МИИ
Тема 2. ОСНОВА ДЛЯ ЖИВОПИСИ, ЕЁ ВИДЫ
Вопросы:
1. Основа для живописи.
2. Виды грунтов и их приготовление.
3. Последовательность подготовки холста для живописи.
Основа для живописи
Все материальные составляющие живописного произведения, начиная от основы и заканчивая покрывным лаком, имеют свои свойства. Художник должен уметь согласовать их между собой. Только в случае их единства и яркого образного решения можно получить то, что называется произведением изобразительного искусства.
Основой в изобразительном искусстве принято считать, материал, на поверхности которого выполняется изображение. В древние времена в качестве основы для живописи использовались: камень, мрамор, дерево, металл, пергамент, холст.
Дерево. В средние века основным материалом для основы являлось дерево. Доски употребляли сухие и гладкие, в основном липовые, реже дубовые, кленовые, сосновые, ольховые, кедровые и другие. Для придания доске прочности с оборотной стороны ее скрепляли шпонками. Середина доски выдалбливалась на глубину приблизительно в 1 см; кругом всей доски оставляли поля и виде рамки в 5- 8 см.
В эпоху Возрождения и особенно в XVII веке все более широко используется холст, который, в основном, вытесняет предыдущие материалы.
В связи с появлением новых материалов, производимых развивающейся промышленностью, возникновением новых технологических процессов по их изготовлению, в настоящее время, в качестве основ используют различные сорта картона, фанеры. ДВП, ДСП, Холст имеет самое широкое применение в качестве основы для масляной живописи.
Холст. Холст как основа для масляной живописи имеет целый ряд существенных преимуществ перед другими материалами. Картины, написанные на холсте не тяжеловесны, как на досках и легко транспортируются, а большие картины скатываются в рулон для перевозки при организации передвижных выставок.
|
К недостаткам этого материала можно отнести только то, что холст слабоустойчив к внешним воздействиям. Он может быть продавлен, проколот, разрезан при случайном соприкосновении с твердыми предметами. Холст также реагирует на изменения температуры и влажности воздуха (провисает). Если для художественных произведений не создавать определенных стабильных условий экспонирования и хранения, то со временем они теряют свою первозданную свежесть, а некоторые и погибают.
В наших условиях при выполнении учебных заданий, холст является основным и самым удобным материалом. Следует помнить, что основы необходимо выбирать самые качественные и готовить самым тщательным образом. От этого, в основном, зависит длительность жизни художественного произведения.
В некоторых странах члены гильдии Св. Луки даже контролировали подготовку основы для живописи, а также соблюдает ли художник технологию. Специфика масляной живописи заключается в том, что в отличие от других техник живописи (акварель, темперы, гуаши) основы необходимо специально готовить перед тем как начинать на них работу красками.
Подготовка необходима для того, чтобы масляные краски при нанесении на эти поверхности, при высыхании нe теряли своих свойств, которые только им присущи и ради чего с таким трудом был изобретен сам рецепт масляной живописи.
В наше время текстильная промышленность выпускает широкий ассортимент льняных холстов, которые отличаются своей фактурой, плотностью и цветом.
|
Картон. Используется длявыполнения этюдов, эскизов, фор-эскизов и т.д. часто используется картон различных сортов, который в большом ассортименте выпускается промышленностью. Некоторые художники выполняли, этюды и эскизы с натуры на холстах, наклеенных на картон или фанеру, а также бумагу, наклеенную на холст или картой. Следует отметить, что бумагу предварительно пропитывают маслом. Такими основами пользовались Саврасов, Васильев, Перов, Левитан. Крымов, Ромадин и др.
ДВП. Для опытных живописцев хорошим материалом для этюдов, а и иногда и картин является ДВП (пресскартон, оргалит).
Положительные его качества заключаются в прочности, упругости, устойчивости к смене температурных режимов и влажности.
Очень многие современные живописцы широко использовали оргалит в своем творчестве. Достаточно назвать такие известные имена, как В. Цвирко, Л. Щемелев, М. Селешук и другие.
Художественная промышленность выпускает основы для масляной живописи, готовые для выполнения на них работ, т.е. загрунтованные холсты, картоны и другие поверхности, что облегчает работу самого художника. Необходимо только следить, за качеством грунта и самой основы.
2. Виды грунтов и их приготовление
2.1. Материалы для грунтов
Как было сказано выше, под масляную живопись выбранную основу необходимо специально подготовить. Этот процесс называют грунтовкой. Назначение грунта под масляную живопись состоит в том, чтобы сам красочный слой как можно прочнее лег на основу и соединился с ней, а также, чтобы материалы красочного слоя не просочились на сам холст, что в последствии чревато разрушением холста и гибелью картины. И, что самое главное, - высококачественный грунт способствует нормальному взаимодействию различных красок и слоев масляной живописи в процессе ее нанесения и высыхания.(основные нюансы этого процесса относятся к технологии масляной живописи).
|
Процесс грунтовки основ не сложен, но кропотлив и требует усердия и времени. Для приготовления грунта необходимы следующие материалы:
1. Клеи - бывают самого различного происхождения: животного, растительного и различные синтетические (желатин, столярным клей, казеиновый клей).
Пигменты. В зависимости от разнотипности грунта используют белила, мел или гипс.
Для приготовлении грунта под масляную живопись также используют льняное масло, глицерин, мед, яичные желтки, другие смягчающие материалы и дезинфекторы.
2.2. Виды грунтов и их составы
В зависимости от компонентов связующих веществ, грунты бывают клееные, эмульсионные, полу масляные и масляные.
Любой из перечисленных разновидностей грунта наносится на предварительно проклеенную основу в несколько слоев (не менее 2-х), для приобретения пластичности и прочности основы и изолирует ее от проникновения масел из красочного живописного слоя в ткань.
Клеевой грунт. Характерен тем. что в нем не содержатся масла. Сам грунт состоит из раствора любого клея с добавлением пигмента а также смягчающего вещества. Клеевой грунт наносится на хорошо проклеенную поверхность, и т.к. обладает свойством сильно впитывать масло из наложенных на него красок. Во избежание пожухания красочного слоя грунт покрывают слабым раствором желатина в 1-2 слоя.
Такой грунт не требует длительной выдержки и хорошо удерживает красочный слой картины. Широко использовали эти грунты в своем творчестве А. Куинджи. П. Кончаловский, И. Грабарь. II. Корин, С. Чуйков и др.
Эмульсионный грунт состоит из эмульсий, представляющих собой смесь клеевого раствора и эмульсии, состоящей из раствора масла, сухих белил, воды и других компонентой.
Эмульсионный грунт, в который входит масло и сухие белила, обладает малой способностью впитывать в себя масла из красок, но в тоже время прочно удерживает высохший красочный слой. Для пресечения впитывания грунтом масел, можно ею прокрасить слабым раствором желатина в 1-2 слоя.
Полумасляный грунт отличается от эмульсионного тем, что последний слои эмульсии покрывают тонким слоем цинковых или свинцовых белил. Тонкий слой масляных белил, разведенных растворителем, покрывает хорошо высохший эмульсионный слой.
Такие грунты гарантируют изоляцию между красочным слоем и холстом, краски на нем крепко держатся, не жухнут и не темнеют.
Недостатком такой грунтовки является то, что загрунтованный холст необходимо выдержать не менее полугода, так как живописный слой на невыдержанном грунте склонен к разрывам, трещинам, и к дальнейшим разрушениям красочного слоя, что в итоге приводит к гибели художественного произведения.
Масляный грунт характерен тем, что на слой проклеек непосредственно наносятся слон густотертых или мало разбавленных белил. Масляные грунты требуют большой выдержки от полутора до двух лет, в зависимости от условий приготовления и качества материалов, имеют в итоге блестящую, глянцевую поверхность.
Основным недостатком такого грунта является то, что после высыхания он становится достаточно плотным и непроницаемым для хорошего сцепления с последующим красочным слоем. А это впоследствии способствует растрескиванию и осыпанию краски и гибели художественного произведения. Особенно это присуще картинам, написанным корпусно, достаточно толстым слоем краски.
Например, на картинах И. Репина «Иван грозный и сын его Иван», «Запорожцы». «Портрет профессора Пирогова» и др. краски держатся очень слабо, а в некоторых местах отслаиваются от грунта, что требует постоянного внимания реставраторов. Такие недостатки присущи и некоторым картинам В. Сурикова, И. Левитана, В. Поленова, М. Нестерова. Но в то же время картины Айвазовского и Брюллова, написанные на таких грунтах очень тонкими слоями, почти лессировками, хорошо сохранились и не потеряли свои цветовые качества.
Чтобы пояснить отличие эмульсионных грунтов от масляных и сохранения на них красочного слоя, следует привести один пример из истории музейных мастеров.
Так, почти одновременно, в Лондонской Национальной галерее женщина-вандал порезала в нескольких местах картину Веласксса «Венера перед зеркалом», а в государственной Третьяковской галерее сумасшедший посетитель повредил ножом упомянутую нами композицию И. Репина «Иван грозный и сын его Иван».
А так как картина Веласкеса была написана на эмульсионном грунте, в основном тонкими слоями живописи и лессировками, то при разрезе холста краска не осыпалась с него, и при склеивании порезов следов повреждения почти не осталось.
Репинская картина была написана корпусными слоями и на масляном грунте, и при ее повреждении по краям порезов краска осыпалась от грунта и при реставрации пришлось восстанавливать некоторые участки живописи.
Следует заметить, что реставрация проводилась акварельными красками, которые плотно легли на поврежденные участки и остались почти незаметными.
2.3. Рецепты грунтов и приготовление их составов
При приготовления различных видов грунтов не существует унифицированной точной рецептуры. Это связано и со спецификой поверхностей, на которую наносятся грунты, и с характером и техникой самой живописи, а также индивидуальным мастерством художника.
Некоторые мастера применяли только им присущие рецепты грунта, как по составу, так и по цвету имприматуры. И если, белый грунт по широте использования художниками различных эпох стоит на первом месте, то применение цветных грунтов характерно только отдельным мастерам: Тициан, Рембрандт. Рубенс, Рафаэль, Ван Дейк. Тинторетто писали на желтых, серых, светло-серых грунтах. Цель использования цветного грунта - выдержать картину в том или ином колорите, а также и тональной насыщенности. Если задается цель выдержать картину втеплой гамме, в грунт добавляют оранжевый, желто-охристый. При грунтах серых, серо-синих, картина выдерживается в холодном колорите. Следует помнить, что в процессе высыхания, масляные краски становятся более прозрачными и грунт все более и более, влияет и на колорит и на тон картины.
Клеевые грунты
По Киплику. 1 м3:
Желатин - 16 гр;
Глицерин — 4 см3;
Белила цинковые или мел - 100 гр;
Вода - 400 гр.
Казеин - 10-15 гр;
Нашатырный спирт— 2 см3:
Глицерин — 2 см3;
пигмент -- 35 гр;
Вода - 160 гр.
Эмульсионные грунты
Желатин - 6 гр; Вода - 40 гр;
Нашатырный спирт - 2 см3;
Масло вар. - 2 см3;
Белила цинковые - 30 гр;
Вода —30 гр.
Казеиновый клей - 10 гр;
Вода - 145 гр;
Нашатырный спирт- 10 см3;
Масло вар. - 100 см3;
Белила цинковые— 150 гр;
Вода - 350 гр.