозг спина, тыл, задняя часть верхушка шатра нить лист полушарие облачение воронка связка средний мозг плащ (мозговой) клюв перегородка валик слой покрытие, ковёр крыша покрышка конечный мозг треугольник бугорок парус |
Урок 6
Упражнение 1. Запишите полные родовые формы прилагательных и порядковых числительных по образцу.
Словарные формы | f | n |
albus, a, um | alba | album |
clarus, a, um | ||
dentātus, a, um | ||
griseus, a, um | ||
magnus, a, um | ||
mediānus, a, um | ||
niger, gra, um | ||
olfactorius, a, um | ||
primus, a, um | ||
ruber, bra, um | ||
secundus, a, um |
Упражнение 2. Определите склонение прилагательных первой группы, переведите их.
octavus-2 | восьмой | dexter | |
nona-1 | девятая | nigrum | |
album | globōsus | ||
decĭmum | grisea | ||
ambigua | mediānum |
Упражнение 3. Переведите данные формы на латинский язык.
белый | правое | ||
белая | левый | ||
первое | левая | ||
второе | шаровидная | ||
правая | десятый | ||
верхний | верхняя | ||
нижнее | нижняя |
Лексический минимум 4
1. primus, a, um 2. secundus, a, um 3. tertius, a, um 4. quartus, a, um 5. quintus, a, um 6. sextus, a, um 7. septĭmus, a, um 8. octāvus, a, um 9. nonus, a, um 10. decǐmus, a, um 11. anterior, ius 12. posterior, ius 13. superior, ius 14. inferior, ius 15. albus, a, um 16. ambiguus, a, um 17. dexter, tra, trum 18. globōsus, a, um 19. griseus, a, um 20. mediānus, a, um 21. medius, a, um 22. motorius, a, um 23. niger, gra, grum 24. proprius, a, um 25. ruber, bra, brum 26. sensorius, a, um 27. sinister, tra, trum 28. solitarius, a um | первый второй третий четвёртый пятый шестой седьмой восьмой девятый десятый передний задний верхний нижний белый двоякий правый шаровидный серый срединный средний двигательный чёрный собственный красный чувствительный левый одиночный |
Урок 7
Упражнение 1. Составьте словосочетания и переведите их.
Существительное | Прилагательное | Словосочетание | Перевод |
nucleus, i, m | globōsus, a, um | ||
filum, i, n | olfactorius, a, um | ||
nauta, ae, m | magnus, a, um | ||
bolus, i, f | albus, a, um | ||
fissūra, ae, f | primus, a, um |
Упражнение 2. Просклоняйте полученные словосочетания.
Nucleus globōs… | ||
Падеж | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Filum olfactori… | ||
Падеж | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Nauta magn… | ||
Падеж | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Bolus alb… | ||
Падеж | Sg. | Pl. |
Nom. | ||
Gen. | ||
Dat. | ||
Acc. | ||
Abl. | ||
Voc. |
Упражнение 3. Составьте словосочетания (подчеркнув нужные формы) и переведите их.
Словосочетание | Перевод |
ligamentum, i, m – связка, dentātus, a, um – зубчатый, ая, ое | |
fissūra, ae, f – щель, mediānus, а, um – срединный, ая, ое | |
sulcus, i, m – борозда, mediānus, a, um – срединный, ая, ое | |
commissūra, ae, f – спайка, griseus, a, um – серый, ая, ое | |
medulla, ae, f – мозг, oblongātus, a, um – продолговатый, ая, ое | |
fissūra, ae f – щель, secundus, a, um – второй, ая, ое | |
trigōnum, i, n – треугольник, olfactorius, a, um – обонятельный, ая, ое | |
zona, ae, f – зона, primus, a, um – первый, ая, ое. |
Упражнение 4. Определите, к каким латинским прилагательным и порядковым числительным восходят приведенные русские слова.
лига | рубин | ||
дантист | сенсорный | ||
примадонна | глобальный | ||
тригонометрия | секстет | ||
секундант | квартал |
Урок 8
Упражнение 1. Образуйте от существительных при помощи суффикса -ōs-us, a, um прилагательные и переведите их.
Существительные | Основа Gen. sg. | Прилагательное | Перевод |
fibra, ae, f – волокно | |||
gelatīna, ae, f – желатин, студень | |||
petra, ae, f – камень | |||
squama, ae, f – чешуя |
Окончание таблицы
Существительные | Основа Gen. sg. | Прилагательное | Перевод |
spina, ae, f – ость | |||
globus, i, m – шар | |||
сaverna, ae, f – пещера, полость | |||
сellŭla, ae, f – клетка, ячейка | |||
dolor, ōris, m – болезнь | dolōr- | dolor-ōs-us, a, um | болезненный |
forma, ae, f – форма, внешний вид | |||
ganglion, i, n – узел | |||
granŭla, ae, f – зёрнышко | |||
studium, i, n – изучение, занятие |
Упражнение 2. Образуйте от данных существительных прилагательные со значением подобия, переведите их.
Существительные | Основа Gen. sg. | Прилага- тельное | Перевод |
delta, ae, f – дельта | |||
rhombus, i, m – ромб | |||
sigma, ae, f – сигма | |||
lambda, ae, f – лямбда | |||
pteryx, pterygis, m – крыло | pteryg- | pteryg-oide-us, a, um | крыловидный |
stylus, i, m – заострённая палочка для письма | |||
trapezia, ae, f – трапеция | |||
аmygdăla, ae, f – миндалина |
Упражнение 3. Образуйте прилагательные со значением принадлежности.
Существительное | Основа Gen. sg. | Прилага- тельное | Перевод |
lympha, ае, f – лимфа | |||
zygōma, ătis, n – скула | zygomat- | zygomat-ĭc-us, a, um | скуловой |
gaster, stris, f – желудок | |||
thalămus, i, m – таламус | |||
ophthalmos, m – глаз | |||
hepar, hepătis, n – печень | |||
anatomia, ae, f – анатомия |
Упражнение 4. Образуйте прилагательные с суффиксом -e-us
(-ane-us), a, um.
Существительное | Основа Gen. sg. | Прилага- тельное | Перевод |
ferrum, i, n – железо | ferr- | ferr-e-us, a, um | железный |
os, ossis, n – кость | |||
pharynx, pharyngis, m – глотка | |||
argentum, i, n – серебро | |||
aurum, i, n – золото | |||
membrāna, ae, f – перепонка | |||
cutis, cutis, f – кожа | |||
lac, lactis, n – молоко |
Упражнение 5. Образуйте от данных слов существительные с уменьшительным значением.
Существительное | Основа Gen. sg. | Полученное существительное | Перевод |
lobus, i, m – доля | |||
globus, i, m – шар | |||
venter, ventris, m – желудок | |||
floccus, i, m – клок | |||
nodus, i, m – узел | |||
filia, ae, f– дочь | |||
filius, i, m – сын | |||
gladius, i, m – меч | |||
ramus, i, m – ветвь | |||
lingua, ae, f – язык | |||
mus, muris, m, f – мышь | |||
pes, pedis, m – нога | |||
rete, retis, n – сеть | ret- | reticŭla | сетка, сеточка |
Упражнение 6. Переведите термины, зная значение суффикса и
основы.
Существит. | Перевод | Прилагательное | Перевод |
amygdăla, ae, f | миндаль | amygdaloideus, a, um | |
arcus, i, m | дуга | arcuātus, a, um | |
cauda, ae, f | хвост | caudātus, a, um | |
calcar, is, n | шпора | calcarīnus, a, um | |
dens, dentis, п | зуб | dentātus, a, um | |
cortex, ĭcis, т | кора | cortĭcus, a, um | |
globus, i, m | шар | globōsus, a, um | |
gelatīna, ae, f | студень | gelatinōsus, a, um | |
ganglion, i, n | узел | gangliōsus, a, um | |
fornix, cis, т | свод | fornicātus, a, um | |
cuneus, i, m | клин | cuneātus, a, um |
Окончание таблицы
Существительное | Перевод | Прилагательное | Перевод |
uncus, i, m | крючок | uncinātus, a, um | |
stria, ae, f | полоска | striātus, a, um | |
radius, i, m | радиус, луч | radiātus, a, um | |
opsis (гр.) | зрение | optĭcus, a, um | |
lympha, ae, f | лимфа | lymphatĭcus, a, um | |
granum, i, n | зерно | granulōsus, a, um |
Упражнение 7. Переведите терминологические словосочетания на русский язык.
Термин | Перевод |
substantia spongiōsa | |
substantia gelatinōsa | |
fascicŭlus cuneātus | |
tubercŭlum nuclei cuneāti | |
ganglion genicŭli | |
corpus trapezoideum | |
lingŭla cerebelli | |
nucleus globōsus | |
chiasma optĭcum | |
corpus callōsum | |
corpus striātum | |
nucleus caudātus | |
сorpus amygdaloideum | |
stratum granulōsum externum (internum) | |
stratum gangliōsum | |
ligamentum dentatum |
Урок 9
Упражнение 1. Переведите двусловные термины на русский язык.
Терминологическое словосочетание | Перевод |
commissūa alba | |
columna anterior | |
columna posterior | |
nucleus proprius | |
sulcus mediānus | |
columna laterālis | |
substantia spongiōsa | |
peduncŭli cerebri | |
commissūra habenulārum |
Упражнение 2. Переведите трёхсловные термины на русский язык.
commissūra grisea posterior | |
arbor vitae cerebelli | |
substantia intermedia laterālis | |
commissūra grisea anterior | |
sulcus intermedius posterior | |
peduncŭli superiōres et inferiōres | |
substantia intermedia centrālis | |
nucleus salivatorius superior | |
tubercŭlum thalămi anterius | |
commissūra cerebri anterior |
Упражнение 3. Переведите четырёхсловные термины на русский язык.
apertūra mediāna ventricŭli quarti | |
tela choroidea ventricŭli quarti | |
nucleus sensorius nervi trigemĭni | |
brachia colliculōrum superiōra et inferiōra |
Упражнение 4. Переведите термины на латинский язык.
срединная апертура | |
четвёртый желудочек | |
латеральная апертура | |
верхняя ручка | |
верхние ручки | |
мозолистое тело | |
передний столб | |
серая спайка | |
поводковая спайка | |
латеральный пучок | |
конечная нить |
Упражнение 5. Переведите данные предложение на русский язык.
Systēma nervōrum e duābus partĭbus constat: systēma nervōsum somatĭcum et systēma nervōsum peripherĭcum. | |
Systēmata nervōrum somatĭcum et peripherĭcum partes centrāles et partes peripherĭcas habent. |
Урок 10
Упражнение 1. Определите спряжение глаголов.
Глагол | Спряжение | Глагол | Спряжение |
recipěre – брать | diluěre – разбавлять | ||
palpāre – прощупывать, пальпировать | laborāre – работать | ||
signāre – обозначать | munīre – укреплять | ||
nutrīre – питать | collegěre – собирать | ||
nocēre – вредить | valēre – быть здоровым |
Упражнение 2. Определите спряжение и основу инфинитива следующих глаголов.
Форма | Спряжение | Основа |
trahĕre | ||
finīre | ||
nomināre | ||
dividĕre | ||
praeparāre | ||
vidēre | ||
movēre | ||
solvĕre | ||
terĕre | ||
sentīre |
Упражнение 3. Определите, к каким глаголам восходят данные русские слова.
рецепт | коллектив | ||
сигнатура | Валерий | ||
лаборатория | финал | ||
амуниция | препарат | ||
иммунитет | видеоаппаратура | ||
номинация | сенсация |
Упражнение 4. Переведите данные предложения на русский язык.
Pars centrālis systemătis nervōrum somatĭci encephălon et medullam spinālem inclūdit | |
Pars peripherĭca nervos craniāles et nervos spināles inclūdit |
Урок 11
Упражнение 1. Расставьте знаки долготы и краткости, прочтите формы.
Глагол | Спряжение | Глагол | Спряжение |
dividitur | nutritur | ||
munitur | scribitur | ||
moveris | docemus | ||
tegitis | venitis | ||
audiuntur | signatur |
Упражнение 2. Определите спряжение и основу инфинитива следующих глаголов.
Форма | Спряжение | Основа |
trahĭtur | ||
finiuntur | ||
nominātur | ||
dividĭtur | ||
praeparantur | ||
vidētur | ||
munītur | ||
moventur | ||
solvuntur | ||
signantur | ||
terĭtur | ||
sentītur |
Упражнение 3. Образуйте указанные формы от следующих глаголов, переведите их.