Эволюция воспитания.
Вопрос воспитания имеет непосредственную связь с эволюцией человечества. Ориентация в воспитании на приоритет технических научных знаний, приобретение материальных благ привела к тому, что из него изъят главный рычаг совершенствования – воспитания духа (С.И.Гессен)
Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, утраты духовных ценностей. Экономическая обнищание есть результат обнищания духовного.
Идея соборности сознания лежит в основе пониания и прогресса русского общества: переустройство жизни не путем борьбы, революций, а через взаимное дополнение духовных личностей, нравственное единение всех людей (Л. Толстой, Н. Грот)
ВЛИЯНИЕ ГУМАНИЗМА НА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ИЗ направлений гуманизма отметим культурологическое, которое раскрывает особенности мышления и познания, направленные в сторону культурных ценностей (процедура понимания их смысла). Наука, искусство, религия – это своеобразные миры. Умение и возможность вникнуть в их мир человек приобретает с помощью субъективной культуры. Если он понимает этот мир, участвует в его символическом содержании, - следовательно, он состоялся как человек.
Главные инвариантные признаки гуманистической парадигмы развитии я человека: целостное развитие его личности, индивидуально – личностная ориентация, деятельностный подход, культурология процессов развития.
Образованность. Гражданственность. Цивилизация.
Цели образования тесно связаны с целями жизни общества. Жизнь определяет образование. Образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит, понять строй его жизни (С.И. Гессен).
Слово «образованность» пскорее следует закрепить за унутренним (или духовным) содержанием культурной жизни, включающей в себя науку, искусство, нравственность, религию.
Между образованностью и цивилизаией существует теснейшее взаимодействие: образованность предполагает определённый уровень цивилизации, развитие цивилизации влечет за собой развитие образованности, НО в данный момент времени образованность, не измеряется цивилизацией. Развитой цивилизации не всегда соответствует высокая образованность (США), и высокая образованность расцвела при сравнительно низком урвоне цивилизации (СССР).
Между образованностью и цивилизацие имеется промежуточный слой культуры – право, регулирующее внешние отношения людей между собой, и государственность, обеспечивающая обязательность правовых норм. Слово «гражданственность» правильнее было бы закрепить именно за областями культуры.
ЭДУКОЛОГИЯ
Изучает структуру всечеловеческого опыта познания и деятельности, их содержание и взаимовлияние, образовательный процесс, образовательную ситуацию и социально-образовательные институты.
Социально-образовательный процесс – направленное накопление и передача человеческого опыта во всём его многообразии. Он непрерывен, поскольку отражает реальную непрерывность жизни, преемственность поколений - хранителей и преумножателей человеческого опыта. Это сложная разветвлённая система, в которой переплетаются, противоборствуют, дополняют или отвергают друг друга множество течении, направлений, тенденций.
Социально-образовательная ситуация – относительно стабильное состояние образовательной системы, опирающаяся на способность социально-образовательного института реализовывать запросы общества в каждый данный момент его (общества) развития. Если самоценность образования надситуативна, а социально-образовательный процессе относительно независим. То образовательная ситуация в определенном смысле – конъюнктурна, зависима (диктат ведомств, политика дня, «сиюминутных потребностей»).
Образовательный институт находится в центре образовательной ситуации. Это определённое устройство, с помощью которого общество регулирует отношения человека, социальных групп и общностей, трудовой, общественной и профессиональной деятельностей. Обеспечивает ситуативную «привязку» человека к обществу, выступая посредником в его социализации, адаптации, реадаптации на разных стадиях развития. Как «политизирована» структура, социально-образовательный институт обеспечит тот объём знаний и компетенций, в каком это необходимо. Как правило, этот институт подведомственный», поэтому входит в противоречие с полифункциональностью образования.
Модернизация российского образования на рубеже веков.
В современной России объединены неразделимой триадой коммерциализации, формализации и бюрократизации. Реформы проводились ради реформ. Высшая школа России была подвергнута коренной перестройке по «европейской модели».
Переход на двухуровневую систему, запись в вузы по результатам ЕГЭ, списки «неперспективных» вузов, введение инициативных НИР для преподавателей, компетентностный подход, как новая смысловая ориентация на только для учебного процесса, Но и для самого понятия «высшее образование».
Поколение назад университеты были функциональны, поскольку (1) способствовали у подрастающего поколения «верность идеалам науки» и социального прогресса; (2) поставляли обществу специалистов, способных выполнять любые практические решения.
Специфика постсоветского контекста образования состоит в том, что страна не прошла важный этап развития европейского образования – Гумбольдтского университета.