ЛЕГЕНДА О ПУТЕШЕСТВИИ СВ. БРЕНДАНА




 

«Плавание св. Брендана» (лат. Navigatio Sancti Brendani Abbatis) – текст на латинском языке, повествующий о том, как св. Брендан Мореплаватель (ирл. Naomh Bréanainn, лат. Sanctus Brendanus) отправился в морское путешествие к далеким землям. По своему сюжету является типичным ирландским «плаванием», и в дальнейшем был переведен на множество других языков, став одним из первых ирландских произведений, ставших популярными за пределами Ирландии.

 

Сам концепт произведения был заимствован из ирландского язычества и был переосмыслен с христианской точки зрения: главным героем становится святой; мотивом путешествия – желание достичь «Земли, обетованной святым» (в отличии от «плаваний» Брана и Майль-Дуйна, где героем движет намерение найти землю блаженства или жажда мести соответственно); спутниками – монахи, с которыми они регулярно совершают богослужения; чудеса, которые странники встречают на своем пути, осмысливаются как призванные явить славу Божию etc.

 

Английский писатель Дж.Р.Р.Толкин сочинил по мотивам легенд об этом святом стихотворение «Смерть святого Брендана».

 

Некоторые считают, что ирландцы в своих странствиях по морю вполне могли достигать берегов Исландии и даже Америки. Этого мнения придерживался британский путешественник Тим Северин (англ. Tim Severin), на реконструированном ирландском корабле совершивший полное трудностей странствие по предполагаемому маршруту св. Брендана, которое он описал в книге «Путешествие на «Брендане».

 

Вот краткий пересказ «Плавания…» (сделан по книге А. Шабанова «Кораблики святому Брендану Мореплавателю»):

 

…История начинается с того, что в монастырь, где жил св. Брендан, пришел его старый друг и учитель по имени Баринтус и рассказал, что однажды, путешествуя, он достиг «Земли, обетованной святым», которая «с первых дней Творения Мира осталась неизменной». Земля там была усыпана драгоценными камнями, вокруг росли деревья с бесчисленными плодами на ветвях и «казалось, что мир состоит из воздуха, цветов и запаха яблок». Однако, спустя некоторое время им явился человек, «словно весь окруженный сиянием» и сказал, что им нужно возвращаться. Святой Брендан был настолько поражен рассказом Баринтуса, что решил во что бы то ни стало посетить это место. Как можно увидеть, описание «Земли, обетованной святым» очень походит на то, как ирландцы представляли себе Тир на Ног («Землю Вечной Юности») или аналоги, встречающиеся в кельтской мифологии.

 

Брендан из монастырской братии выбрал 14 человек, которые должны сопровождать его в долгих скитаниях по океану. Когда они отплывали, к ним присоединились трое монахов, говоря, если Брендан не возьмет их с собой, они «умрут от голода и жажды на этих скалах». Святой позволил им сесть на корабль, но грозно предрек, что одному из монахов «предстоят испытания, но и поддержка от Бога не заставит себя ждать», двое других же сгинут. Мотив «лишних» участников путешествия, присоединившихся в последний момент, некоторые из которых или все затем погибают, был весьма распространен в «плаваниях» (например, вы могли увидеть его в «Плавании Майль-Дуйна»).

 

После долгого штиля и изнурительной гребли монахи пристали к острову, где далеко от берега стояли красивые чертоги, в которых, однако, никого не было. В просторном светлом зале находились мягкие ложа, стол и резные сидения, кувшины с водой для омовения, а на стенах были развешаны отделанные серебром рога для питья и уздечки. По углам были расставлены дивной работы вазы и подсвечники. Монахи сходили в погреб, поужинали и отправились спать, как тут Брендан увидел невесть откуда взявшегося маленького негра («эфиопа»), который позванивал серебряным ожерельем у головы одного из монахов. Это был сам Диавол. Монах, не справившись с искушением, взял украшение. Утром святой сказал братии, что знает о совершенным одним из путешественников воровстве, и преступник со слезами покаяния бросился на колени перед Бренданом. Святой перекрестил вора, и из его груди выпрыгнул негр, говоря, что он «уже семь лет» живет в нем. Брендан позволил раскаявшемуся вору исповедаться и причастится, после чего тот умер, и ангелы забрали его душу. Этот сюжет очень напоминает подобные ему в других «плаваниях» (например, эпизод про «остров с котенком» из «Плавания Майль-Дуйна»).

 

Простившись с умершим и радуясь, что его душа отошла к Богу, монахи продолжили путешествие, и пристали к острову, который поразил их своим обликом: он оказался каменистым и голым, на нем не было песка и росло лишь несколько одиноких деревьев. Настал день Пасхи, и монахи начали праздничное богослужение. Им было настолько хорошо, «что казалось, будто они в храме, а не под открытым небом». После богослужения они начали обедать, но тут остров сильно закачался и стал отдаляться от корабля. «Что происходит с нами, отец-настоятель!?» - взмолились монахи. «Не бойтесь и молитесь!» - отвечал им Брендан. Когда братия оказались на корабле, святой, улыбнувшись, спросил их: «Ну что, вы удивлены?». На что монахи сказали: «Удивлены!? Да мы чуть не умерли от страха, не успев даже удивиться!». Тогда Брендан успокоил их и сказал, что ночью ранее ему было видение, в котором Бог открыл святому, что островом, который они посетят следующим, окажется самое огромное из когда-либо живших в мире морских существ – кит по имени Якониус (другой вариант – Яскониус, лат. Jaconius, Jasconius от др.-ирл. íasc, ирл. iasc «рыба»).

 

Другим островом, который встретился на пути странником, стал «остров райских птиц»: на нем обитали души младенцев, умерших некрещеными. По христианскому вероучению, они не могли попасть в рай из-за первородного греха, в котором повинен каждый рожденный, но Бог даровал им милость: он поселил их на острове, где растет гигантское дерево, и позволил каждый воскресный и праздничный день принимать облик птиц с белоснежным оперением. Когда они пели стихи, прославляющие Господа, «святому Брендану и его спутникам казалось, что они слышат жалобный плач». Также на острове находился источник сонной воды: кто пригубит ее, крепко уснет на целые сутки. Образ птиц-душ, обитающих в ветвях дерева (будь то души людей, ожидающих воплощения или души умерших), очень распространен в мировой мифологии. Описание воды из «сонного источника» напоминает эпизод с «пьянящими ягодами» из «Плавания Майль-Дуйна», несколько облагороженный христианскими требованиями благочестия.

 

«Три месяца океан держал в своих объятиях путешественников. День сменялся ночью, небо посылало дожди, и солнце сушило парус», и путешественники достигли острова, где стоял монастырь. Оказалось, что основателем был святой Аилбе (др.-ирл. Ailbe, англ. St. Elvis, от лат. Albeus), и с тех пор там живут монахи, они сильны и здоровы: которых «старость словно стороной обходит обитель». Обитатели острова во время пения хора слышат «голос человеческий», при этом настоятель уверил Брендана, что «никто из нас не страдал душевным или телесным расстройством». Брендан спросил настоятеля, могут ли они остаться здесь, но тот дал отрицательный ответ и изрек пророчество: один из путешественников останется на некоем Острове Отшельников, другой же сгинет в аду.

 

Странники простились с монахами и поплыли дальше. Спустя некоторое время море превратилось в трясину из водорослей, источавших жуткий смрад. Некоторым спутникам Брендана стало плохо, но он взмолился, и свежий ветер разогнал удушливые испарения. Путешествие продолжилось.

 

Следующим испытанием был долгий штиль: ни дуновения ветерка, ни птиц, ни рыб… Через некоторое время из морской пучины появилось гигантское чудовище с головой змея! Братья в ужасе стали молиться. Змей уже был готов сокрушить корабль, как тут с запада приплыло другое чудовище, изрыгая огонь, и монстры начали сражаться. Вода побагровела от крови. Долгой была схватка, но второй змей одолел первого и удалился в ту сторону, откуда явился. Часть убитого монстра монахи разделали на мясо, которого хватило на три месяца.

 

Далее монахи посетили совершенно плоский остров с очень малым количеством растительности. Однако, он оказался обитаем: на нем жили, не нуждаясь в пище, три группы людей: мальчики, сильные взрослые мужчины и старики. Они тремя хорами пели хвалу Господу. Брендан со спутниками сошел на берег и провел богослужение, однако один из них изъявил желание остаться на острове, и святой благословил его. Так второй из трех путешественников, которому было предначертано не вернуться домой, оставил странствие. Это место очень напоминает остров из «Плавания Майль-Дуйна», на котором отдельно жили короли, королевы, воины и девы.

 

Моряки продолжили путешествие, и на пути им встретилось настоящее чудо – высокая блистающая колонна из чистого прочного кристалла, который, как им казалось, был тверже мрамора. Подойдя совсем близко к дивной колонне, они увидели, что на одном из выступов рядом с водой лежат потир и дискос (чаша и блюдо для совершения христианского богослужения) из того же материала, что и само чудо природы. Этот эпизод напоминает аналогичный из «Плавания Майль-Дуйна», где мореплавателям повстречалась похожая серебристая колонна. Некоторые исследователи полагают, что Брендан со спутниками видели айсберг.

 

Следующим островом, повстречавшимся на пути мореходов, оказался черный каменистый остров, на котором жили огромного роста краснолицые люди, ковавшие железо: огонь, казалось, вырывался прямо из-под земли. Стоял невообразимый грохот. Заметив путешественников, великаны стали брать голыми руками куски породы и бросать в море, которое тут же вскипело, однако корабль остался невредим. Монахи посчитали, что эти кузнецы – демоны, а остров – врата Ада. Сюжет сходен с подобным из «Плавания Майль-Дуйна». Вероятно, реальным прототипом этого острова стал вулкан.

 

Спустя несколько часов странники оказались у совершенно черной высокой скалы, поднимавшейся из моря. Как только они приблизились к ней, один из монахов бросился в воду и, словно управляемый злой волей, поплыл к скале, но лишь только он взобрался на мрачные камни, как появились демоны и растерзали несчастного. Так погиб третий из монахов, которому было предсказано не вернуться на родные берега. За какие грехи он был так наказан, читателю неизвестно.

 

Через неделю странствия пред очами мореходов предстало странное зрелище: на маленьком островке (вернее, даже камне) сидел, скрючившись, человек, а волны и холодный ветер терзали его тело. Этим человеком оказался Иуда, главный предатель Нового Завета, которому Бог даровал великую милость: каждое воскресенье и во дни великих церковных праздников ему было дозволено покидать Ад и пребывать на этом маленьком островке. Иуда рассказал, что за свою жизнь сделал всего два добрых дела, за что его наказание было облегчено. Брендан помолился за великого грешника, чтобы бесы меньше мучили его, и корабль пошел дальше.

 

Следующим островом стала обитель отшельника, которого по-христиански звали Павел. Когда-то он был ирландским монахом и работал могильщиком, но однажды ему явился святой Патрик и сказал, что он должен отправиться в море и стать анахоретом. Павел стал жить на этом острове, где не растет ничего, кроме сорной травы и мха, но каждые три дня из моря выплывала выдра и приносила ему рыбу, а потом на нем из скалы пробился источник пресной воды.

 

Спустя несколько месяцев путешественники, наконец, достигли цели своего путешествия – Земли, обетованной святым. Это оказался большой зеленый остров, скрытый туманом, от которого веяло ароматом свежести и фруктов. Ступив на берег, монахи почувствовали благословение этой земли. На острове было много разных деревьев, а камни, лежащие среди изумрудной травы, сверкали подобно драгоценным камням, слиткам золота или хрусталя. Воздух, полный дивных ароматов, вселял силы и прогонял прочь дурные мысли. Там не было ни холода, ни зноя, ни несчастий. Дивясь окружающей природе, путешественники пошли вглубь острова, но через некоторое время путь им преградила широкая быстрая река, в которой прыгали большие серебристые лососи. Некоторое время они думали, как им переправиться на тот берег, но затем к ним подошел прекрасный юноша, который мелодичным голосом сказал странникам, что дальше идти нельзя. Долгие скитания завершились, и вскоре они вернутся на Родину. Юноша предсказал Брендану, что его земная жизнь подходит к концу, и вскоре он вернется в эти земли, но уже не как гость в теле, а как бессмертный дух. Эта земля очень похожа на благословенные острова Иного мира, известные из кельтской мифологии, однако переосмыслена с точки зрения христианства.

 

Монахи взошли на корабль, попутный ветер наполнил парус, и странники спустя недолгое время причалили к берегам родимой Ирландии. Брендан вернулся в свой монастырь и, причастившись, умер на родной земле. Святому было девяносто три года. Так закончились долгие странствия, полные чудес и испытаний.

 

 

НАПИСАНО НА ОСНОВЕ КНИГИ:

· Протоиерей Александр Шабанов, «Кораблики святому Брендану Мореплавателю».

 

 

(c) Medrawd Coediog (Валерий Лесной), март 2018.

Распространение приветствуется,

но с обязательным указанием авторства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: