ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.
Дети познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве и др., знаки-символы, их обозначение, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие. Дети выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач, а в дальнейшем и словесных.
Цель. Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.
Материал. Иллюстрации из журнала «Веселые картинки» на нахождение сходства и отличия; игра «Сложи узор» (комплект из девяти кубиков); рабочие листы из книги «Учимся думать». – СПб.: Изд-во «Сова» 1994.
Содержание
1. Взрослый показывает детям письмо от Микки-Мауса, который хотел прилететь к детям в гости. Его самолет потерпел аварию, и Микки-Маус оказался в глухом лесу перед высокой стеной.
В стене есть дверь, но на ней висит огромный замок. На стене написано: «Волшебная страна». Попасть в нее сможет лишь тот, кто ответит на тридцать три вопроса. Микки-Маус переписал их и отправил детям письмо с почтовым голубем. Он просит детей помочь ему ответить на вопросы.
Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
(Двое)
Двое глядят, да двое слушают.
(Глаза и уши)
Примечание: тридцать три задания дети будут выполнять на протяжении 8-10 игр-занятий. Можно стимулировать интерес детей следующим образом. На большом листе бумаги сделать точечный рисунок замка (навесной). Ответ на вопрос или выполнение задания сопровождается соединением точек. После того как дети ответят на все 33 вопроса, на листе получится рисунок замка, к которому нужно будет подобрать ключ.
|
Игровое упражнение «Кто назовет как можно больше признаков отличия?
Взрослый предлагает детям две-три пары картинок, отличающихся четырьмя – пятью признаками, и говорит, что Микки-Маус в каждой паре нашел лишь по одному отличию. Требуется найти остальные.
Названные детьми отличия фиксируются. Дети соединяют линией следующую пару точек загадочной картинки.
Микки-Маус предлагает провести физкультминутку «Стойкий оловянный солдатик».
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди, да смотри не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый.
3. Игра «Сложи узор». Микки-Маус прислал образец странного узора, он не знает, из чего узор выложен.
Взрослый подводит детей к мысли о том, что такой узор можно выполнить из кубиков игры «Сложи узор». Он предлагает детям вспомнить, какие узоры они уже выкладывали из кубиков, просит придумать интересный, оригинальный узор из девяти кубиков.
Взрослый участвует в игре, при этом допускает ошибку в виде неправильно повернутого кубика или подобранного цвета. Дети находят и исправляют ошибки.
После выполнения задания дети соединяют следующую пару точек на загадочной картинке.
Игра «Вперед и назад».
Дети встают вдоль края ковра. Им требуется допрыгать до противоположного края ковра на правой ноге, а обратно – на левой.
|
Цель. Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.
Материал. Резиновый мяч; игра «Сложи узор»; рабочие листы из книги «Учимся думать».
Содержание
1. Взрослый предлагает детям следующие задания Микки-Мауса:
Чтобы попасть в Волшебную Страну, нужно знать много скороговорок. По просьбе Микки-Мауса дети вспоминают скороговорки, заучивают ту, что прислал Микки-Маус: «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами четыре чертежа».
Дети проговаривают скороговорку коллективно и индивидуально (по желанию). Взрослый спрашивает, заметили ли они, чем необычна эта скороговорка? (Все слова на «ч»), какое число в ней называется? Сколько раз?
2. Игра «Вопрос – ответ». Микки-Маус уверен, что дети знают много игр, сказок, загадок. Он предлагает задание для фантазеров и знаек.
Дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.
Примеры вопросов:
Почему снег белый? Почему лягушки квакают? Сколько голов у Змея-Горыныча? Чей сын цыпленок? Сколько хвостов у двух ослов?
Ответ ребенка может быть как точным, так и творческим, с элементами фантазии.
3. Игра «Сложи узор». Для путешествия по Волшебной Стране Микки-Маусу нужен транспорт. Чтобы плыть по реке – пароход, Чтобы ехать по земле – машина, а если на пути встанут труднодоступные горы – самолет или ковер-самолет.
Взрослый предлагает составить по образцу из девяти кубиков пароход для Микки-Мауса (серия Б), а затем придумать и составить волшебную машину или ковер-самолет с красивым узором.
|
Взрослый стимулирует желание детей помочь Микки-Маусу, предлагает рассмотреть все предложенные виды транспорта, выбрать самый подходящий для путешествия по Волшебной Стране и зарисовать его в тетрадях.
Физкультминутка – «Самолет»:
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.
4. Игра «Разноцветные дорожки». Микки-Маус попадет в Волшебную страну, если узнает волшебное заклинание. Оно находится в золотой шкатулке, которая зарыта под старым дубом. Взрослый раздает детям рабочие листы (изображен Микки-Маус и дуб, между ними находится поле, состоящие из точек, по точкам проводим линию – дорожку).
- Микки-Маус хочет подойти к дубу вот по этой дорожке (показывает). Нарисуйте цветными карандашами другие дорожки к старому дубу. Сколько дорожек можно нарисовать? Какая дорожка самая длинная и почему? Какого цвета самая короткая дорожка? (Дети считают точки, через которые проходят дорожки). Сколько разных цветов ты использовал?
Выигрывают дети, нарисовавшие большее количество дорожек.
Цель. Развитие смекалки, комбинаторных способностей, умения обобщать, преобразовывать, делать логические выводы.
Материал. Счетные палочки; чертежи задач-головоломок, логические задачи; «Монгольская игра».
Содержание
1. дети продолжают плавание по Реке Загадок. Микки-Маус предлагает сделать остановку на небольшом островке и вспомнить, чему дети научились в Городе Веселых мастеров. Они отсчитывают по семь палочек и выкладывают из них фигуру, изображенную на чертеже.
В данной фигуре нужно переложить две палочки так, чтобы получить три равных треугольника.
Решив задачу, дети берут еще по одной палочке и составляют новую фигуру. Надо переложить четыре палочки так, чтобы получилась фигура, напоминающая бабочку.
Из тех же восьми палочек дети составляют еще одну фигуру. Затем перекладывают три палочки, чтобы получилась фигура, напоминающая стол с букетом цветов.
Дети решают предложенные головоломки, затем вместе с воспитателем придумывают новую головоломку.
Путешествие продолжается. Корабль приплывает в Страну сказок.
2. «Монгольская игра». Дети рассматривают игру, группируют фигуры по форме: прямоугольники, квадраты, треугольники; затем по размеру и т.д.
Детям предлагается составить из частей игры «теремок», определить форму стен, крыши, окон.
После составления теремка Микки-Маус организует игру-соревнование «Собери квадрат». (Квадрат дети собирают из частей «Монгольской игры».)
3. Игра «Где чей дом?». Взрослый раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).
Цель. Развитие пространственных представлений, аналитических способностей, освоение понятия итогового числа.
Материал. Лабиринты из журнала «Весёлые картинки»; палочка-указка; игрушки; палочки Кюизенера; силуэтные изображения тигрят.
Содержание
1. Игра «Кто быстрее пройдет свой лабиринт». Жители Города Геометрических Фигур не знают, где находится Микки-Маус. Волшебная Страна очень большая, нужно уметь ориентироваться в ней. Дети получают по несколько картинок-лабиринтов, покрытых прозрачной пленкой. Следом карандаша они показывают путь выхода из лабиринта. Выигрывает тот, кто не допускает ошибок. Взрослый просит ребят выяснить направление движения. После прохождения всех лабиринтов дети вновь отправляются на поиски Микки-Мауса.
2. Игра «Угадай, что спрятано?». Дети находят «чудесный мешочек» с различными предметами. Взрослый даёт словесное описание внешнего вида и назначения какого-либо предмета или игрушки. Например: желтый, пушистый, круглый, две лапки, клюв. Ребенок ищет и достает этот предмет из мешочка. Прятать и описывать предмет может ребенок, а угадывать – взрослый. Взрослый допускает ошибки.
Среди предметов в «чудесном мешочке» - конверт с письмом от Микки-Мауса. Он находится в Городе Цветных Чисел.
3. Игра «Разложи по порядку». В Городе Цветных Чисел все палочки лежат на столе, без коробки. Дети получают конверты с силуэтами тигрят. Они кладут тигренка и один белый кубик, он соответствует цифре один, его следует положить под тигренком.
Действия можно сопровождать рассказом: «В одном лесу жили маленькие веселые тигрята. Однажды тигренок Тим заблудился и попал в Город Цветных Чисел. Тигренок один, и кубик один. Затем в город пришел еще один тигренок – их стало два».
Дети кладут двух тигрят, а под ними – два белых кубика, настолько близко, чтобы казалось, что это одна палочка. Теперь нужно поискать палочку такой же длины, какую имеют два белых кубика вместе.
Дети определяют на глаз или путем приложения, какая палочка имеет длину двух белых кубиков, находят ее (розовую) и кладут под двумя белыми кубиками, практически убеждаясь в том, что они имеют одинаковую длину. Взрослый поясняет, что розовая палочка – это цифра два, так как она равна двум белым кубикам.
Аналогично дети осваивают значение всех остальных цветных палочек.
Цель. Освоение временных понятий, развитие внимания, творческого воображения.
Материал. Иллюстрации к частям суток; знаки-символы; игра «Геометрическая мозаика».
Содержание
1. Игра «Найди Микки-Мауса». Дети ищут Микки-Мауса среди картинок с изображением времен года. Микки-Мауса не оказалось. Взрослый предлагает поискать его среди картинок с изображением частей суток. Дети рассматривают картинки, на которых отражено разное время суток, выкладывают картинки в ряд, называют признаки, характеризующие утро, день, вечер, ночь. Взрослый подводит детей к выводу, что сутки состоят из четырех частей. Дети рассказывают, чем они занимаются в разное время суток, отвечают на вопросы: Как называются сутки, которые прошли? (Вчера) Как называются сутки, в которые мы живем в настоящий момент? (Сегодня) Как называются сутки, которые скоро наступят? (Завтра).
2. В углах комнаты ставятся стульчики, на спинках которых прикреплены знаки-символы. Например, синий круг означает вчера, желтый – сегодня, красный – завтра. Взрослый задает вопросы, дети, не отвечая, идут к тому знаку-символу, который соответствует ответу.
Дети дополняют предложения словами, подходящими по смыслу:
Сильный мороз не сегодня и не завтра, а был … (вчера)
Мы играем в саду не завтра и не вчера, а … (сегодня)
Воскресенье не сегодня, а будет … (завтра)
Детям читают предложения, в которых допущена ошибка. Дети исправляют ответ, подходят к нужному знаку-символу. Например:
Вчера ты мне дашь свою куклу?
Завтра мы гуляли в парке? И т.д.
3. Звонит телефон. Воспитатель берет трубку, сообщает детям, что Микки-Маус вернется не завтра и не вчера, а …
К возвращению Микки-Мауса дети составляют красивые узоры из «Геометрической мозаики». Они получают по набору игры и выкладывают узоры по образцам. Время фиксируется песочными часами. Затем узоры выполняются по замыслу детей, зарисовываются в тетрадь.