Традиции Ф. М. Достоевского в романе О. А. Славниковой «Прыжок в длину




Владимирская Елизавета, 11 Г

 

О. А. Славникова - современный русский писатель. Литературоведы отмечают, что в прозе Славниковой сочетаются некоторые постмодернистские приемы, классический русский реализм и “новый” реализм XXI века (4, c.175). Наша работа посвящена последнему опубликованному роману Славниковой «Прыжок в длину». Важную роль в создании многоплановости и многозначности произведения играет функция интертекста, реализующаяся с помощью аллюзий (соотнесение текста с другим литературным произведением, намек на него) и реминисценций (черты, прямое воспроизведение какого-либо литературного произведения). Исследователи проводят параллели со многими писателями и обнаруживают обилие интертекстуальных связей в этом произведении. Итак, рядовому читателю нелегко разобраться в тексте Славниковой.

В научно-исследовательских работах специалисты видят интертекстуальные связи с классической русской литературой (с произведениями таких авторов, как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, В. Набоков, Н. С. Лесков), с уральскими сказками, с романами современных русских писателей и даже некоторых зарубежных (2, c 329). Однако, к нашему удивлению, на момент написания доклада не опубликовано ни одной работы, исследующей традиции Достоевского в произведениях Славниковой. Между тем влияние Достоевского на Славникову, с нашей точки зрения, не подлежит сомнению.

Следует объяснить, почему вообще мы обратили внимание на роман «Прыжок в длину», и рассказать, о чем он. В основе сюжета — жизнеописание талантливого спортсмена-легкоатлета Олега Ведерникова, который с детства обладает невероятной внутренней силой, позволяющей левитировать в прыжке. Чем же он отплатил за такой дар? Свой главный прыжок герой совершил не на чемпионате мира, как мечтал, а на одной из московских улиц. Наградой стала вовсе не золотая медаль и всемирное признание, а жизнь спасенного им мальчика и ампутация ног. Но Ведерников не считает наградой жизнь маленького «негодяйчика», отрезающего ноги голубям. Как существовать дальше? Славникова проникает во внутренний мир главного героя, утратившего смысл жизни, раскрывая его душевную боль и самые потаенные мысли. Да, в романе нет острого сюжета, это не про Славникову. Ценность произведения в другом. Для Славниковой свойственна метафоризация не только слов, но и сюжета, образа героя. Так, судьба Ведерникова - метафора о непреодолимости рока. Писательница рассуждает не просто о природе “сверхлюдей” и жизненных трудностях, она обращается к гораздо более фундаментальным вопросам бытия: “какова цена человеческой жизни?”, “возможно ли противостоять судьбе?”

Из произведений Достоевского мы выбрали “Преступление и наказание”. По мнению критика В. Розанова, “Преступление и наказание” - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность..." (3, IV) Действительно, многие критики и исследователи сходятся во мнении, что этот роман наиболее полно отражает мировоззрение автора. Главный герой, бывший студент Родион Раскольников “заражается” идеей о том, что существуют люди “право имеющие” (сверхлюди, обладающие особыми привилегиями, например, им дано право убивать ради своей высшей цели), а есть “твари дрожащие” - обыватели, большинство людей. Развив идею в теорию, Раскольников решается проверить её, заодно и себя. Так, он совершает непоправимое - убивает «вредную» старуху-процентщицу и, не по плану, ее сестру. Роман не сводится к убийствам, он повествует об их последствиях. Давно замечено, что это роман идеологический, он о жизни идеи, которая проходит в произведении художественную апробацию и которая в итоге выглядит несостоятельной.

В своем анализе мы обращаем внимание на идейно-тематическое сходство «Преступления и наказания» и «Прыжка в длину». У Ведерникова возникает внутренний конфликт, в нем зарождается вопрос: одинаково ли достойны жизни все люди? Правильно ли жертвовать собой ради таких людей, каким становится Женечка Караваев — «негодяйчик»? Является ли жизнь человека «священным объектом»? Как оказалось, Ведерников не последняя жертва Караваева, который разрушает не одну судьбу, провоцируя своим безответственным поведением несчастные случаи. Все люди, спасающие Женечку, страдают. В этом есть что-то мистическое. Из-за него получила серьёзное увечье отличница Журавлева, пострадала учительница физкультуры по кличке Нога и любимая женщина Ведерникова Кирилла Осокина, а свою первую девушку Ирочку герой изнасиловал. Размышляя об этом, Ведерников доходит до навязчивой идеи, что от Жени необходимо избавиться ради безопасности окружающих. К тому же Женечка — преступник еще и с чисто юридической точки зрения. Его с детства тянуло к противозаконной деятельности. Повзрослев, он реализовал себя в мире криминала. Уверенность Ведерникова в том, что он должен убить Женечку, похожа на убеждение Раскольникова, что нужно и разумно уничтожить вредную старушку-процентщицу, которая наживается на чужом несчастии. Итак, в обоих произведених герои задаются вопросом о ценности человеческой жизни и берут на себя ответственность за лишение жизни другого человека по идейным причинам. Думается, такая сюжетная ситуация после романа Достоевского, включенного в школьную программу для обязательного прочтения, не может восприниматься читателями современного романа как «первозданная»: она неизбежно отсылает к произведению классика. Значит, роман «Прыжок в длину» нужно читать как вступающий в диалог с романом «Преступление и наказание».

Исследовательница произведений Ф. М. Достоевского Т. А. Касаткина в монографии предлагает типологизацию героев на основании их эмоционально-ценностной ориентации — способа отношения к миру, глубинной реакции на мир. Судя по всему, и у Раскольникова, и у Ведерникова есть черты героической мироориентации. Вот как описывает её исследователь: «Мир для личности героической ориентации устроен неправильно, полон противоречий, герой не ощущает целостности, единства мира, а составляет его из осколков, познает по частям. Но в нем живет стремление к гармонии, и он возводит какую-либо частную идею в ранг всеобщей, объявляет частность абсолютом. Эта частность становится основой гармонизации — переустройства мира. (…) Поскольку основой героического отношения к миру является его восприятие как расколотого и противоречивого и стремление к его гармонизации на основе частного и неполного человеческого знания, обнаруживается “враг”, в случае уничтожения которого с остальным можно будет как-нибудь устроиться» (1, 18).

Между тем Касаткина замечает, что авторский идеал в романах Достоевского основывается на эпико-драматической ориентации. «Эпико-драматическая эмоционально-ценностная ориентация еще не содержит в себе оценочности и не допускает ее. Здесь еще невозможно суждение “мир хорош” или “мир плох”. Мир таков, каков он есть, и человек в мире также принимается не потому, что он хорош, а потому что он есть как часть мира, как часть единственно возможного, а потому и единственно верного миропорядка» (1, 14). Вся поэтика романа «Преступления и наказания» ориентирована на утверждение именно такой мироориентации.

Через образ Сони Мармеладовой Достоевский выражает свои ценности, христианскую идею о равенстве всех перед Богом. Именно этой героине Раскольников признается в содеянном. Соня вселяет в него веру в то, что каждый, даже самый опустившийся человек достоин прощения и способен переродиться. Она становится для Раскольникова самым близким человеком. В конце концов, в эпилоге Раскольников полностью принимает Соню, её ценности. В «Прыжке в длину» Славниковой не менее важен образ Кириллы Осокиной – любимой женщины героя, позитивной телеведущей, благополучно пережившей потерю ноги. Она так добра, что хорошо относится ко всем, даже к Женечке. Славникова не идеализирует героиню, которая и глуповата, и слишком увлечена гламуризацией жизни инвалидов. Но её милосердие со временем покоряет героя. Заметим, что и Соня —отнюдь не героиня с высоким интеллектуальным уровнем. Следует отметить, что и Раскольников, и Ведерников не сразу полностью принимают героинь. Достоевский описывает, как раздражённо относился герой к своей любимой на каторге. Момент настоящей душевной близости и теплоты наступает только после болезни Раскольникова, имеющей нравственные причины. Ведерникова Кира тоже раздражает, причем сначала даже гораздо сильней, чем Соня — Раскольникова. Но в итоге Кира становится причиной, по которой к Ведерникову возвращается желание жить, она вдохновляет его занять активную социальную позицию, вернуться в спорт. Так, обоих героев спасает нерациональное женское милосердие ко всему живому, вынуждающее по-иному взглянуть на окружающий мир.

Оба героя претерпевают серьёзную духовную эволюцию, чтобы по-настоящему полюбить героинь и по-новому ощутить себя в обществе. Преображению Раскольникова способствуют голос совести, звучащий в его снах, наблюдение за развитием жизни героев, утверждающих похожие идеи (герои двойники: Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). В конце романа Раскольников отказывается от прежних идей, выходит за пределы того мира, которым искусственно себя ограничил из-за убеждений, принимает любовь Сони. Ближе к финалу в жизнь Ведерникова также начинает проникать свет, после многих лет одинокой и несчастной жизни, ведущей к разложению. Он по-новому смотрит на свои отношения с окружающими, замечая, что всегда существует возможность жить иначе. Так, Ведерников совершает второй заветный прыжок, который можно понимать и как метафору о духовном подъеме героя.

Заметим, что Соня носит крест, подаренный Лизаветой, одной из жертв Раскольникова, так как они были близкими подругами, сестрами во Христе. Получается, Раскольников убил дорогого человека своей любимой. В «Прыжке в длину» Кира также близко общается с Женечкой, потенциальной жертвой Ведерникова. Женечке она очень нравится, и он даже мечтает жениться на девушке. В момент покушения наёмного киллера на Женечку Кира стоит так близко к негодяйчику, что её жизнь оказывается под угрозой. И Ведерников в последнем прыжке принимает пулю, предназначенную для Женечки. Тем самым оба автора демонстрируют, как тесно связаны человеческие жизни, поэтому, убивая кого-то, герой, в первую очередь, уничтожает себя. Думается, авторские идеалы в обоих случаях соответствуют эпико-драматической мироориентации.

Произведения объединяет и то, какой сложный путь герою необходимо проделать ради убийства. Еще до совершения убийства душа Раскольникова через сон о забитой насмерть лошади подсказывает разуму, что его поступок бесчеловечный. На пути Ведерникова также возникают трудности: покупка оружия, отъезд Жени, вещие сны, мысли о том, какая жизнь его ждет в тюрьме. Он решается отдать все свои деньги и нанять убийцу. Постепенно, после сближения с Кирой, мысль об уничтожении Жени отходит у героя на второй план, перестает быть такой значимой и становится близкой к тому, чтобы полностью потерять смысл. Славникова показывает, что человек в состоянии любви и внутренней силы перестаёт хотеть смерти другого.

Итак, роман «Преступление и наказание» и «Прыжок в длину» сближают те темы и идеи, которые в них поднимаются, а также приемы с помощью которых они раскрываются. В тексте Славниковой можно обнаружить аллюзии на «Преступление и наказание» не только на идейно-тематическом уровне, но и в образе героев, сюжете.

Список использованной литературы.

1. Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций.— М., Наследие, 1996.— 336 с.

2. Монгуш Е.Д. Монгуш Р.М. Интертекст в поэтике прозы О. Славниковой. ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. №4 (77) 2019.

3. Розанов В.В. О Достоевском. 1893.

4. Юрьева М.В. Шестак А.Н. МЕТАФИЗИКА ДОСТОВЕРНОСТИ В РОМАНЕ ОЛЬГИ СЛАВНИКОВОЙ «ПРЫЖОК В ДЛИНУ».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: