Тропы – употребление слов в переносном значении




Звуковые средства выразительности Изобразительные возможности лексики

Изобразительные возможности морфологии Изобразительные возможности синтаксиса

 

 

Тропы – употребление слов в переносном значении

 

Перечень тропов Значение термина Пример
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)
Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированнной головой у Салтыкова-Щедрина
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов)
Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении Талии никак не толще бутылочной шейки (Н.Гоголь)
Метафора, развернутая метафора Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда все стихотворение представляет собой развернутый поэтический образ Со снопом волос твоих овсяных/ Отоснилась ты мне навсегда (С.Есенин)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населенного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведение Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснет Перо, моя отрада…(А.Пушкин)
Олицетворение Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать О чем ты воешь, ветр ночной, / О чем так сетуешь безумно?
Перифраза (или перифраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяются указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи Царь зверей (вместо лев)
Синекдоха   Сравнение     Эпитет   Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением   Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства   Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин) Швед, русский колет, рубит, режет.     Лёд, окрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит (Н.Некрасов)   Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком (С.Есенин)    

 

 

Фигуры речи – обобщенное название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении

Фигура Значение термина Пример
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой строгий, стройный вид…(А.Пушкин)
Антитеза Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов Ты и убогая,/ Ты и обильная,/ Ты и могучая,/ Ты и бессильная./ Матушка Русь! (Н.Некрасов)
Градация (постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Не жалею, не зову, не плачу,/ Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи Швейцара мимо он стрелой/ Взлетал по мраморным ступеням (А.Пушкин)
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Как пошли наши ребята/ В красной гвардии служить -/В красной гвардии служить -/Буйну голову сложить! (А.Блок)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом Мертвые души, живой труп
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приемы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие А вы, надменные потомки/ Известной подлостью прославленных отцов…(М.Лермонтов)
Синтаксический параллелизм Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф Гляжу на будущность с боязнью,/ Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)
Умолчание Фигура, представляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании Поедешь скоро ты домой:/ Смотри ж…Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень / Никто не озабочен. (М.Лермонтов)
Элипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: