Двигательная активность школьника
Специальные научные исследования показали, что даже в те дни, когда по расписанию в школе проводится урок физической культуры, у младших школьников дефицит двигательной активности составляет 40%. Доказано, что для компенсации естественной биологической потребности в движении суточный объем активных движений должен быть не менее 2 часов. Поэтому необходимо строго соблюдать режим. Систематическое недосыпание (сегодня - интересная передача, а завтра - кино и т.д.), несвоевременный прием пищи, отсутствие занятий физическими упражнениями отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на психоневрологическом состоянии.
Твердый распорядок, предусматривающий все моменты двигательного режима, поможет так построить день, чтобы хватило времени и на уроки, и на помощь дома, и на игры, развлечения, и на занятия спортом.
Чтобы составить правильный распорядок дня, необходимо знать примерную продолжительность основных режимных моментов. К этим моментам обычно относят: учебные занятия в школе (в зависимости от возраста и класса (3-6 часов), приготовление уроков дома (1-4 часа), пребывание на воздухе, игры, занятия спортом, прогулки, дорога в школу и обратно (1-2 часа), утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, прием пищи, туалет, помощь по дому (2-2,5 часа) и сон (8-11 часов).
Примерные нормы суточной двигательной активности школьников
Возрастная группа (лет) | Продолжительность работы, связанной с мышечными усилиями (час) |
8-10 | 3,0-3,6 |
11-14 | 3,6-4,8 |
15-17 (юноши) | 4,8-5,8 |
15-17 (девушки) | 3,6-4,8 |
Что включает в себя двигательный режим
Основой двигательного режима должны быть движения, позволяющие восполнять дефицит двигательной активности любыми возможными способами. Для этого используются самые различные виды физических упражнений.
|
Утренняя зарядка. Утренняя гимнастика «зарядит» на весь день хорошим настроением, поможет быстро устранить вялость и сонливость, Очень важно и то, что утренняя гимнастика доступна всем, и требует относительно мало времени. Желательно включить нагрузку для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Гимнастику полезно завершать водными процедурами (обтирание, обливание или душ) и растиранием сухим полотенцем.
Продолжительность зарядки в зависимости от возраста — от 10 до 20 минут. Постепенно усложняйте упражнения и ускоряйте темп движений. Комплекс упражнений желательно менять каждые 7—10 дней.
Подвижные игры и самостоятельные занятия физическими упражнениями. В подвижных играх на воздухе дети утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит считаться с коллективом, действовать в его интересах.
Одна из целей самостоятельных занятий физическими упражнениями – получит элементарные спортивные навыки. Какие именно? Для самых маленьких это, в первую очередь, плавание, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на коньках, умение ездить на велосипеде и т.п. Эти навыки, как правило, просты и доступны, лишь немногие при обучении им требуют специальных знаний.
|
Оздоровительная ходьба - прекрасное средство физической тренировки, доступное и оказывающее благоприятное воздействие на весь организм – на органы пищеварения, железы внутренней секреции, нервную систему, дыхание. Во время прогулок работают все мышцы, хорошо вентилируются легкие, ритмично сокращается сердце и т.д.
Скорость ходьбы устанавливается в зависимости от вашего самочувствия, но помните, что ускоренный шаг - основа тренировочного эффекта ходьбы. Продолжительность прогулок - до 2-3 ч., расстояние - не менее 5 километров. Очень полезны семейные прогулки перед сном, а также в выходные дни.
Оздоровительный бег - является эффективным средством в борьбе с различными болезнями и в первую очередь, с сердечно-сосудистыми. Вначале необходимо освоить быструю ходьбу и постепенно перейти на бег. На первых занятиях не увлекайтесь скоростью и длительностью пробежки. Вначале чередуйте легкий бег с ходьбой, а затем удлините по времени пробежки, но темп и скорость не увеличивайте. Не следует увлекаться длительными пробежками, испытывая свою волю.
Лыжные прогулки - наиболее доступный вид спорта, который полезен всем. Во время лыжных прогулок в работу вовлекаются все группы мышц, активизируются дыхание, сердечная деятельность и функции других органов и систем. Лес, деревья в снегу, тишина, чистый воздух - все это вызывает положительные эмоции, хорошее настроение.
Лыжные прогулки повышают обмен веществ, способствуют удалению из организма холестерина, солей, укреплению нервной системы, развитию силы и выносливости. Но для этого кататься на лыжах нужно не менее 2-3 раз в неделю.
|
Плавание - всесторонне развивает организм, усиливает деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает обменные процессы, улучшает осанку и закаливает организм.
Езда на велосипеде - развивает выносливость, подвижность в суставах нижних конечностей. Езда по живописной местности является хорошим средством снятия психоэмоционального напряжения после рабочего дня. Продолжительность велосипедных прогулок может составлять 1-3 часа.
В течение учебного года время на физкультурные мероприятия в режиме дня распределяются примерно так, как указано в таблице:
Физкультурные мероприятия в режиме дня | Продолжительность |
Утренняя гимнастика | 10-15 мин. |
Гимнастика до уроков в школе | 10-20 мин. |
Физкультминутки в школе | 6-12 мин. |
Игры и развлечения на переменах | 15-20 мин. |
Физкультминутки дома | 10 мин. |
Самостоятельные занятия играми и физическими упражнениями дома | 2,5-3 часа |
В дни школьных каникул распорядок дня школьников должен быть построен так, чтобы школьникам можно было максимальное время находиться на воздухе, заниматься спортивными и подвижными играми.