С именем М.В. Ломоносова связано развитие фарфоровой, стекольной, металлургической, горноразрабатывающей, соледобывающей промышлен-ности. Он первый в России создал мозаику, где проявил не только своё искусство как художник, но прежде всего как химик химик – технолог. В своей химической лаборатории, он разрабатывает способы получения цветного стекла (смальты) для мозаичных картин. Одновременно он является изобретателем красок для окрашивания стекла и фарфора.
С именем М.В. Ломоносова связано развитие горнозаводского дела и металлургии. Он по праву может считаться учителем русских горщиков–рудознатцев и металлургов.
Первая научная техническая книга в области металлургии и горнорудного дела «Первые основания металлургии или рудничных дел» принадлежит М.В.Ломоносову. В ней научно обоснованы все процессы по выплавке металла и добыче руд.
М.В. Ломоносов изобретает фарфоровую массу, о чём в своё время писал так: «Трудясь многими исследованиями, изобрёл фарфоровую массу … все составы к мозаичному делу, для чего сделал более четырёх тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил, несмотря на бывшую тогда жестокую ножную болезнь»(3). Эта работа была тесно связана с изготовлением цветных стёкол.
В 1752 г. Он добился разрешения на организацию производства стекла, бисера, стекляруса и других галантерейных изделий. (Здесь же был выполнен первый мозаичный портрет Петра I.) М.В. Ломоносов открыл при фабрике химическую лабораторию, в которой выполняли опыты, связанные с изготовлением новых фарфоровых масс, производили тысячи опытных плавок стекла и разрабатывали состав цветного хрусталя.
|
Большой интерес представляла его деятельность в области исследования добычи золота. Он первый пришёл к мысли, что россыпное золото можно добывать из песков во многих местах России, и создал теорию образованияроссыпного золота, указывая, что после открытия золотоносного песка нужно искать коренное месторождение золота, поднимаясь вверх по рекам.
Создатель теоретических основ горнорудного дела, металлургии, зачинатель стекольного, фарфорного производства, а также производства цветных стёкол и красок, исследователь солеварных промыслов, новатор в области золотой промышленности, мастер пробирного дела и первый химик-аналитик – вот краткая характеристика деятельности М.В. Ломоносова в области промышленности.
Мозаичное Художество
Мозаики Ломоносова – не только замечательное техническое достижение, но и крупнейшее художественное событие мирового значения.
Следуя традициям древнерусской мозаики, Ломоносов стремился к новому и яркому решению стоявших перед ним художественных задач. Он не занимался простым копированием живописных образцов и не пытался скрыть свой необычайный материал. Ломоносов воскрешал и создавал новое, самостоятельное искусство мозаики, использующее всё великолепие своего материала и решающее свои задачи в значительной мере независимо от живописи.
Ломоносов прекрасно понимал необходимость достигнуть в мозаике обобщённого художественного впечатления. И он шёл этим путём. Уже в 1754 году Ломоносов создаёт великолепный портрет Петра Великого.
|
Портретная мозаика Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам. Ни одна европейская мастерская, не выполнила столько портретов, как Ломоносовская.
Ломоносов, руководящий этими работами и принимавший в них непосредственное участие, показал себя зрелым и проникновенным художником, сумевшим сочетать декоративную яркость и пышность официального придворного портрета с потрясающим реализмом изображения. Из мозаичной мастерской Ломоносова выходят одна за другой замечательные портретные мозаики (1756 – 1760): сестры Елизаветы – Анны Петровны, её сына – наследника престола - Петра Фёдоровича, графа Петра Ивановича Шувалова и, наконец, потрясающий по яркости и гармоничности красок овальный портрет Елизаветы Петровны.
В течение почти четырёх лет (с июня 1761 по март 1764года) в Ломоносовской мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру – «Полтавской баталии».
«Полтавская баталия» остаётся самым значительным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие. Судьба этого памятника беспримерна.
С 1767 по 1769 год из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло несколько превосходных мозаичных картин, в том числе «Голова старика» с оригинала «славянского живописца Рембрандта».