Тема 227. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской?




Белла МАКАРОВА

По раннему творчеству Максима Горького предлагается четыре темы: «Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького» (тема 220), «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик» (тема 217), а также анализ двух легенд: о Ларре и Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Раскрытию основной части темы «Сюжеты и герои романтической прозы Горького» должно предшествовать небольшое вступление, в котором желательно показать основные черты русского романтизма, появившегося ещё в начале XIX века. Это и патетика, и напряжённая взволнованность речи героев, яркость образов и предельная гиперболизация качеств героев, необычность событий. Затем необходимо сказать, что заставило писателя обратиться к романтическому стилю (“Настало время романтического…”) и определить, какую задачу ставил Горький при создании романтических произведений: создать свой, вымышленный образ мира, чтобы через этот вымысел донести до читателя свой идеал, своё неприятие отрицаемого им мира.

В основной части необходимо рассмотреть романтические произведения, созданные в 90-е годы, и определить идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М.Горького. Это и поиски истины в сказке «О Чиже, который лгал, и о Дятле — любителе истины», и противопоставление героического Сокола и духовно ограниченного Ужа в «Песне о Соколе», и прославление гордого Буревестника, зовущего к борьбе, в «Песне о Буревестнике». Необходимо отметить, что во всех этих произведениях Горький использовал символику. Далее следует обратиться к рассказам «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль», в которых писатель говорит о высоких человеческих идеалах, пытается решить вопрос о смысле человеческой жизни.

Разговор о романтических произведениях М.Горького будет неполным, если мы не рассмотрим черты романтизма. Писатель подчёркивает и в людях, и в природе необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями. Все художественные средства изображения — гиперболы, эпитеты, сравнения — подчинены созданию определённого настроения. Романтические произведения Горького тесно связаны с фольклором. Самый жанр ранних горьковских произведений народен: это легенды, сказки песни. Язык его рассказов наполнен народными выражениями, фольклорными образами, пословицами, в них много афоризмов.

Закончить сочинение можно выводом: какую роль сыграли романтические произведения М.Горького, почему они не потеряли своего значения и в наши дни?

Вторая тема — «Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?» — перекликается с первой темой. Рассмотрев особенности горьковского романтизма в произведениях, созданных в конце XIX — начале XX века, обращаем внимание на их новаторский характер. Его творчество этого периода отразило потребность в сильной, волевой личности, возникшей в эпоху социальных перемен. Опираясь на общественно-демократические принципы, Горький осуществляет “поиск Человека”, поэтому ведущими темами его ранних произведений становятся соотношения добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Эта тема реализуется в образах героев, стремящихся к свободе и независимости.

В основной части предлагается раскрыть тему на материале двух рассказов — «Макар Чудра» (1892) и «Старуха Изергиль» (1895), а также поэмы «Человек» (1903). Важно показать, что главной темой его первого рассказа была тема свободного человека. История любви гордой красавицы Радды и молодого цыгана Лойко даёт возможность сделать вывод, что осуждает и что прославляет в человеке Горький. С одной стороны, гордость и независимость Радды, а с другой — эгоизм и себялюбие Лойко.

Обратившись к другому произведению — «Старуха Изергиль», необходимо показать реалистическую основу революционной романтики Горького. Носителем романтических представлений о прекрасном и героическом является народ. А в представлении народа прекрасен тот, кто любит людей, кто готов отдать за них свою жизнь. Сравнивая двух героев — Ларру и Данко, необходимо показать, что именно осуждает Горький в Ларре, какое наказание постигло его, а также — что прославляет писатель в образе Данко. Именно в нём воплотил Горький высшее понимание красоты и величия человека. Жизнь становится подвигом, а человек — народным героем только тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на всё ради освобождения людей, — вот такую идею заключает в себе легенда о горящем сердце. В написанной позднее поэме «Человек» Горький показал “трагически прекрасного” Человека, который призван осветить весь мир, распутать узлы всех заблуждений.

Заключительная часть сочинения позволит показать особенности раннего творчества Горького, где намечен переход от романтизма к реализму. В самых разнообразных формах в произведениях писателя этого периода проступает мысль: человек несовершенен, но в нём природно заложено скрытое стремление к гармонии. Надо только освободить лучшие качества личности из-под гнёта страха, тоски или равнодушия.

Ещё две темы, предложенные по раннему творчеству Горького, представляют собой анализ двух легенд. Тема № 218 — «Анализ легенды о Ларре из рассказа А.М. Горького “Старуха Изергиль”». При всей видимой лёгкости эта тема достаточно сложна, так как требует определённых навыков подобной работы. Должна быть чётко продумана композиция такого сочинения. Прежде чем раскрыть содержание самого эпизода, необходимо определить, фабульный он или внефабульный, то есть участвует он в развитии сюжета или нет. Для этого необходимо обратиться к композиции самого рассказа. Повествование Изергиль делится на три самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Далее необходимо проследить, как соотнесён эпизод с предыдущими и последующими, как перекликается с другими эпизодами произведения. Здесь необходимо обратить внимание на то, что легенда о Ларре противопоставляется легенде о Данко. Цель этого противопоставления — стремление автора раскрыть две концепции жизни, два представления о ней.

Далее следует дать пересказ эпизода, показать, что в нём происходит. Желательно пользоваться текстом разбираемого произведения и включить в пересказ цитаты. Наблюдение над текстом позволит раскрыть характер героя, показать суть конфликта Ларры с людьми, определить отношение автора к герою. Важно определить и позицию самой рассказчицы — старухи Изергиль. Изергиль осуждает Ларру, жалеет погубленную им девушку, сочувствует возмущённым соплеменникам сына орла. Поэтому она и рассказывает молодёжи поучительные сказания, как бы сохраняя их для будущего.

Необходимым элементом сочинения является также анализ эпизода с точки зрения художественных особенностей. Это и художественная деталь, и описание пейзажа, и художественные приёмы (гротеск, метафора, речь героя, символика, стиль автора). Особую смысловую роль в ранних произведениях Горького играет пейзаж. Обилие эпитетов позволяет показать мир во всём его многообразии. Особый колорит также создают метафоры и сравнения.

В заключение желательно показать роль данного эпизода в композиции рассказа «Старуха Изергиль» и его идейном понимании. Легенда о Ларре помогает выявить смысл сопоставления двух образов: Ларры и Данко.

Аналогичный подход может быть и при раскрытии темы № 219 — «Анализ легенды о Данко из рассказа “Старуха Изергиль”». Но в отличие от предыдущей темы акцент при раскрытии её следует сделать на идее: Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Жизнь становится подвигом, а человек — народным героем тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на всё ради освобождения людей, — вот такую идею заключает в себе легенда о горящем сердце.

Обращаем также внимание на художественные особенности произведения. Уже само вступление рассказа настраивает читателя на легенду или сказку. Горький рисует необычайно красивую картину летнего вечера. Для подчёркивания исключительности своих героев писатель использует гиперболы, сравнения, метафоры. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч “пышных, странных очертаний и красок”, небо украшено золотыми крапинками звёзд. Горький сравнивает человека с вольной птицей, а разъярённых людей — со стаей волков. Горящее сердце Данко пылало “как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям”. Характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями. В легенде о Данко природа вместе с людьми радуется их освобождению. Таким образом, в рассказе всё художественно подчинено утверждению правоты “подвига во имя жизни”.

В заключение сочинения можно обратиться к теме подвига. Опираясь на известный афоризм: “В жизни всегда есть место подвигам”, раскрываем мысль, почему поступок Данко можно назвать подвигом. Принципиален для Горького и вопрос о свободе человека, который связан с понятиями “правда” и “подвиг”. Желательно назвать произведения Горького, в которых он пытался воплотить свою мечту о гордом, сильном человеке, способном на подвиг.

Готовимся к сочинению

Тема 227. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской?

(По пьесе М.Горького «На дне».)

Честно говоря, с такой странной формулировкой всем привычной темы я сталкиваюсь впервые. Видимо, она родилась по необходимости что-то менять в экзаменационных комплектах, но что именно, безымянные составители тем не знали. Вот и получилось у них так, что авторская позиция будто бы существует отдельно от художественного текста и как-то ещё помимо него выражена. Что будто бы Горький периодически, по ходу пьесы, выбегает на сцену, прерывая действие, и сообщает: “Имейте в виду, что по обсуждавшемуся только что вопросу моя лично позиция вот какая…” Конечно, можно сравнить то, что говорят герои, с высказываниями Горького разных лет о собственной пьесе и поднятых в ней проблемах, но эти “метатексты” не входят в школьный минимум и знакомство с ними нельзя вменить в обязанности выпускнику. Что же делать?

Во-первых, ни в коем случае не скатываться в вульгарно-литературоведческие рассуждения типа: “Мне кажется, что именно позиция этого героя (Сатина, Луки и так далее) наиболее близка авторской”. Во-вторых, понять, что в этой теме, если уж увернуться от неё не удаётся, нужно последовательно, аргументированно, с цитатами раскрыть позиции трёх основных героев пьесы (Бубнова, Луки и Сатина) по поводу вынесенных в формулировку проблем. В-третьих, необходимо хотя бы поставить вопрос о неоднозначности героев, прежде всего Луки. В этом вам поможет материал, который мы предлагаем в виде рабочей карточки. Высказывания критиков разных лет могут стать основой для повторительной беседы в классе, отправной точкой для сочинения, эпиграфом или “финальным аккордом” рассуждения.

1. “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого и животворного солнца, сразу осветив в нём всё дурное и жизневраждебное и повсюду пробудив к жизни дремавшие и бесплодно глохнувшие в несродной атмосфере ростки добра” («Московские ведомости», 1902).

2. “Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах <…> Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась <…> но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах” («Русская мысль», 1903).

3. “Религия «старца лукавого» <…> есть религия лжи” (Д.Мережковский).

4. “Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь” (Л.Толстой).

5. “Горький читал (пьесу) великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо!»” (из воспоминаний М.Ф. Андреевой).

6. “Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения” (М.Горький, 1910).

7. “Утешители этого ряда — самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне» но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (М.Горький, 30-е годы).

8. “Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое” (современный исследователь).

Готовимся к сочинению



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: