ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРШНЕВЫХ НАСОСОВ




При эксплуатации поршневых насосов необходимо руководствоваться ПТЭ СВМ, инструкцией завода-изготовителя и указаниями службы судового хозяйства.

Перед пуском тщательно проверяют состояние насоса, которое должно отвечать требованиям «Правил технической эксплуатации» (у механизмов с лубрикаторами перед пуском проворачивают лубрикаторы на 12÷20 оборотов). Затем проверяют подвод смазки к трущимся деталям, проворачивают насос вручную при открытых спускных кранах. После этого паровую часть насоса прогревают до тех пор, пока из спускных кранов не будет выходить подсушенный прозрачный пар. Открывают нагнетательный клапан и арматуру на трубопроводе, приемный клапан
клапан на всасывающем трубопроводе. Пускают двигатель насоса в ход с небольшой скоростью, доводя ее до номинальной после полного удаления воздуха из магистрали.

Правилами технической эксплуатации запрещено: ускорять подготовку парового двигателя насоса за счет уменьшения времени прогрева, указанного в инструкции завода-изготовителя: пускать поршневой насос при закрытых нагнетательных клапанах, так как это может привести к аварии (разрыву трубопровода) применять для пуска ломики, молотки и регулировать парораспределение на ходу.

При эксплуатации насоса необходимо следить за показаниям контрольно-измерительных приборов и поддерживать заданный режим работы насоса, периодически проверяя число двойных ходов насоса в единицу времени. Следует постоянно поддерживать необходимое количество воздуха в воздушных колпаках. При появлении несвойственных данному насосу шумов и стуков необходимо выяснить и ликвидировать их причину.

Под мертвым ходом штока понимают его путь до выбирания слабин образованной устанавливаемым зазором.

Уровень масла в картерах механизмов следует проверять не реже двух раз за вахту. Смазку золотниковых коробок и цилиндров производят в самом ограниченном количестве, а при работе насыщенным паром — только при появлении скрипов и перед остановкой механизмов.

Регулирование производительности поршневых насосов производится: изменением открытия клапана свежего пара при паровом приводе, а при электрическом приводе — изменением хода поршня (насосы типа ЭНПР),
изменением числа оборотов электродвигателя (если такая возможность имеется), а также прикрытием клапана на всасывающем трубопроводе.

Остановку поршневых насосов производят в следующем порядке: останавливают двигатель насоса, закрывают приемный клапан на всасывающем трубопроводе и нагнетательный клапан, затем спускают перекачиваемую жидкость через спускные краны.

После этого устраняют все обнаруженные в работе неисправности.
Если насосы, предназначенные для перекачивания воды, применяются для перекачивания более вязкой жидкости, то для нормального заполнения их цилиндров число двойных ходов (оборотов вала насоса) следует изменить в зависимости от вязкости жидкости согласно графику (рис. 24). Большое значение для обеспечения нормальной работы вспомогательных механизмов, в том числе насосов, имеет применение соответствующих сортов смазочных масел. Смазка уменьшает трение и износ деталей, предохраняет их от коррозии, удаляет из зазора между поверхностями трения продукты износа деталей наноса и другие загрязнения. Обильная смазка цилиндров может привести к попаданию масла в котел, что отрицательно сказывается на его работе.

Для смазки вспомогательных механизмов морских судов используются смазочные материалы различных марок, являющиеся, как правило, продуктами перегонки нефти.

Смазочные масла растительного или животного происхождения используются крайне редко—лишь для смазки отдельных измерительных приборов.

В зависимости от условий применения к смазочным материалам (маслам) предъявляются различные требования. Вязкость масла должна соответствовать условиям работы трущихся частей удельному давлению, скорости движения, температуре и т. д.

Во избежание коррозии смазываемых частей масло должно содержать строго ограниченное количество кислот. При смешивании с водой оно не должно иметь высокую эмульгирующую способность, так как в этом случае не может быть применено в системах циркуляционной смазки (из-за уменьшения липкости и вязкости. Технические условия на масло строго ограничивают содержание внем золы, механических примесей и воды.

В последнее время для улучшения качества масел к ним прибавляют присадки, обеспечивающие нужную вязкость масла при повышенных температурах, предохраняющие масло от окисления, уменьшающие коррозию трущихся частей, предупреждающие загрязнение деталей, снижающие вспенивание масла и т. д. Присадки хорошо растворяются в маслах и отличаются стабильностью свойств при хранении.

Для смазки механизмов и машин на судах применяют масла индустриальные (машинные), цилиндровые, моторные, авиационные и др.

Кроме того, на судах в небольших количествах применяют некоторые специальные сорта масел.

В настоящее время в ряде пароходств стала применяться порошкообразная смазка дисульфит молибдена (МоS2), служащая присадкой к цилиндровым маслам. Применение ее для смазки паровых машин уменьшило износ деталей в 1,5—2 раза и позволило уменьшить замасливание котлов.

Для смазки поршней паровых насосов применяется цилиндровое масло, а для подшипников — индустриальное (машинное) всоответствии с приложением 2 ПТЭ [18]. Смазка насосов лубрикаторная или фитильная.

Поршневые насосы обладают рядом преимуществ: имеют высокий полный к. п. д. (до 0,9); развивают высокие давления (создаваемое насосами давление не зависит от подачи и числа двойных ходов поршня)

(Однако в поршневых насосах при больших колебаниях давления возможно снижение подачи (при росте давления) в связи с некоторым увеличением утечек и, следовательно, падением величины объемного коэффициента полезного действия);

обладают способностью сухого всасывания (нет необходимости предварительно заливать в насос жидкость при запуске); имеют слабую чувствительность к изменению температуры и вязкости перекачиваемой жидкости.

К недостаткам поршневых насосов следует отнести: увеличенные по сравнению с другими типами насосов габаритные размеры и массу; высокую стоимость изготовления и сборки; неравномерную (пульсирующую) подачу и в связи с этим колебания давления в трубопроводе; отсутствие регулировки подачи (за исключением паровых насосов и специальных с регулировкой подачи).

Прямодействующие насосы типа ПНП обладают некоторыми свойственными только им преимуществами и недостатками. К бесспорным преимуществам относятся: отсутствие в кинематической схеме коленчатого вала и шатунных механизмов, что делает насос более легким, а также позволяет уменьшить его габаритные размеры; надежная и спокойная работа; более равномерная по сравнению с приводными и насосами других конструкций подача (за исключением насосов тройного действия). Всасывающая способность их больше, чем у приводных насосов многократного действия.

Недостатками этих насосов являются: тихоходность (по сравнению с приводными поршневыми насосами); низкий механический к. п. д. из-за сложной передачи движения золотникам; потеря мощности от дросселирования пара, проходящего через постепенно увеличиваемую золотником щель паровпускного канала; низкая экономичность вследствие работы насоса без расширения пара, что вызывает его повышенный расход (в среднем 30—50 кг наединицу полезной мощности в час, что в десять раз больше затрат энергии при электроприводе). При работе на насыщенном паре расход пара увеличивается до 70 кг (при нормальном числе ходовпоршня). На расходе пара сильно сказывается начальная конденсация его, вследствие чего с уменьшением скорости поршня насоса расход пара увеличивается, достигая 130 кгс/л. с.• ч и выше. Расход пара Gв на 1 л. с. •ч изменяется в зависимости от отношенияфактического (nф) номинальному
(nн)числу оборотов.

Для повышения к. п. д. всей паросиловой установки целесообразно использовать отработавший в насосе пар для бытовых нужд и для подготовки питательной воды (при паросиловой установке).

На судах с дизельными установками в качестве осушительного насоса применяются поршневые насосы с электроприводом.

В итоге следует отметить, что в области больших давлений при малых подачах поршневые насосы имеют безусловно преимущественное распространение. Однако большие габаритные размеры и масса этих насосов вынуждают во многих случаях заменить их роторными и лопастными насосами.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: