Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной




Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур – это еще древнеегипетские повреждения.

В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художестврешили устроить широкую пристань. Её проект составил К. А. Тон. Пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Эти работы производились по единому проекту обустройства Университетской набережной. Отливка скульптур из бронзы оказалась за рамками возможностей утверждённой сметы.

Находящиеся сейчас на пристани сфинксы были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах. Вскоре их доставили в Александрию для продажи, покупателем оказалось французское правительство. Но за 64 000 рублей сфинксы были уступлены. В 1831 году они оказались приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I для Санкт-Петербурга русским путешественником А. Н. Муравьёвым. Летом 1834 года сфинксы получили "постоянную прописку" на Университетской набережной. Архитектором О. Монферраном предлагалось усилить связь этого места с Египтом сооружением здесь огромной статуи бога Осириса. Идея Монферрана была отклонена. Пристань со сфинксами украсили бронзовыми светильниками и грифонами, отлитыми по моделям П. П. Годе.

Сфинкс

Скульптуры коней с укротителями впоследствии были установлены на Аничковом мосту.

До 1910х годов этот спуск к Неве использовался для разгрузки барж со строительными материалами. В 1930х годах здесь выгружали дрова. Во время блокады Ленинграда над каменными изваяниями был сооружён специальный защитный навес. В 1947 году спуск к Неве был восстановлен. В 1958-1960-х годах по проекту И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и Г. Ф. Цыганкова были восстановлены бронзовые грифоны, утраченные ещё в XIX веке.

 

 

ИЗ ВИКИПЕДИИ

 

Развитие искусства в Европе подвигло И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Санкт-Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

В Санкт-Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.

Архитектор А. Ф. Кокоринов, директор и первый ректор Академии Художеств, 1769. Портрет работыД. Г. Левицкого

Инаугурация Императорской Академии художеств 7 июля 1765 года, картина В. Якоби

В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов иЖ. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники изФранции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподаванияархитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.

Вид на здание Академии художеств с Невы

«Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом30 августа (9 сентября) 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок»[1]

В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Здание Академии Художеств. Открытка. 1905 год

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

[править]Преобразования после Октябрьской революции

Основная статья: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ). В 1932 г. ИНПИИ был преобразован в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, которому в 1944 году было присвоено имя Ильи Ефимовича Репина. Название сохранял до 1990-х годов, когда был преобразован в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

[править]Президенты Академии[2]

§ 1757—1763 И. И. Шувалов — основатель и первый главный директор

§ 1764—1794 И. И. Бецкой

§ 1795—1797 А. И. Мусин-Пушкин

§ 1797—1800 Г. А. Шуазёль-Гуфье

§ 1800—1811 А. С. Строганов

§ 1817—1843 А. Н. Оленин

§ 1843—1852 Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I

§ 1852—1876 Великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, вдова Максимилиана Лейхтенбергского

§ 1876—1909 Великий князь Владимир Александрович

§ 1909—1917 Великая княгиня Мария Павловна, вдова Владимира Александровича

[править]Ректоры Высшего художественного училища при Академии

(в хронологическом порядке)

§ Шебуев, Василий Козьмич (1832)

§ Мартос, Иван Петрович (до 1835 г.)

§ Демут-Малиновский, Василий Иванович (1835—1846 гг.)

§ Померанцев, Александр Никанорович (1899—1900 гг.)

§ Беклемишев, Владимир Александрович (1906—1911 гг.)

§ Бенуа, Леонтий Николаевич (1903—1906 гг., 1911—1917 гг.)

[править]Преподаватели

§ Беклемишев, Владимир Александрович — профессор-руководитель мастерской, ректор.

§ Бенуа, Леонтий Николаевич — российский академик-архитектор и действительный член (1893) петербургской Академии художеств

§ Бенуа, Альберт Николаевич — русский академик-художник, архитектор и преподаватель акварельной живописи

§ Киприан Ксаверьевич (Савельевич) Годебский

§ Екимов, Василий Петрович

§ Кокоринов, Александр Филиппович (с 1761 по 1772 годы)

§ Котов, Григорий Иванович

§ Лебедев, Клавдий Васильевич (с 1894 по 1898 годы)

§ Матэ, Василий Васильевич (с 1894 по 1917 годы)

§ Орловский Борис Иванович (с 1831 года, академик, назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании)

§ Перетяткович, Мариан Марианович

§ Покровский, Владимир Александрович (1912—1917 гг.)

§ Преображенский, Михаил Тимофеевич (с 1888 года — преподаватель, с 1894 — профессор)

§ Рубо, Франц Алексеевич (с 1903 по 1912 годы)

§ Самокиш, Николай Семёнович (с 1912 по 1918 годы)

§ Тома де Томон, Жан (начало XIX века, перспектива)

§ Чистяков, Павел Петрович

§ Яковлев, Иван Еремеевич — профессор исторической живописи

[править]Выпускники Академии

§ Адамсон, Амандус Генрих — эстонский скульптор, академик, один из основателей эстонского национального искусства.

§ Айвазовский, Иван Константинович — художник-маринист

§ Афанасьев, Василий Филиппович — русский архитектор

§ Бауманис, Артур — латышский художник

§ Безпалов, Иннокентий Фёдорович — архитектор и скульптор

§ Бенуа, Александр Николаевич — русский художник, историк искусства, художественный критик

§ Бенуа, Альберт Николаевич — русский академик-художник, архитектор и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств

§ Бенуа, Леонтий Николаевич — российский академик-архитектор и действительный член (1893) петербургской Академии художеств

§ Бенуа, Юлий Юльевич — академик архитектуры и специалист по сельскому хозяйству.

§ Блюменталь, Юлий Юльевич - русский художник

§ Болотнов, Василий Демьянович — русский художник

§ Борисов, Александр Алексеевич- русский художник-пейзажист

§ Бродский, Исаак Израилевич — русский советский живописец и педагог

§ Брюллов, Карл Павлович — русский художник

§ Бучкин, Петр Дмитриевич — русский советский живописец, график, книжный иллюстратор, педагог

§ Васильковский, Сергей Иванович — художник-пейзажист

§ Васнецов, Виктор Михайлович — русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты

§ Вейгельт, Роберт Карлович — академик Императорской академии художеств

§ Визель Эмиль Оскарович — художник, хранитель музея и действительный член Академии Художеств (с 1914), организатор международных художественных выставок

§ Витберг, Александр Лаврентьевич — русский художник и архитектор, автор первоначального проекта Храма Христа Спасителя

§ Врубель, Михаил Александрович — русский художник

§ Габашвили, Георгий Иванович — грузинский живописец

§ Горелов, Гавриил Никитич — русский художник

§ Грабарь, Игорь Эммануилович — советский художник, искусствовед

§ Гребёнка, Николай Павлович — архитектор

§ Греков, Митрофан Борисович — советский художник-баталист

§ Гужавин, Михаил Маркелович — художник-пейзажист

§ Долгинов, Иосиф Исаакович — архитектор

§ Живаго, Семён Афанасьевич — исторический живописец

§ Жолтовский, Иван Владиславович — архитектор

§ Захаров, Андреян Дмитриевич — архитектор

§ Зауервейд, Николай Александрович — художник

§ Калмыков, Григорий Одиссеевич — русский художник

§ Канделаки, Николай Порфирьевич — скульптор и педагог, основатель грузинской монументальной скульптуры, мастер скульптурного портрета

§ Кизеветтер, Георг Иванович — первый городской архитектор Нижнего Новгорода (1836—1846)

§ Кипренский, Орест Адамович

§ Колесников, Иван Фёдорович — русский советский живописец, график

§ Кошелев, Николай Андреевич — художник-передвижник, академик Императорской Академии художеств, автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава), а также ряда других

§ Котарбинский, Александр Васильевич (Милош) — российский и польский художник

§ Корицкий, Николай Дмитриевич — епархиальный архитектор, надворный советник.

§ Кржижановский, Конрад Марцеллович — российский и польский художник

§ Кукевич, Константин Фаддевич — российский и белорусский художник

§ Лосев, Николай Дмитриевич — русский живописец

§ Лунский, Владимир Иванович — русский прибалтийский архитектор

§ Манизер, Матвей Генрихович — скульптор, вице-президент Академии художеств СССР.

§ Митурич, Пётр Васильевич — художник, теоретик искусства.

§ Мунц, Оскар Рудольфович — архитектор.

§ Мульханов, Павел Михайлович — архитектор.

§ Мурашко, Николай Иванович — украинский художник и педагог, основатель и руководитель Киевской рисовальной школы.

§ Ноаковский, Станислав — польский архитектор и график.

§ Орловский, Борис Иванович — скульптор.

§ Пархоменко, Иван Кириллович — русский художник, автор портретной галереи писателей России, насчитывавшей свыше 90 полотен.

§ Покровский, Владимир Александрович — архитектор, академик, действительный член ИАХ.

§ Покровский, Владимир Николаевич — архитектор.

§ Претро, Ипполит Александрович — архитектор.

§ Репин, Илья Ефимович — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен.

§ Рерих, Николай Константинович — русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель.

§ Ромазанов, Николай Александрович — скульптор, художник, литератор, профессор, академик Императорской Академии художеств.

§ Самокиш, Николай Семёнович — российский (украинский) и советский художник-баталист.

§ Сапунов, Николай Николаевич — русский живописец, театральный художник, мастер натюрморта.

§ Семирадский, Генрих Ипполитович — русский и польский художник.

§ Солнцев, Фёдор Григорьевич — русский художник, архитектор и историк.

§ Соколов, Павел Петрович — русский скульптор, мастер декоративной скульптуры классицизма.

§ Суриков, Василий Иванович — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

§ Толстой, Фёдор Петрович — русский живописец, рисовальщик, медальер и скульптор, представитель стиля классицизма.

§ Фельдман, Валентин Августович — русский архитектор, художник-акварелист, педагог

§ Фешин, Николай Иванович — живописец

§ Френц, Рудольф Рудольфович — русский советский живописец, график, педагог

§ Чикин, Александр Андреевич — русский и советский оптик и общественный деятель

§ Шапошников, Иван Иванович — архитектор, академик архитектуры

§ Шаров, Пётр Алексеевич — архитектор

§ Шебуев, Василий Козьмич — русский живописец, академик, заслуженный ректор живописи и ваяния Императорской Академии художеств

§ Шевченко, Тарас Григорьевич — украинский поэт и художник

§ Шибнёв, Дамиан Васильевич — русский художник

§ Шмидт, Карл Карлович — архитектор

§ Щуко, Владимир Алексеевич — архитектор

§ Щусев, Алексей Викторович — русский и советский архитектор

См. также: Категория:Выпускники Императорской Академии художеств России

[править]Вольнослушатели академии (своекоштные)

§ Галямин, Валериан Емельянович

§ Клодт, Пётр Карлович, с 1830 года

§ Захаров, Пётр Захарович

§ Скотти, Михаил Иванович

§ Хетагуров, Коста Леванович

 

ЭТАПЫСТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В XIX ВЕКЕ

 

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимназии. Примерно в то же время открывается Арзамаская художественная школа. Инициатором создания данной школы выступил А. Ступин. Данная школа представляла своеобразный вариант академической системы, переработанный с учетом потребностей и возможностей художественной жизни в провинциальном городе России.

Преобразование Строгановского училища в 1860 г. его выпускникам, получившим диплом ученого рисовальщика, представлялось право, занимать места преподавателей рисования в различных гимназиях, в уездных и других равным им училищах.

В 1925 году в Москве графом Строгановым была открыта школа рисования в отношении к ремеслам и искусству. В отпечатанном объявлении об открытии школы говорилось: «Цель сего заведения состоит в том, что молодым людям от 10 до 16 лет, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставляет случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии добавить изделиям своим возможное совершенство.

Дабы, обучающиеся в своей школе рисованию были, как можно менее отвлекаемы от прочих своих занятий, то они только два раза в неделю в назначенные часы будут приходить в оную. Наилучшие не только обучаемы будут рисованию безденежно, но получать все нужные к тому припасы без платы, достаточные же вносят за все тридцать рублей в год».[1. Григорович А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учреждена в 1825 г. С.Г. Строгановым [75-летие Строгановского училища]-М.,1901,-ч.I.-С.122.]

 

Следующим учебным заведением, внесшим огромный вклад в художественную культуру России в XIX в., была школа А.Г. Венецианова.

Школа А.Г. Венецианова была организована в 1820-х гг. Ученики его школы не знали оригиналов. Первыми заданиями по рисунку служили гипсовые отливки и простейшие бытовые предметы, учившие их, по венецианскому выражению, «осязанию форм». Венецианов не выискивал специальных моделей, а наоборот, предпочитал вещи, хорошо знакомые по повседневному обиходу, вроде стульев, коробочек, корзинок и т.п. На этих занятиях будущий художник сразу же сталкивался с необходимостью строить на листе бумаги в воображаемом пространстве объемную форму и вместе с тем объемно видеть форму в натуре.

27 июня 1828 года К.А. Макаров ученик А. В. Ступина основал в городе Саранске художественную школу. Естественно, что во вновь открытой школе при обучении учащихся художественному мастерству использовалась ступинская система.

Основатель другой художественной школы, которая была открыта в Козлове в 1831г. А.Д.Надежин, также являлся учеником А.Ступина. Школу Надежина характеризовала, прежде всего, серьезная и всесторонне методически обоснованная постановка дела.

Выпускник Академии художеств Ф.Ф Чуриков открывает художественную школу в Воронеже. Общая постановка занятий у Чурикова характеризуется тем, что стержнем всего обучения становится работа с натуры.

В деле организации художественного образования в России большую роль сыграло общество поощрения художников, основанное в 1920 году и переименованное в 1882 в Императорское общество поощрения художеств.

Так, в 1839 году обществом была организована рисовальная школа для вольноприходящих. Школа предназначалась преимущественно для ремесленников и фабричных рабочих, которым по роду своей деятельности было необходимо знание рисунка. Эта школа, по мысли устроителей, должна была стоять во главе всех других таких же школ, которые предполагалось завести в главных мануфактурных центрах России. При школе было воскресное отделение. Кроме того, общество открыло воскресную школу при технологическом институте, а в последующие годы ряд других отделений.

В 1857 г. Министерство финансов решило закрыть эти школы вместе с рисовальными классами при московских фабриках, т.к. не нашло более возможным содержать их из-за финансовых затруднений.

Но то, что считало возможным сделать правительство, было невозможным с точки зрения промышленников и других представителей передовой части русского общества. На помощь данным учебным заведениям пришло Общество поощрения художников. Оно, получив небольшую субсидию от правительства, приняло на свое попечение рисовальную школу и сделало ее подготовительным учебным заведением для поступающих в Императорскую Академию художеств. Но только подготовительным учебным заведением школа оставалась недолго; постепенным прибавлением различных специальных классов (гравирования на дереве, лепки из воска и глины, резьбы из дерева, живописи на фарфоре, фаянсе, и эмали, декоративной живописи, истории стилей и орнаментов, сочинением рисунков для всевозможных отраслей прикладного искусства и пр.). Общество придало школе тот характер художественно-промышленного учебного заведения, в каком давно нуждалась Россия.

Большую роль в развитии художественных школ сыграл писатель Д.В. Григорович, который в качестве секретаря Общества приложил немало сил и старания, чтобы школа оставалась верной своей задаче-служению прикладному искусству.

К заслуге этого общества следует отнести и то, что при школе был устроен художественно-промышленный музей. В нем особенно богатыми были русский и восточный отделы, важные для изучения отечественной промышленности, была открыта специальная библиотека истории изящных и

прикладных искусств. Общество начало издание "Сборника художественно-промышленных рисунков", содержащего точные хромолитографические копии с акварелей, исполненных учениками школы с наиболее характерных музейных предметов древнерусского и восточного производства и с лучших ученических работ, выполненных в тех же стилях. Сборник предназначался для фабрикантов и ремесленников, пользовавшихся в то время образцами различных иностранных изделий. В целях сохранения и пропаганды лучших образцов художественных работ древнего периода были предприняты командировки пенсионеров общества в различные уголки России с целью зарисовок уцелевших памятников древнерусского искусства - в церквях, монастырях, дворцах, в общественных и частных собраниях.

В результате большой кропотливой работы, проделанной по инициативе общества поощрения художников, был составлен аль­бом, включавший несколько сотен точных акварельных снимков с разными деталями и обстоятельным описанием оригиналов.

Заметный вклад в развитие художественной культуры внесло Императорское русское техническое общество и его отделения, возникшие в крупных промышленных городах России.

Общество было создано в 1866 г., а через два года при нем была организована Постоянная комиссия по техническому образованию, которая занималась организацией технических и общеобразовательных школ и училищ, содержала передвижной музей учебных пособий, издавала специальный журнал "Техническое и коммерческое образование", была инициатором и организатором наиболее представительных съездов по техническому и профессиональному образованию, разрабатывала программы и т. п.

Конкретный вклад императорского Русского технического об­щества в дело художественно-промышленного и художественно-педагогического образования состо­ял в организации воскресных и вечерних классов рисования и черчения для взрослых и детей, в выработке программ по рисо­ванию и черчению и другим предметам для данных классов.

В конце XIX и начала XX века Постоянной комиссией Русско­го технического общества в С.-Петербурге были созданы и ра­ботали Васильеостровские, Лиговские, Мало-Охтенские классы черчения и рисования для рабочих на 400 мест.

Почти одновременно с Русским технический обществом было создано и Московское общество по распространению технических знаний (1869), при котором с 1871 г. стал функционировать учебный отдел. Это общество также занималось организацией воскресных классов технического рисования, ориентированных на вовлечение рабочих, занятых в промышленном производстве, где характер профессии требовал знаний по черчению и рисованию.

Внесли свою лепту в дело создания различных художествен­но-промышленных учебных заведений и Московское общество ин­женеров и педагогов, Политехническое общество (1877), Москов­ское художественное общество, имевшее с 1893 г. на своем содержании училище живописи, ваяния и зодчества, и др.

По-своему, распространению художественно-прикладного ис­кусства служили также и комитет попечительства о русской иконописи, монастыри, церкви и общество Возрождения художест­венной Руси, занимавшееся художественными учреждениями Ведомства православного вероисповедания. При монастырях различных епархий открывались школы, классы, мастерские, где готовились специалисты по золотошвейному делу, живописцы, резчики, чеканщики, позолотчики.

Подготовка мастеров при монастырях велась с целью удов­летворения нужд церквей, и лишь изредка выполнялись заказы посторонних лиц.

Сеть таких школ, мастерских, классов была довольно раз­ветвленной. Так, например, в 1915 году Саратовская епархия имела при Саратовском Крестовоздвиженском женском монастыре мастерские по золотошвейному, гладешвейному, белошвейномуному де­лу, живописную мастерскую по шитью риз и стеганых одеял.

При Балашевском Покровском женском монастыре той же епар­хии была живописная, чеканная, позолотная и др. мастерские. По­добные картины наблюдаются и в других епархиях.

Чтобы изменить систему преподавания изобразительного искусства в школах, Академия художеств начиная с 1872 года начала организовывать конкурсы рисунков учащихся общеобразовательных учебных заведений. Сначала конкурсы проводились один раз в три года, но затем стали ежегодными, просуществовав до 1913 года включительно (всего было проведено 32 конкурса).

Отношение к организации и проведению конкурсов со стороны преподавателей было не однозначным. Многие учителя рисования выражали явное недовольство формой организации конкурсов. Состоявший ся съезд учителей рисования вынес постановление о желательной замене конкурсов выставками рисунков учащихся.

В 1871 году Академией художеств была создана Комиссия, которой было поручено разработать программы по рисованию для общеобразовательных средних учебных заведений.

Такая программа была издана в 1872 году. Она состояла из четырех отделений:

Отделение I. Рисовальное черчение проволочных моделей.

Отделение II. Упражнение в рисовании геометрических тел.

Отделение III. Рисование гипсовых орнаментов, частей масок и лиц, а

также камней, травы с фотографий.

 

Отделение IV. Рисование масок, сложных орнаментов (с гипса).

 

В 1873 г. утверждается положение о рисовальных школах и классах, которые предполагалось открыть в Московской и при­легающих губерниях, и которые так и не были открыты в тот пе­риод.

Некоторые шаги в деле подготовки преподавательских кадров предпринимает и высший центр художественной жизни России. С 1.07.1879г. при Императорской академии художеств учреждаются 2-х годичные курсы для подготовки учителей рисования.

В 1884 году при Министерстве народного про­свещения учреждается отделение ученого комитета по техничес­кому и профессиональному образованию, на которое была возло­жена задача составления общего нормального плана промышлен­ного образования в России. План был составлен, и после обсуждения, поправок и дополнений утвержден 17 марта 1888 года под названием "Основные положения о промышленных училищах". Затем учреждается особая комиссия при том же министерстве которая призвана была разработать штаты, уставы, наметить наи­более целесообразные места размещения училищ. Планом определя­лось, что профессионально-технические учебные заведения будут открываться трех типов: средние, низшие технические и ре­месленные, определялось каждому типу учебного заведения чис­ло специальностей: для среднего - 5, для низших - 3. Все эти мероприятия, хотя они и проводились медленно, не могли не сказаться на росте числа профессионально-технических учебных заведений, на улучшении качества преподавания, накоплении и систематизации опыта подготовки специалистов всех отраслей, в том числе и художественно-промышленной.

В 1895г. Министерство народного просвещения разослало циркулярное письмо попечителям учебных округов с предложе­нием открывать всюду, где возможно технические и общеобра­зовательные курсы, в том числе курсы рисования и черчения.

7 апреля 1896 г. на заседании вышеупомянутой комиссии русского технического общества поднимался вопрос об увели­чении количества начальных школ и изменении программ в них, «чтобы было введено рисование и ручной труд и самый дух пре­подавания был направлен к тому, чтобы окончившие в них курс стремились к профессиональному труду, а не шли бы как теперь, в писаря и мелкие чиновники..»[2. Русское техническое общество. Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ, для детей, окончивших курс в начальных училищах.-СПб.,1898.-С 54]

 

Здесь мы видим стремление расширить художественное и профессиональное образование, или, во всяком случае, с началь­ной школы дать какую-то основу для него, пробудить интерес.

К концу 90-х годов XIX века собранный теоретический и практический опыт позволил приступить к разработке основопо­лагающих документов, касающихся устройства художественно-промышленных учебных заведений и улучшения организации в них учебно-воспитательной работы. В это время начинают разрабаты­ваться первые наиболее крупные официальные документы, касающиеся устройства низших художественно-промышленных учебных заведений России. Эти документы обобщали уже имеющийся опыт подготовки исполнителей художественных работ, как в России, так и в некоторых зарубежных странах.

18 марта 1902 года оно было утверждено. По данному положению в России должны были открываться 4 типа художественно-промыш­ленных учебных заведений:

а) художественно-промышленные училища для подготовки худож­ников-рисовальщиков, художников-мастеров при художественных промышленных училищах могли учреждаться педагогические курсы для подготовки преподавателей художественных предметов;

б) художественно-промышленные школы для подготовки рисо­вальщиков-руководителей и мастеров-руководителей;

в) художественно-ремесленные мастерские, на которые возлагалась обязанность подготовки квалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства;

г) рисовальные классы - для повышения художественной под­готовки ремесленников и кустарей.

Это положение было уже некоторой основой системы художест­венно-промышленного образования в России. И хотя оно и не был полностью и последовательно претворено в жизнь, однако, ока­зало заметное влияние на упорядочение сети художественно - промышленных учебных заведений и постановки в них учебно-воспитательной работы.

В 1910 г. в Министерство торговли и промышленности посту­пило ходатайство Забайкальского общества изучения Сибири и улучшения ее быта о разрешении открыть в Чите художественно-ремесленную школу с покрытием 1/3 расходов за счет местных средств. Школа была открыта в 1913 г. и являлась единствен­ным пропагандистом художественных знаний в Сибири. Первоначально планировался 3-х летний срок обучения, но затем он был увели­чен до 5 лет.

Несмотря на то, что школа имела художественно-промышленный профиль по столярной и ткацким специальностям, с первых же лет её существования поступало много просьб из различных учебных заведений Восточной Сибири рекомендовать им преподавателей графических искусств для общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим руководство школы обращается в учебный отдел Министерства торговли и промышленности с ходатайством и получает разрешение на введение в учебный план методики пре­подавания рисования, что должно было подготовить выпускников к педагогической деятельности.

Некоторую роль в распространении художественного вкуса, знаний, навыков и умений среди рабочих, ремесленников и дру­гих слоев трудового населения сыграли различные воскресные, вечерние и сезонные школы, классы и курсы черчения и рисова­ния. Большая часть их находилась в ведении Русского техничес­кого общества; содержались они на средства этого общества, субсидии Министерства народного просвещения, пожертвования частных лиц и обществ. Воскресные и вечерние школы и классы черчения и рисования предназначались в большинстве своем для взрослых, занятых на работе, и основная их цель заключалась в подготовке к различной профессиональной и ремесленной деятельности, в повышении художественной подготовки рисовальщи­ков, печатников, резчиков, ювелиров, десятников по строитель­ному делу, учителей рисования, чертежников т.д.

Воскресные и вечернии классы рисования и черчения открывались с учетом нужд и возможностей обслуживаемого района. Это определяло в значительной степени объем и содержание образования в них. Были такие, где преподавалось только черчение и рисование, били и многопрофильные.

В вечерних и воскресных классах рисования и черчения занятия проводились в воскресенье днем, а в рабочие дни – по вечерам 2-3 раза в неделю.

При обучении преобладали методы: рассказ, беседа, экскурсия, лекция. Поскольку учащиеся имели дело с составами красок, деталями машин, различными изделиями, картинами и т.п., широко применялись демонстрации учебно-наглядных пособий.

Как правило, в силу ра



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: