Макроэкономика как теоретическая основа разработки экономической политики государства.




Макроэкономика обстоятельно теоретические основы экономической политики государства (кредитно-денежной, фискальной, социальной) и формулирует конкретные предложения в этом направлении.

Макроэкономика является основой экономической политики государства.

Национальная экономика – экономическая деятельность

хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная

на удовлетворения потребностей нации.

Цели макроэкономической политики государства.

1.Экономический рост – обеспечение устойчивой тенденции

роста национального продукта.

2.Оптимальная занятость – обеспечение работой всех, кто желает и способен работать.

3.Стабилизация цен – одинаковая эффективность для всех хозяйственных субъектов, т.е. обеспечение стабильного уровня цен,

исключающее инфляцию.

4.Внешнеторговый баланс – предусматривает внешнеторговое

равновесие, баланс экспорта и импорта, стабильный обменный

курс национальной валюты.

Для реализации этих целей используются следующие основные инструменты макроэкономической политики.

1.Налогово-бюджетная политика, предусматривает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику.

2.Кредитно-денежная политика, осуществляется государством

посредством денежной, кредитной и банковской систем страны.

3.Политика доходов – это желание государства сдерживать

инфляцию директивными методами, либо контроль над заработной платой и ценами, либо планирования повышения заработной платы и цен.

4.Внешнеэкономическая политика. Учёт и анализ внешнеторговой деятельности страны и управление валютными рынками.

Какие взаимосвязи между экономическими субъектами отражаются в моделях кругооборота? Что лежит в основе деления системы показателей кругооборота на запасы и потоки?

Различают два типа показателей: а) потоки; б) запасы.

В основе деления на типы лежит измерение количественных показателей во времени. Потоки отражают скорость движения ресурсов в единицу времени (например, тонн в год). Запасы определяют наличие того, что есть в экономике в данный момент времени.

К числу потоковых показателей относятся валовый выпуск (ВВ), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), располагаемый доход, а также расходы на потребление (С), сбережения (S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (T), экспорт (E), импорт (Z) и др.

Запасы в макроэкономике характеризуются следующими показателями: имущество – показатель, включающий реальные активы (реальный капитал) и финансовые активы (акции, облигации); национальное богатство – совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной за всю историю ее существования; реальные кассовые остатки – запас платежных средств, которые экономический субъект желает иметь в наличности.

Система взаимосвязей между экономическими субъектами отражается в моделях кругооборота. Различают три модели кругооборота: а) закрытая модель без участия государства; б) закрытая модель с участием государства; в) открытая модель с привлечением внешнеэкономического сектора.

Закрытая модель без участия государства отражает взаимосвязь между фирмами и домохозяйствами на рынках благ, труда, финансов.

Рис. 13.1. Закрытая модель без участия государства

Экономика находится в состоянии равновесия при следующих условиях:

где Y – национальный доход; С – расходы на потребление; I – расходы на инвестиции;

где Iф – фактические инвестиции; Iпл – плановые инвестиции;

где S – сбережения домохозяйств (разница между доходом и потребительскими расходами).

В случае неравновесия происходит изменение номинальных величин, характеризующих количество потоков тех или иных денежных показателей.

Если потребительские расходы С + I больше объема национального дохода У, то в экономической системе возникает дефицит.

Если расходы меньше доходов, то в экономике образуется запас. Если!!!/ψ ^ /пл, возникает неравновесие.

Отсюда уравнения макроэкономических субъектов будут следующие:

• для домохозяйства Υ = С + S;

• для фирмы Υ = С + I.

Закрытая модель с участием государства отражает вмешательство государства в экономику при следующих ситуациях: а) сбор налогов (Т) и осуществление социальных выплат – трансфертов (TR); б) закупки на рынке благ (G); в) регулирование количества денег в обращении.

Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства: Sg = Т – G.

Если сбережения отрицательные, возникает государственный долг (дефицит государственного бюджета), который может покрываться за счет государственных займов на денежном рынке или рынке ценных бумаг.

Участие государства в кругообороте изменяет уравнения экономических субъектов следующим образом.

Уравнения макроэкономических субъектов:

• для домохозяйства Y = С + Т + S;

для фирмы Y = С + I + G;

• для государства Y = Т + S.

Условия равновесия:

где S g – сбережения государства; Т – налоги; G – государственные закупки товаров и услуг;

где S нац – национальные внутренние сбережения.

В условиях открытой экономики тождество принимает следующий вид:

где NX – чистый экспорт.

Тождество выполняется применительно к запланированным расходам:

где I н – незапланированные инвестиции.

Если I – S+ NX = 0, то платежный баланс страны сбалансирован. При гибком валютном курсе равновесие платежного баланса имеет тенденцию восстанавливаться автоматически за счет изменения чистого экспорта (VX). При фиксированном валютном курсе в условиях нарушения равновесия используют валютные резервы (VR) как часть сбережений страны: NX – (SI) = VR. Если VR > 0, то имеет место избыток платежного баланса, идет прирост резервов, если VR < 0, то резервы сокращаются.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: