Произведение создано в 1921 году и произвело ошеломляющий эффект на рядовых читателей и критиков своей потенциальной многозначностью, необычностью жанра, стихийностью чувств, мощью трагического сюжета не то исторического, не то современного, и принесла своему автору европейскую известность.
Ход урока
1. Чтение краткого содержания поэмы «Пугачев» и монолога Хлопуши (прослушать запись В.Высоцкого).
Поэма посвящена Крестьянской войне 1773 - 1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва и охватывает события от принятия Пугачёвым имени императора Петра III и мятежа в Яицком городке в январе 1772 года до падения Пугачёва, преданного своими сподвижниками.
Есенин так говорит о своем интересе к Пугачеву и его эпохе: «Я несколько лет изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом был неправ. Я не говорю уже о том, что у него была своя дворянская точка зрения. И в повести и в истории. Например, у него найдем очень мало имен бунтовщиков, но очень много имен усмирителей или тех, кто погиб от рук пугачевцев. Я очень, очень много прочел для своей трагедии и нахожу, что многое Пушкин изобразил просто неверно. Прежде всего сам Пугачев. Ведь он был почти гениальным человеком, да и многие другие из его сподвижников были людьми крупными, яркими фигурами, а у Пушкина это как-то пропало».
Есенинский Пугачев, как и реальный Пугачев, - это личность, в которой «дикарь и оборванец», перекати-поле значительно доминируют над крестьянином. То, что крестьянское начало окончательно не утрачено героем, свидетельствует его монолог: «Слушай, отче! Расскажи мне нежно...»
Есенин изображает Пугачева как личность, которая отзывается на зов «придавленной черни». Он пришел на Яик, чтобы осуществить свой замысел. Следует уточнить: как соотносятся в представлении Пугачева «чернь» и «мужик»?
|
Для Пугачева «чернь» и «мужик» - синонимичные понятия, что следует из диалога героя со Сторожем. Для Есенина «мужик» становится «разбойником», «дикарем», «оборванцем» в определенные моменты, забывая о своей другой - «исконной», христианской сути. Внутреннее расслоение мужиков - на личностном, духовном уровне - выносится за рамки произведения, в котором через монологи Сторожа прежде всего делается ударение на общей черте коллективного сознания — страсти к мятежу.
Источником этой страсти является зримый социальный конфликт с дворянством и Екатериной. Его образно-природный эквивалент (прием, к которому постоянно прибегает Есенин, следуя традициям устного народного творчества) более чем красноречив: «И течет заря над полем / С горла неба перерезанного».
С другой стороны, собственно мужичий Яик находится в невидимом, внутреннем конфликте с Пугачевым и ему подобными, он - в самой природе крестьянства. «Собственническая» суть ее, вызвавшая резкие оценки Горького и других, передана при помощи параллелизма, который заканчивается так: «И никуда ей, траве, не скрыться От горячих зубов косы. / Потому что не может она, как птица, / Оторваться от земли в синь». Этот внутренний конфликт, эта крестьянская природа заранее предрешает исход пугачевского бунта и любого бунта вообще.
Характеризуя тяжелейшее положение крестьян, Сторож первым указывает на выход из него - это возмездие, бунт. Выход, по-видимому, созвучный замыслу Пугачева: «Волком жалоб сердце Каина к состраданию не окапишь». Сторож первым формулирует и роль Пугачева: «Уже мятеж вздымает паруса! Нам нужен тот, кто б первым бросил камень». Эта идея подхватывается героем и почти дословно повторяется в IV действии: «Что ей Петр? — Злой и дикой ораве? - / Только камень желанного случая, / Чтобы колья погромные правили / Над теми, кто грабил и мучил».
|
Казаки, составляющие большую часть бунтовщиков, характеризуются по отношению к воинскому долгу в ситуации, в изображении которой Есенин допускает территориально-временной сдвиг. В этой неточности, не оставшейся без внимания многих исследователей, видится желание автора показать человечность казаков через события, произошедшие двумя годами ранее.
Есенин через различные художественные тропы подчеркивает в Пугачеве и пугачевцах преобладающую природно-языческую сущность. Так, Пугачев уподобляет свою душу зверенышу в берлоге. И далее неоднократно «имя человека» определяется через звериную константу: «Знаешь? Люди ведь все со звериной душой, - / Тот медведь, тот лиса, та волчица»; «По-звериному любит мужик наш на корточки сесть / И сосать эту месть, как коровьи большие сиськи»; «Отчего глаза твои, / Как два цепных кобеля, / Беспокойно ворочаются в соленой влаге»; «Что жалеть тебе смрадную холодную душу, - / Околевшего медвежонка в смрадной берлоге».
Очевидно и другое: социальная составляющая личностей бунтовщиков сводится почти поголовно к сословной мести. Мести простолюдина, на которого, как на движитель событий, указывает Пугачев. Помимо этого он использует и национальный фактор, желая привлечь на свою сторону «монгольскую рать»: «Пусть калмык и башкирец бьются / За бараньи костры средь юрт!»
|
Пугачев - борец не только против дворянства, чиновничьего произвола, но и самозванец - враг тех, кто является оплотом власти, а это люди разных сословий, низших в том числе. Так, во время первого боя у Яицкого городка, из пятидесяти казаков, захваченных в плен, одиннадцать были повешены; после взятия крепости Рассыпной наряду с военными был повешен священник; в поле под Татищевой крепостью расстреляны несколько солдат и «башкирцев».
Однако не эти начала определяют личность героя. Есенинский Пугачев в конце произведения, в отличие от частично раскаявшегося пушкинского, - это человек, красиво жалеющий о своей ушедшей мощи, юности, жизни. Он - эгоцентрическая личность, вызывающая у автора несомненную симпатию.
Есенин подчёркивал новаторство своего «Пугачёва». Ему действительно удалось создать драматическую поэму, которой не знала русская литература. Есенин показывает Пугачёва не просто талантливым и смелым русским человеком, но и гениальной фигурой. Есенинский Пугачёв заранее понимает неизбежность и обречённость крестьянского бунта и сознательно берёт на себя его тяжёлую ношу.
Позиция автора поэмы далеко не однозначна и отнюдь не сводится к крестьянской точке зрения, личной трагедии поэта или воспеванию народного мятежа. Есенин выступает с позиций национальных и общечеловеческих. «Пугачёв» - не только о русской истории и современности, но и о вечных вопросах человеческого существования - о смысле человеческой жизни, о долге и товариществе, о святой мести и предательстве, с которыми в той или иной мере встречается каждый человек.
Чтение 8 части поэмы.
Прослушивание художественного чтения итогового монолога Емельяна Пугачева.
«Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности, как живого…» - говорит Есенин о своей работе над «Пугачевым». В свете этих признаний поэма предстает перед нами, как лебединая песня человеческой души, где органически переплетены человечья и природная нити. В последнем монологе голос Емельяна и голос поэта сливаются в единое целое:
Где-то хрипло и нехотя кукарекнет петух,
В рваные ноздри пылью чихнет околица,
И все дальше, все дальше, встревоживши сонный луг,
Бежит колокольчик, пока за горой не расколется.
Это последнее, что он видит перед эшафотом, - он, не предавший прошлого, не отказавшийся от себя самого – способный понять соратников, выдавших его в руки палачей… В последних строках трагедии словно приоткрывается завеса, скрывавшая ее внутренний смысл, - обретает ясные очертания лицо, омытое пеной желтых, кудрявых волос, с синими, как чистые глубокие ледяные озера, глазами. И будто наяву слышится хриплый, срывающийся голос:
А казалось… казалось еще вчера…
Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…