Задание по курсу
«Современные проблемы науки и образования»
для обучающихся по заочной форме обучения
Контрольная работа
Выберите на сайте журнала «Современные проблемы науки и образования» https://www.science-education.ru/ru/issue/index любую статью из перечня номеров за 2016-2017 год. Подготовьте анализ статьи по следующему плану:
а) актуальность темы (в связи с чем написана статья);
б) основные вопросы, которые затрагивает автор статьи (перечислить);
в) практическая значимость данного материала (при решении каких проблем современной педагогической реальности может быть полезен данный материал) с приведением доказательств (данные статистики, факты и пр.);
в) предъявление парадигмы, в логике которой предлагается решение обозначенной проблемы;
г) Ваше отношение к значимости проблемы и ее решению.
Реферат
Выберите тему для написания реферата из предложенных ниже:
1. Критерии достоверности научного педагогического знания.
2. Методы получения современного научного знания в области педагогики.
3. Смена научных парадигм – закон развития науки.
4. Системоцентрическая и антропологическая парадигма науки.
5. Возникновение новых научных школ и направлений.
6. Становление новых педагогических теорий, концепций, развитие новых идей.
7. Современные тенденции развития образования в России.
8. Современные тенденции развития образования за рубежом.
9. Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования.
10. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.
11. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.
12. Модели образования в России и за рубежом, заданные Болонским соглашением.
13. Пути развития отечественной системы образования в свете мировых процессов.
14. Международное сотрудничество в сфере образования.
15. Научные отечественные педагогические школы.
16. Информационная культура субъектов педагогического процесса.
17. Тенденция гуманизации в образовании
18. Тенденция развития вариативности образования.
19. Тенденция фундаментализации образования.
20. Тенденция экологизации образования: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура.
21. Формирование глобального образовательного пространства в XXI в.
22. Формирование принципов современного образования.
23. Формы коммуникации между образованием и практикой в информационном обществе.
24. Образовательная политика как философская проблема.
25. Основные задачи образования в ХХI в.
26. Основные противоречия современного мира и их влияние на изменение принципов образования.
27. Проблема элитарности и массовости в современном образовании.
28. Современное понимание роли государства в сфере образования.
29. Соотношение традиций и инноваций в системе образования.
30. Компетентностный подход в современном образовании.
Требования к содержанию и оформлению:
- использовать не менее 5 источников, изданных не ранее 2010 г.;
- придерживаться следующей логики в изложении материала: актуальность, освещение проблемы в монографиях и трудах ученых, обоснованность с позиции практики, выявленные противоречия, обобщающие выводы;
- придерживаться научной терминологии;
- объем – 7-10 страниц, 13 кегль через 1,5 интервала.
Эссе
Написать эссе на тему «Мое видение современных проблем образования» или «Современные проблемы педагогической науки».
Рекомендуемый объем – 3-5 страниц. Свободное изложение материала. Выражение собственной позиции. Обращение к источникам при аргументации своей позиции.
Все письменные работы представить в электронном виде на адрес en.starostina@yandex.ru не позднее 24.12.2017.
Тематика семинарских занятий
Тема 1. Развитие образования в мире
1. Причины формирования единого исследовательского, образовательного и культурного пространства в Европе. Представить в виде таблицы:
2. Хронология Болонского процесса. Представить в виде таблицы или презентации. 3. Сущность и цели Болонского процесса. Основные принципы и направления преобразований системы высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Представить в виде таблицы или презентации. 4. Проблемы и тенденции реформирования образования в мире. Групповая дискуссия. Подумайте, как связана проблема Вашего исследования с мировыми тенденциями развития образования. Тема 2. Развитие образованияв России.
1. Современные парадигмы образования. Познакомьтесь с дидактическим материалом и представьте свое мнение о степени реализации современной парадигмы образования.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Принципы государственной политики в области образования. Охарактеризуйте новации ФЗ и представьте их в виде содержательных блоков.
3. Федеральные целевые программы развития образования. Представьте обзор материалов сайта Министерства образования и науки РФ.
4. Основные тенденции развития образования в России. Сравнительный анализ тенденций развития образования в нашей стране и за рубежом. Выделите общее и особенное и представьте в виде таблицы или презентации.
|
Дидактический материал
Сущность субъект-субъектной парадигмы. В настоящее время в педагогике термин «парадигма» получил достаточно широкое распространение, однако часто в его смысл вкладывают самое различные понятия. Например, раздаются призывы перехода к «гуманистической парадигме», обосновываются парадигмы технического общества и православной педагогики и т.п.
Термин «парадигма» (от греч. «образец») был введен в науковедение Т. Куном в 1962 году. Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. Парадигмальный подход уже четыре десятилетия находится в центре исследований отечественных и зарубежных науковедов: Дж. Агасси, И. Лакатоса, Дж. Холтона, П.П. Гайденко, Л.А. Марковой и др.
Ограничим классификацию образовательных парадигм двумя полярными по своим характеристикам:
Таблица 1. Сравнение образовательных парадигм
КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА | СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА | |
ОСНОВНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | ||
Подготовка подрастающего поколения к жизни и к труду | Обеспечение условий самоопределения и самореализации | |
ЧЕЛОВЕК | ||
Рассматривается как простая система | Рассматривается как сложная система | |
ЗНАНИЯ | ||
Как опыт предыдущих поколений – «школа памяти» | Как предвидение будущего – «школа мышления» | |
ОБРАЗОВАНИЕ | ||
Передача ученику готовых образцов знаний, умений и навыков | Созидание человеком образа мира в себе самом посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры | |
СТУДЕНТ | ||
Объект педагогического воздействия, обучаемый | Субъект познавательной деятельности, обучающийся | |
ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА И СТУДЕНТА | ||
Субъект-объектные, монологические отношения педагога и обучаемого | Субъект-субъектные, диалогические отношения андрагога и обучающегося | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Репродуктивная (ответная) деятельность обучаемого | Активная познавательная деятельность обучающегося |