Все ли традиции требуется сохранять?




Традиции.

-----------------

Начнем с начала, а именно немного ограничим данное слово, ибо все понимают, что это такое, но дать четкого определения не могут.

Я не буду париться и выдумывать что-то от себя, а традиционно подсмотрю в интернете. Ух. Лучше бы я этого не делал…

Любая наука начинается с понятийного аппарата. Мы должны разговаривать на общем языке. Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой – данное слово очень расплывчатое. В нем вложено множество смыслов и бытовых представлений. Наука – это инструмент, он должен быть остро заточен, чтобы качественно работать.

Конечно мы можем ограничить и дать четкое определение данному слову, надо же с чего-то начинать.

Итак, обратимся к Википедии:

«Тради́ция (от лат. trāditiō «предание», обычай) — сложившаяся анонимно, в результате накопленного опыта система норм, представлений, правил и образцов, которой руководствуется в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей. Традиции передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.

Традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.»

Как мы видим – это буквально всеобъемлющее слово, которое еще и пересекается с таким понятием, как «обычай». Естественно их пытаются разграничить. Например, я читал, что традиции несут в себе не столь жесткие требования, как обычаи, они могут в широком диапазоне варьироваться. С этим я согласен. Подробнее об этом я чуть попозже напишу. В любом случае это все игра словами, а не четкие определения понятий.

 

Пути передачи традиций.

-------------------------------------------

Есть несколько путей передачи традиций следующему поколению:

- запечатление /импринтинг/.

Сейчас берем более широкое значение данного понятия. Ребенок буквально еще до рождения (в животе у мамы) начинает впитывать звуки, ритмы, мелодии, речь. Дальше больше. Идет выстраивание всего мироощущения человека на бессознательном уровне. Ребенок всё воспринимает с особой непосредственностью, принимая на веру всю окружающую действительность. Вера – она вне рационального мышления: мы ее не анализируем, не пытаемся критически рассмотреть, она работает на другом уровне восприятия. Уже во взрослом состоянии традиции, которые родом из детства, кажутся более правильными и важными.

- устная передача информации.

Нам рассказывают, мы слушаем, мы запоминаем. В детстве все взрослые люди кажутся авторитетными. Они носители опыта, знаний о том, что нас ждет, как относится к окружающему. Люди считают важным рассказывать детям сказки, легенды, поучительные истории, порой просто байки, но с обязательной моралью. В религиозных семьях детям излагают священные книги. Учат наизусть слова молитв и т.д. Не забываем, что песни тоже несут информацию.

Мы закладываем детям фундамент их будущего миропонимания, их воззрения на мир. Через разговоры мы определяем приоритетные ценности, важные архетипы, на которые они должны ориентироваться.

Это одна из древнейших форм передачи знаний, но есть в ней серьезный изъян. Вспомните игру «Испорченный телефон». Вот то-то и оно, что человек необъективен в своих словесных повествованиях (врет, как очевидец…). Информация искажается удивительным образом, спустя несколько поколений можно услышать лишь кусочки от первоначального. Примеров уйма, причем многие из них даже в пределах моей жизни образовались, а если брать более длинные куски времени, то тут сама Тьма начинает ухмыляться, а потом и громко смеяться.

- другие способы передачи информации.

Уйма их, на всех хватит.

На сегодняшний день источников так много, что любой человек найдет себе подходящий. Интернет поможет в поисках.

Аудиал, визуал, дигитал, неважно кто ты, сейчас время бесконечного океана информации, захлебнуться можно.

Тексты, рисунки, схемы, аудио, видео и т.д. Можно найти всё.

Традиции народов Полинезии (как зажарить человека, чтоб вкуснее было), традиции русских крестьян, чукчей, цыган, тевтонских рыцарей, индейцев Северной Америки, народов Кавказа, рабов Египта, тюремных заключенных, японских проституток, студентов Гарвардского университета, советских космонавтов, викингов, итальянских мафиози, джедаев и ситхов, казаков заполярного круга - все, что душе угодно, все, что в голову взбредет.

Проблема тут в другом – искажения и обман.

Тут бы фантастическая «Матрица» поперхнулась и предельно изумилась способности человеческого мозга верить в придуманные миры. Куда ей до нас!

Искажения идут на всех уровнях, на всех этапах передачи информации (я целые науки умудряюсь затрагивать, ссылаясь на их понятийный аппарат, в надежде, что вы сами найдете расшифровку непонятного; у меня же не учебник, а небольшая статья). Наш мозг огромен по размеру, но несовершенен. Мы видим и воспринимаем мир через бесконечное число призм воспитания и обучения. Мы по определению необъективны. Мы можем искренне верить в парадоксальные, несочетаемые вещи. Наши чувства превалируют над разумом. Мы люди! Мы легко обманываем себя и вводим в заблуждение других.

Чуть погодя я рассмотрю все это на примерах, которые затрагивают современность. Тут просто необъятное. Что ни возьми, кругом сплошные противоречия.

- практическая деятельность.

Нам показывают, мы наблюдаем, повторяем, пробуем до тех пор, пока не получиться. Впрочем, это даже не обязательно. Достаточно просто присутствовать. Данная форма передачи знаний появилось еще до образования речи. Все животные с хорошо развитым мозгом используют это («зеркальные нейроны», если интересно, то почитайте в интернете).

- обучение.

Люди могут специально обучать других людей чему-либо, даже науку для этого придумали – педагогика (запомните слово, вдруг для решения кроссвордов пригодится).

Человек не стал бы Человеком, если на протяжении всей своей истории не передавал бы накопленный опыт, знания, умения и другие полезности.

Сейчас многие традиции, время которых уже ушло, остаются на плаву только благодаря целенаправленному обучению. Есть энтузиасты, для которых это важно…

 

Вот мы и пришли к главному вопросу: а почему для человека это важно? Почему он цепляется за традиции, даже когда они потеряли свою актуальность?

 

Уже должно быть понятно, что традиции нам передаются в любом случае, независимо от наших вкусов и предпочтений. Они пропитывают всю нашу жизнь. Они часть культуры того или иного общества, а мы лишь часть общества, ведь рассматривать нас вне контекста окружающей среды было бы неуместно. Мы не появляемся из вакуума, полные индивидуальных особенностей, мы формируемся в определенных условиях и являемся, хоть порой и кривым, но отражением их.

Ух, прошу прощение, что-то я увлекся.

Нас окружают традиции, эти традиции не нами придуманы, но за нами остается выбор: сохранить их и предать следующему поколению, либо забыть про них и сделать вид, что так и было.

Традиции важны, тут спорить смысла нет. Причем важность их ощущается совершенно на разных уровнях. В зависимости от образования и взглядов, вы сами можете сформулировать вполне разумные причины для сохранения множества традиций.

 

Значение традиций.

----------------------------------

Не уверен, что я смогу полностью охватить все поводы, которые нас заставляют уважать и беречь традиции, но попробую:

- передача опыта.

Мы понимаем, что требуется учится у опытных людей, которые сумели выжить во всех перипетиях, что подкинула им жизнь. Мы знаем, что любой труд требует практики, с практикой приходят умения, мелкие хитрости, позволяющие облегчить процесс. Мы перенимаем способы существования в этом мире. Мы чувствуем, что это важно.

Традиции – это достаточно архаичный способ передачи информации следующему поколению. Сейчас есть намного более передовые. Но… сравните временные участки, на которые приходятся традиции и та же педагогика, как сформированная наука. Тысячи лет и тысячи лет люди сохраняли и передавали свои мысли, знания, пожелания, накопленный опыт с помощью традиций.

- чувство безопасности.

Это должно было идти первым.

Мне очень сложно формулировать мысли так, чтобы не обидеть «чувства верующих», ибо здесь придется обратится к такой науке, как этология (наука о поведении животных), но видит Бог, я буду стараться.

В природе выживание – это то, что определяет логику всего органического мира. Да ради выживания и жизни не жалко.

Так вот, заданное поведение – это древнейшая находка, которая используется, между нами верующими говоря, с начала сотворения тварей шевелящихся. Рефлексы, инстинкты, традиции, обряды, догмы, законы – суть одна, действуй в заданных рамках и будет тебе хорошо (может быть не тебе конкретно, но в целом это должно поспособствовать благополучному существованию твоего вида, рода, народа).

Так проще. Этот механизм себя зарекомендовал на протяжении миллиардов лет (попробуйте хотя бы до миллиона досчитать, чтобы масштабы прочувствовать). Это энергетически выгодно, а то в нашей бескрайней Галактике с энергией туго и каждый выкручивается как может. Это быстрее, а реакция определяет границу между светом и тьмой (любой боксер подтвердит, ну или таракан), между жизнью и смертью. Здесь не до шуток. Если действие способствовало выживанию, то оно закрепляется.

У нас есть разум. Мы им гордимся. Он благоприятствует приспособляемости. Мы креативны в своих поступках, имеем волю и возможность поступать как нам вздумается.

Ага…

Не в этом мире. Более древнее довлеет над нами, и разум частенько лишь на побегушках у данного «Ктулху».

Стремится к безопасности – это базовая потребность всего живого. Мы не исключение. У нас очень быстро формируются привычные действия, мы легко впитываем традиции, мы склоны уважать старинные порядки.

Это напрямую связанно с чувством безопасности. Если что-то помогло сохранить цепочку жизни, то это важно. Давно замечено, что те общества, которые проживают в тяжелых условиях, наиболее консервативны. Они в прямом смысле боятся менять заведённый уклад жизни. Это чревато, эксперименты могут дорого обойтись.

- единение.

При самоидентификации человека культура, традиции, обычаи играют наиважнейшую роль. Ему требуется себя сопоставить с окружающими людьми, установить связи, почувствовать сплоченность. Схожесть поведения спаивает людей, служит источником их консолидации.

Традиции с этой точки зрения имеют большое значение. Причем они работают на абсолютно разных уровнях, на разных масштабах. Хоть на уровне государства или на уровне незначительных субкультур – везде создаются и культивируются те или иные традиции.

Вспомните, как хоббит Бильбо играл в загадки с Голлумом в темной пещере, как он быстро нашел с ним общий язык. Впоследствии ведь выяснилось, что Голлум тоже принадлежит к хоббитам, хоть он и претерпел значительные трансформации.

Есть, правда, одно НО…

В природе расхождение видов часто начинается с небольшой разницы в поведенческих реакциях. И тут традиции могут выступать в качестве основы для конфликтов. Сколько крови пролито из-за традиций! Сколько жизней погублено из-за них!

Если рассматривать с этой точки зрения, то традиции выглядят чистейшим злом, они стоят на пути всеобщего объединения, глобализации мира. Не даром общности, которые живут в окружении враждебных соседей, так усиленно держаться за свои традиции (евреи, цыгане, курды и т.д.).

Неожиданно? Но любое явление требуется оценивать с разных сторон. Конфликты традиций происходят буквально на каждом шагу, особенно, когда идет активная перетасовка народа. А сейчас такое время, что изоляция может быть только искусственной. Скоро люди начнут сыпаться с нашей планеты от переизбытка.

Это раньше поселения веками могли культивировать свои самобытные традиции, целые народы варится в собственном культурном соке. Однако… мы достигли такого уровня, что столкновения и диффузия различных традиций стали неизбежными, если, конечно, не случится апокалипсис с массовым вымиранием Homo sapiens (только на него и надежда).

- регулирование общественных и межличностных отношений.

Здравствуйте!

Стоит ли объяснять, насколько важно традиционное ритуализированное поведение. Это не только этикет, это еще и отношения между поколениями, различными социальными классами, гендерные отношения, это все то, что задает нам определенные роли, которых мы должны придерживаться.

Ради чего?

Во имя мира и порядка. Если каждый будет творить всё что вздумается, то хана придет всему. Все общество рухнет. Анархия всегда сопровождается падением нравов.

Во имя простоты и экономии энергии. Гораздо проще познакомится с девушкой, если ты знаешь, как к ней подойти, если для этого есть определенный ритуал, а еще проще если все это происходит на специальном мероприятии, который организован для подобных дел. Это самый простейший пример.

Если есть заданные действия, то тебе не надо думать, как обратится к человеку, как познакомится с кем-то, как поблагодарить кого-то, как признать свою вину и попросить прощение, как заключать союзы, как с кем-то проститься. Ты знаешь это. Ты знаешь, что дети тебя должны слушать, что ты должен уважать старость, что твоему начальнику простительно повышать на тебя голос, что жена должна прибираться и мыть посуду… возмущение… ну да, мы уже отходим от настоящих традиционных ценностей.

Во имя Бога. Бог любит, когда всё по правилам. Его хлебом не корми, дай только заповедь какую-нибудь выдать.

Плохо только одно: Бог – это невероятно консервативная личность. Его наставления на пару тысячелетий могут устареть, но он обожает послушных и расчищает для них место в Раю.

Шутки шутками, но когда речь о традициях, то религию сложно обойти, но я всячески пытаюсь. Проблема в том, что религия может влиять на все аспекты жизни общества, а любая религия зиждется на системе ритуалов.

А еще, очень часто, в религии закладывается комплекс традиций того народа, внутри которого она сформировалась. Приходя на новые земли, она сталкивается с традициями коренных жителей, вот тут-то и начинается самое интересное. Получаются такие гибриды, такие химеры, что только могучий человеческий мозг может с подобным справится (просто забив на все противоречия).

- регулирование эмоционального состояния.

Когда мы выполняем привычные действия, нас охватывает покой. Мы даже испытываем чувства радости, удовольствия и удовлетворения по окончанию. Нам видится это правильным, нужным. Если вместе с нами задействованы еще люди, то всех охватывает чувства общности, единения, согласия, что дорого стоит. Мы стремимся воспроизвести эти состояния, эти глубокие и древние чувства.

Нам очень необходимы праздники, в нас живет потребность в них. Мы сбрасываем с себя негатив, напряжения. На некоторое время откидываем забодавшие нас роли; мы едины, мы знаем, что делать, мы готовы на многое.

Остается только направить в нужное русло эти настроения, причем готовые методики уже давно имеются, и они шлифовались на протяжении множества тысячелетий. Религии, государства, различные общности - все взяли на вооружение эти богоугодные технологии.

- психофизическое развитие.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, сильными, ловкими. Юноши стали богатырями, защитниками, героями (можно смело еще добавить: добытчиками).

Многие культуры, многие народы взращивали силу, давали возможность ей воплотится. В играх отрабатывались необходимые навыки, проявлялись физические свойства. В различных молодецких забавах можно было показать себя во всей красе. В танцах оттачивалось мастерство. Песни воодушевляли на подвиги.

Сила нужна не только для мира. Люди жили и живут в постоянном ожидании войны. Были и есть этносы, для которых она стала традицией.

- взросление, инициация.

Это настолько ощущается нами важным, что традиция испытаний, экзаменов до сих пор заставляет понервничать наших детей, впрочем, не только их. Мы те еще выдумщики. Мы обожаем быть избранными, достойными, топать вверх по ступенькам (особенно забавно, когда каждая ступенька лестницы – это нехилый доход для других).

- эстетика.

А че? Есть такая фигня.

Мы стремимся к прекрасному. Конечно, эстетические вкусы закладываются воспитанием, но сама тяга к красивому заложена природой.

Эстетика много значит для человека, ее не стоит игнорировать. Многие традиционные искусства не несут прямой практической пользы. Роспись не улучшает функциональность предмета, если не брать мистическую составляющею в расчет.

Кому-то нравятся народные песни, кто-то убивается по старинным танцам, кто-то вышивкой Византии увлекается и т.д. Каждому свое.

Человек так устроен, если ему что-то нравится, то он считает это важным. Он будет искренне удивляться апатичному отношению других людей к данной теме. Людей много, все они похожи, но все они разные. Если частности раздувать до вселенских масштабов, то вы никогда не увидите общей картины. Вы будете считать свою точку зрения единственно правильной.

- бизнес (деньги)

Немаловажная позиция.

Сейчас многие традиции живы только потому, что они приносят деньги. Традиции неплохо продаются. Они привлекают внимание, заинтересовывают людей. Для многих регионов нашей планеты туризм чуть ли не основной источник доходов. Если огрублять, то традиции могут неплохо развлекать. Танцы, песни, карнавалы, различные древние ритуалы – это как раз то, что нужно скучающему народу.

 

Традиции и современность.

------------------------------------------------

Я не совсем понимаю, а зачем противопоставлять два понятия? Но люди упорно это делают, сужая представление о традициях, как о «живых ископаемых».

То есть традиции определяли быт наших предков, а нас они касаются лишь как образы памяти.

Конечно, можно и так, хотя это устаревшее понятие традиции, когда оно ассоциировалось только с прошлым, с неким застоем.

Я тут уже много букв написал, из которых можно сделать вывод, что род людской от традиций неотделим. Мы с ними сталкиваемся каждый день. Они определяют наше поведение, наши отношения с окружающими, наши взгляды на жизнь. Традиции пронизывают все сферы жизни, всю структуру общества. Они определяют нашу культуру.

Другое дело, что традиции обладают изменчивостью. Для сохранения первоначальных форм требуются стабильные условия, а где их взять в наш сумасшедший век. Идет активное перемешивание народонаселения, появляются новые условия, которые кардинально меняют нашу жизнь (развитие цифровых технология, мировая пандемия и т.д.).

Традиции сталкиваются друг с другом (чай попить, а может водку…), смешиваются, изменяются, исчезают, появляются новоиспечённые традиции. Это вполне нормальные процессы.

Я старался обойтись без примеров, фактически изваяв один лишь скелет, т.к. этих примеров настолько много, что даже теряешься в выборе. Но продолжу дальше…

 

Если рассматривать причины, из-за которых та или иная явно устаревшая традиция дожила до наших дней, то оказывается, что они чрезвычайно разнообразны и они вполне могут переплетаться между собой:

· наука;

· интерес конкретного человека;

· коллектив энтузиастов;

· семейная память;

· народная память;

· туризм;

· доходность традиций (если традиция приносит деньги, то ее всячески поддерживают, Санта Клаус пьющий коку-колу это подтвердит);

· мода (долго думал включать ли это в список, но все же решился, т.к. сейчас, к примеру, мода на реконструкторское движение, оно создает свои традиции и достает из багажника старые);

· консерватизм общества (не забываем, что любое общество достаточно разнородно, оно включает в себя кучу общностей, которые характеризуются по абсолютно разным признакам);

· религия;

· государственный заказ (очень объемная и многогранная тема);

· образование (здесь рулит дополнительное образование, но оно идет как частность от общей системы);

· и т.д. (скорее всего, я не всё рассмотрел, что-то упустил, хотя старался излагать наиболее обобщенными понятиями).

Что ни возьми, везде скрыты просто колоссальные объемы информации, на целые библиотеки, поэтому я сразу отказался глубоко копать эту тему, чтобы не увязнуть на долгие годы.

А теперь я сконцентрирую ваше внимание на некоторых вещах, которые постоянно ускользают из виду.

Многие рассуждают о необходимости сохранять традиции, о чрезвычайной важности данного дела (связь времён, историческая память). Конечно, всё так, но у меня есть по этому поводу три вопроса, на которые я сам попытаюсь и ответить (малость эгоистично, но вы можете свои ответы дать, тут я писатель, что дает определенные преимущества).

Все ли традиции требуется сохранять?

Нет. Однозначно нет.

Время идет, люди меняются. Появляются новые знания, технологии, социальные отношения подвергаются колоссальным переменам.

Традиции – это дети конкретной эпохи, определённого общества. Они очень живучи, чрезвычайно инертны, они порой сильно эволюционируют, меняя смыслы и значения, но от прогресса отстают безнадёжно.

Есть вещи, которые, с моей точки зрения, желательно сохранить:

· это народное творчество (песни, танцы, рукоделие, сказки и многое другое);

· это хитрости и тонкости ремесел (хотя бы на теоретическом уровне, ибо опытным путем люди находили интереснейшие вещи, приходили к оптимальным вариантам);

· это традиционная кухня (тут, правда, есть нюансы, обычные люди, крестьяне, питались скудно и плохо, а традиционной русской кухней мы порой считаем меню ресторанов 19 века, на которое даже сейчас не у всех бы денег хватило).

Правда, традиции все равно теряются и уходят, т.к. на их сохранение не хватает возможностей. Не всем это интересно, не всем это надо. На место старых традиций приходят новые. Специально заниматься консервацией, и на сколько хватит энтузиазма? Отдельные личности и даже коллективы – это очень ненадежные ниточки, они легко рвутся.

А еще объемы! Мы физически не имеем возможности все сохранить. Это невероятное количество информации. Естественно, мы можем ограничится своей Родиной, и, как пример, не лезть в дебри Индии, мы можем делать срезы конкретного периода времени, конкретной территории, но даже это будет много.

При воспроизведении традиций обязательно должен учитываться контекст. Сами по себе они не существовали. Структура общества, семейный уклад, религиозные взгляды, политическая обстановка, экология региона, развитие технологий, и т.д. – буквально всё накладывало свой отпечаток. Это настолько все плотно взаимосвязано, что многие традиции теряют смысл, если их тупо вырвать из истории.

Далеко не все традиции на наш современный взгляд достойны сохранения. Есть просто отвратительные вещи, которые хочется поглубже закопать и забыть про них, что обычно и делается.

Даже если брать нашу Родину /Россию/, то при подробном изучении истории открываются такие адские недра, что плеваться хочется и мыть руки после этого. Многие традиционные взаимоотношения (социальные, бытовые, производственные и т.п.), сексуальные традиции, религиозные воззрения, суеверия, обряды, традиционная медицина (тут, правда, не все так просто), образовательная система, точнее отсутствие ее – все это пусть лучше остается в прошлом.

Традиции теряются, уходят в прошлое – это нормально! В этом нет криминала. В конце концов, никто же не настаивает на сохранении древнейших традиций по изготовлению различных орудий труда из камня, а ведь многие тысячелетия подобные навыки помогали нам выживать и достойно существовать в этом удивительном мире.

А если лезть дальше в историю, тем всё более чудно и размыто. Здесь мы плавно переходим ко второму вопросу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: