Оценка новостей
Кто станет спорить с тем, что отбор и оценка новостей - одна из самых сложных сторон ежедневной практики журналиста? Критика отдельных решений, принятых той или иной редакцией при отборе новостей, нередко вполне справедлива. В первой главе упоминались исследования, изучающие
процедуру отбора информации. Несмотря на сложность этого процесса, мы все-таки попытаемся выделить отдельные критерии, которыми можно руководствоваться в работе. Новость должна быть:
Свежей. Чем актуальнее новость, тем выше ее ценность. Чем больше времени проходит с момента события, тем меньше интерес к нему у людей. Даже небольшая новость может вызвать значительный эффект, затмив главную новость программы, если она освещает событие, произошедшее незадолго до
deadline (крайнего срока сдачи материала в номер, выхода радио- или телепрограммы в эфир).
Однако, как правило, уже в следующем выпуске новостей, она "блекнет", поскольку становится менее актуальной и перемещается на второстепенную позицию, уступая место главной и другим новостям.
Ранее неизвестной. Разоблачение явления, незнакомого широкому кругу людей - это, без сомнения, новость, даже если событие произошло некоторое время тому назад. Исходя из этого критерия при оценке материала, можно признать новостью и относительно давние события и явления, при условии, что они, или обстоятельства вокруг них, неизвестны общественности.
Близкой к аудитории. То, что близко нам в географическом или культурном отношении, всегда представляет больший интерес, чем происходящее где-то далеко. Ценность новости уменьшается пропорционально увеличению расстояния от аудитории до места события. Для индийского радиослушателя сообщение о крушении поезда недалеко от Калькутты, в котором погибло двадцать человек, представляет намного больший интерес и значимость, чем новость о гибели пассажирского парома в Балтийском море - трагедии, повлекшей сотни жертв.
|
Необычной. Сообщение о крушении самолета - новость, а о том, что самолет прилетел — нет.
Рассказ, о человеке, укусившем собаку, — большая новость, чем сообщение о человеке, укушенном собакой. Необычные, редкие, удивительные события могут стать хорошими новостями, имеющими некую развлекательную ценность, даже если понятие новость, как таковое, ничего общего с развлечением не имеет.
"Застойной". Зачастую мы слепо фиксируем внимание на всевозможных изменениях в окружающем нас мире, забывая о том, что неизменность или застой тоже могут быть важными новостями. Завод или муниципальное очистное сооружение, год за годом продолжающие сбрасывать ядовитые вещества в водоемы - новость, ценность, которой не уменьшается до тех пор, пока нарушения не прекратятся.
Никем не принятые во внимание результаты проведенной комиссии - факт, достойный обнародования.
Персонофицированной. Рассказ об интересной и занимательной личности намного увлекательнее, чем о скучном и ординарном человеке. Всем хорошо знаком тот факт, что известные люди представляют больший интерес для публики, чем никому не знакомые. Но совсем не обязательно, чтобы так было во веки веков. Ищите новые яркие личности!
Увлекательной. Новость должна вызывать интерес у тех, кому она предназначается. Событие, растянувшееся во времени, может быть описано по мере получения новых данных, чтобы у аудитории была возможность шаг за шагом следить за развитием истории. Новость (сюжет), исход которой неизвестен до последнего момента, называется среди журналистов cliff hanger*.
|
Собственной (редакционной). Редакция или репортер, "раскопавшие" собственную новость, нередко отдают ей предпочтение перед остальными. Зачастую многими репортерами движет вполне понятное желание быть первыми и единственными обладателями какого-то информационного материала.
Многие редакции предпочитают предоставлять место в теле-, радиоэфире или на страницах своих изданий именно таким новостям, но погоня за собственными (редакционными) новостями не должна перекрывать дорогу другим сообщениям. К сожалению, во многих редакциях существует тенденция замалчивания "чужих" новостей, поэтому подчас они становятся достоянием лишь ограниченной группы читатели, зрителей, слушателей, а для широкой общественности остаются практически незамеченными.
Важной. При отборе новостей репортер не должен слепо полагаться на свои чувства, но обращаться и к здравому смыслу. Для того, чтобы журналистика могла выполнять возложенные на нее демократическим обществом задачи, репортеру следует стремиться освещать то, что действительно является важным для людей, условий их жизни, понимания и толкования происходящих в стране и мире событий.
Работать планомерно! (разрабатывать свою тему)
Контакт с полицией.
Определить границы. Демаркация границ - частичное отражение политики редакции: где находятся наши слушатели, зрители, читатели и потенциальные рекламодатели?
Найти источники.