Макроэкономика обстоятельно теоретические основы экономической политики государства (кредитно-денежной, фискальной, социальной) и формулирует конкретные предложения в этом направлении.
Макроэкономика является основой экономической политики государства.
Национальная экономика – экономическая деятельность
хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная
на удовлетворения потребностей нации.
Цели макроэкономической политики государства.
1.Экономический рост – обеспечение устойчивой тенденции
роста национального продукта.
2.Оптимальная занятость – обеспечение работой всех, кто желает и способен работать.
3.Стабилизация цен – одинаковая эффективность для всех хозяйственных субъектов, т.е. обеспечение стабильного уровня цен,
исключающее инфляцию.
4.Внешнеторговый баланс – предусматривает внешнеторговое
равновесие, баланс экспорта и импорта, стабильный обменный
курс национальной валюты.
Для реализации этих целей используются следующие основные инструменты макроэкономической политики.
1.Налогово-бюджетная политика, предусматривает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику.
2.Кредитно-денежная политика, осуществляется государством
посредством денежной, кредитной и банковской систем страны.
3.Политика доходов – это желание государства сдерживать
инфляцию директивными методами, либо контроль над заработной платой и ценами, либо планирования повышения заработной платы и цен.
4.Внешнеэкономическая политика. Учёт и анализ внешнеторговой деятельности страны и управление валютными рынками.
Какие взаимосвязи между экономическими субъектами отражаются в моделях кругооборота? Что лежит в основе деления системы показателей кругооборота на запасы и потоки?
Различают два типа показателей: а) потоки; б) запасы.
В основе деления на типы лежит измерение количественных показателей во времени. Потоки отражают скорость движения ресурсов в единицу времени (например, тонн в год). Запасы определяют наличие того, что есть в экономике в данный момент времени.
К числу потоковых показателей относятся валовый выпуск (ВВ), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), располагаемый доход, а также расходы на потребление (С), сбережения (S), инвестиции (I), государственные закупки (G), налоги (T), экспорт (E), импорт (Z) и др.
Запасы в макроэкономике характеризуются следующими показателями: имущество – показатель, включающий реальные активы (реальный капитал) и финансовые активы (акции, облигации); национальное богатство – совокупность материальных и культурных благ, накопленных данной страной за всю историю ее существования; реальные кассовые остатки – запас платежных средств, которые экономический субъект желает иметь в наличности.
Система взаимосвязей между экономическими субъектами отражается в моделях кругооборота. Различают три модели кругооборота: а) закрытая модель без участия государства; б) закрытая модель с участием государства; в) открытая модель с привлечением внешнеэкономического сектора.
Закрытая модель без участия государства отражает взаимосвязь между фирмами и домохозяйствами на рынках благ, труда, финансов.
Рис. 13.1. Закрытая модель без участия государства
Экономика находится в состоянии равновесия при следующих условиях:
где Y – национальный доход; С – расходы на потребление; I – расходы на инвестиции;
где Iф – фактические инвестиции; Iпл – плановые инвестиции;
где S – сбережения домохозяйств (разница между доходом и потребительскими расходами).
В случае неравновесия происходит изменение номинальных величин, характеризующих количество потоков тех или иных денежных показателей.
Если потребительские расходы С + I больше объема национального дохода У, то в экономической системе возникает дефицит.
Если расходы меньше доходов, то в экономике образуется запас. Если!!!/ψ ^ /пл, возникает неравновесие.
Отсюда уравнения макроэкономических субъектов будут следующие:
• для домохозяйства Υ = С + S;
• для фирмы Υ = С + I.
Закрытая модель с участием государства отражает вмешательство государства в экономику при следующих ситуациях: а) сбор налогов (Т) и осуществление социальных выплат – трансфертов (TR); б) закупки на рынке благ (G); в) регулирование количества денег в обращении.
Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства: Sg = Т – G.
Если сбережения отрицательные, возникает государственный долг (дефицит государственного бюджета), который может покрываться за счет государственных займов на денежном рынке или рынке ценных бумаг.
Участие государства в кругообороте изменяет уравнения экономических субъектов следующим образом.
Уравнения макроэкономических субъектов:
• для домохозяйства Y = С + Т + S;
• для фирмы Y = С + I + G;
• для государства Y = Т + S.
Условия равновесия:
где S g – сбережения государства; Т – налоги; G – государственные закупки товаров и услуг;
где S нац – национальные внутренние сбережения.
В условиях открытой экономики тождество принимает следующий вид:
где NX – чистый экспорт.
Тождество выполняется применительно к запланированным расходам:
где I н – незапланированные инвестиции.
Если I – S+ NX = 0, то платежный баланс страны сбалансирован. При гибком валютном курсе равновесие платежного баланса имеет тенденцию восстанавливаться автоматически за счет изменения чистого экспорта (VX). При фиксированном валютном курсе в условиях нарушения равновесия используют валютные резервы (VR) как часть сбережений страны: NX – (S – I) = VR. Если VR > 0, то имеет место избыток платежного баланса, идет прирост резервов, если VR < 0, то резервы сокращаются.