Копилка историй подростков, которых обзывают и унижают сверстники, пополнилась еще одной историей. Молодой парень (13 лет) не знал, как реагировать на различные «клички», которые придумывали для него его ровесники в спортивной секции. «Друзья», таким образом, иронизировали над его небольшим ростом. В действительности рост у парня вполне нормальный для его возраста, однако, на фоне уже вытянувшихся ровесников, он выглядит «мелким».
Рост, вес, фамилия достаточно часто становятся предметом насмешек у подростков, которые ищут способы самоутверждения и развлечения. Мало кто пережил период подросткового возраста только под своим настоящим именем (исследований не проводили, но по своим воспоминаниям и откликам друзей и знакомых это так, особенно у мальчиков). Но у одних не возникает ощущения, что над ними издеваются, а другие глубоко переживают и испытывают унижение.
«Кличка» в подростковом возрасте – проверка на психологическую устойчивость подростка, на его возможности в самоиронии, которая выступает одним из важных факторов становления личности человека. Именно те подростки, которые могут иронизировать над собой, не становятся, как правило, объектом постоянных насмешек, не испытывают унижение и не получают психологическую травму. В дальнейшем навык самоиронии позволяет преодолевать многие жизненные трудности без особых последствий для психики и здоровья человека.
Однако научиться самоиронии бывает непросто, ведь удачная, с точки зрения сверстников, «кличка» часто бьет в самое больное для подростка место. Тут становится не до самоиронии, подросток просто не может справиться с нахлынувшими эмоциями и его реакции принимают непредсказуемый характер. Испытывая обиду, унижение он может делать вид, что ему безразлично, не реагировать на провокацию. Чаще всего этот способ избежать насмешек не работает, так как его «обидчики» чувствуют внутреннее напряжение и обязательно попытаются достать, домучить свою жертву.
|
Таким образом, отсутствие реакции (или вернее внутренние переживания и подавление внешних проявлений) не гарантируют подростку спокойной жизни. Также их не гарантирует агрессия в отношении обидчиков. Такая реакция ожидается и является желательной. Можно дразнить человека и убегать от него (получается своеобразная игра), а в более старшем возрасте придумывать все новые прозвища, так как человек в состоянии агрессии раскрывается и показывает еще больше своих «слабых» сторон.
Обучение подростка правильной реакции на «обидные» клички состоит из трех шагов. Шаг первый – «психологическая устойчивость». На этом шаге нужно создать основу для эмоциональной устойчивости у подростка. Это работа, не связанная напрямую с реакцией на конкретную кличку. Необходимо проработать накопленный багаж психологических травм, в том числе травм раннего детства. Это наиболее трудоемкий шаг. В упомянутом выше случае на проработку психологических травм потребовалось две встречи (травм оказалось немного).
Шаг второй – «психологический комфорт». На этом шаге нужно придумать и закрепить в сознании позитивные ассоциации, связанные с прозвищем. В нашем случае это были такие качества как резкий, ловкий, быстрый и т.д. Эти ассоциации не нужно употреблять в ответ на «кличку». Они нужны для «внутреннего» применения, позволяют лучше контролировать эмоциональную реакцию.
|
Шаг третий – «самоирония». Когда подросток контролирует эмоциональную составляющую реакции, прозвище или кличка в очередной раз не травмируют его психику, нужно начинать тренироваться в самоиронии. Самоирония может существовать в разных формах: преувеличение своего «недостатка», который послужил поводом для прозвища, придумывание рифмы на «кличку», развитие темы и придумывание новой «клички» самому себе на основе старой и т.д.
В заключение нужно заметить, что до третьего шага на практике добираются не все. Многие подростки оказываются вполне удовлетворены эффектом от первых двух шагов. Они отмечают, что: «…то ли обзываться стали меньше, то ли они перестали на это реагировать». Те же, кто сделал третий шаг, говорят о его необходимости, но не только как способе противостоять иронии сверстников, а как о возможности «…сделать себя немного лучше, а свою жизнь намного проще».
Роман Кончаковский, 2019